гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты



Святой Вацлав - легенды и действительность

Достоверных исторических сведений о св. Вацлаве очень мало, поэтому трудно отделить реальность от добавленного позже вымысла. Мы не знали бы о святом ничего конкретного, если бы саксонский летописец Видукинд (Widukind 925-975) не написал, что в 929 году он покорился королю Восточно-Франкского королевства Индржиху I Птицелову и что его убил родной брат. Еще к этому он добросовестно добавил: «Рассказывают о нем разные чудеса, но т.к. мы их не изучали, то промолчим о них».

Хроника Видукинда (три книги по истории Саксонии) вышла в 967 году. Приблизительно в то же время, но в Чехии, вероятно, была написана так наз. первая старославянская легенда о св. Вацлаве, и легенда Кристиана, которые, скорее всего, были реакцией на мученическую смерть Вацлава и имели амбиции стать более религиозным текстом, чем летописью.

Это же относится и к следующим сообщениям, касающимся святовацлавской легенды - их задачей было не информировать, а почитать и пропагандировать святого. Однако историки из этой информации составили правдоподобный образ жизни Вацлава, сделали выводы о некоторых данных, но обращают внимание на то, что нет полной уверенности в их достоверности.

Монах на княжеском престоле
Наиболее вероятно, что Вацлав родился в 907 году. Он был сыном князя Вратислава (888-921) и внуком первого известного чешского правителя Борживоя I. Вратислав умер, когда Вацлав был еще ребенком, поэтому правление взяла в свои руки его мать Драгомира (890-935).

Святой Вацлав
Святой Вацлав
Должно быть, это была язычница из полабского славянского рода Стодоранов. Власть ее интересовала больше, чем сын, и она отдала его на воспитание свекрови Людмиле (860-921). Она же, наоборот, была образцовой христианкой, и маленького Вацлава воспитывала в том же духе. Кроме того, в своем имении Будеч она дала ему необычайно хорошее для того времени образование, о котором большинство правителей могло только мечтать. Отношение между снохой и свекровью были очень напряженные - Драгомира приказала задушить Людмилу.

Полагают, что Вацлав умел читать и писать на латыни, по-гречески и на славянском языке, был знаком с сочинениями античных философов, по сути, на уровне высшего клира, что было исключительно для светского лица. Так наз. Первая старославянская легенда о св. Вацлаве, которая, вероятно, возникла вскоре после его смерти, повествует об этом однозначно: «Бог дал князю Вацлаву великую милость. Он начал понимать латинские книги, как хороший епископ или священник. И если брал греческие или славянские книги, читал в них без ошибок».

Следующее описание характера и поступков Вацлава кажется еще менее вероятным. Снова обратимся к Первой старославянской легенде. «Наполнял верой всех бедных, оказывал благодеяния, нуждающихся насыщал, … больных кормил, не позволял обижать вдов, любил всех бедных и богатых». Выглядит внушительно, пока не пролистаем старые хроники, чтобы убедиться, что почти теми же словами в них описан каждый положительный герой». Таким витиеватым способом средневековые авторы давали понять читателям, что описываемый человек очень положительный.

Подобный текст, известный как Вторая старославянская легенда рубежа 10 и 11 веков идет гораздо дальше: «Он пешком направлялся к своему полю, своими руками пожинал пшеницу и связывал ее в снопы, укладывал их на плечи свои и слуги и скрывал их в тайном уголке своего дома. Там их своими святыми руками молол на жерновах…». Короче говоря, сам выпекал, и это был не обычный хлеб, а облатки для костела.

По той же причине сам занимался виноделием, чтобы верующие в костеле принимали кровь Христову. В других частях текста можно прочитать, как по ночам он ходил по местности босым и «…от крепости к крепости по крутым склонам гор и глубоким долинам и оврагам, по каменистым тропинкам, скользким ледяным глыбам, распевая псалмы, посещал отдельные костелы. Он подвергал себя таким телесным мучениям, что капли крови из его разбитых ног оставляли за ним след».

Неизвестный автор текста описывает Вацлава как особо усердного монаха со склонностями самобичевания на княжеском престоле, что для церкви того времени было идеалом правителя. Историки считают, что монах или монахи в свои представления о св. Вацлаве проецировали идеалы жизни монастырского общества. По мере течения времени от смерти реального Вацлава в его биографии появлялось все больше добавлений.

Алхимик?
Существует и другое объяснение. Некоторые эзотерики утверждают, что самоотверженный физический труд Вацлава в действительности является аллегорией алхимического Великого Делания.
Святой Вацлав убирает урожай
Св.Вацлав убирает урожай. Фреска на лестнице
Большой башни в крепости Карлштейн
Т.е. комплекса приемов, целью которых является не материя (у алхимиков Философский камень, у Вацлава хлеб и вино, т.е. тело и кровь Христа, которые часто отождествляют с Философским камнем), а духовное изменение адепта. Св.Вацлав - алхимик, посвященный; однако алхимия пришла в Европу, вероятно, позже, вместе с арабской образованностью.

Со временем в этих текстах увеличивалось количество добавленных противоречивых фрагментов. «У него была стройная фигура, а тело такое целомудренное, что он страстно желал прожить жизнь неженатым», - утверждает сочинение Crescente fide Christiana 70-х лет 10 века. Во Второй старославянской легенде о св. Вацлаве написано: «Его брат и земаны вынудили его сожительствовать с женщиной для рождения сына».

Через несколько абзацев неизвестный автор пишет о слуге Вацлава, который помогал ему в работе на полях: «Тот был из всех его компаньонов самый надежный в тайных делах». Слуга был повешен в лесу, но его тело не разлагалось, а волосы, усы и ногти продолжали расти. Его постоянно охранял «орел, посланный Богом». Его тоже провозгласили святым и погребли в храме св. Вита. Некоторым авторам святовацлавских легенд даже известно его имя - Подивен.

Князь, который днем вместо управления страной печет облатки, а ночью не набирается сил для дальнейшего правления, а ходит по холмам, поет псалмы, для многих подданных не казался компетентным главой страны. В первую очередь своему брату Болеславу (915-972), который немного ревновал его и не одобрял введение христианской веры. Однажды, согласно легендам 29 сентября 935 г., между братьями произошел конфликт, текла кровь, вмешались слуги Болеслава, все закончилось смертью Вацлава.

Болеславу достался княжеский престол, а также прозвище Грозный. Летописец Космас в характеристике его жестокого характера мимоходом обмолвился об античном источнике своего литературного вдохновения: «Князь Болеслав, если смеет называться князем этот безбожный насильник, более жестокий, чем Ирод, более суровый, чем Нерон, более бесчеловечный, чем Деций, за что получил прозвище Грозный - такой грозный, что не руководствовался ни размышлениями, ни умом, а поступал своевольно, по своему настроению».

А тем временем около мертвого Вацлава начали происходить удивительные события. Появились свидетельства о свете над его телом, о чудесных исцелениях и видениях, так что Болеслав решил покаяться (или понял, что христианство может быть полезным подспорьем для правителя) и развернулся в противоположном направлении. Он так сокрушался о смерти Вацлава, что приказал перевезти его тело в Прагу для погребения на Градчанах. С той поры всевозможно поддерживал его культ и распространение христианства и даже позаботился об основании в Праге епископства. Это легенды. В действительности в их содержании много неясного - отношения Людмилы и Драгомиры, княжеское образование Вацлава, смена взглядов Болеслава выглядят нелогично и неправдоподобно.

Также вызывают подозрение, как и в случае пары мифических князей Пршемысла и Незамысла, имена братьев Вацлава и Болеслава с таким бросающимся в глаза отличием характеров, в котором можно увидеть косвенное доказательство удивительного единства противоположностей. На это намекают не только на их характеры, но и их имена. Имя Вацлав возникло из старославянских слов, обозначающих «больше славы», и имя Болеслав означает практически то же самое - боле, больше.

Некоторые исследователи приходят даже совсем к крайнему заключению, что ни один из братьев не существовал, хотя истина, вероятно, будет менее определенная. Святовацлавская легенда имеет бесспорную сердцевину, но где конкретно заканчивается история и начинается работа церковных и светских идеологов, наверно, уже не удастся узнать.

Почему Карл IV выбрал для поклонения св. Вацлава? Святой обладал чертами характера, которые Карл особенно ценил и хотел, чтобы они стали образцом для его преемников и подданных - сдержанность, рассудительность, образованность. Свою роль сыграло и то, что культ св. Вацлава уже был популярен в стране, и Карл заметил его государственный потенциал и решил им максимально воспользоваться. Святовацлавский культ жив до сих пор и усиливается в переломные для народа времена.

Была еще одна причина, о которой умалчивают или идеологически искажают. Это отношение Вацлава к Римской империи. Именно оно могло быть более правдоподобной причиной его убийства, чем подчеркиваемое легендами религиозное усердие.

Спор о 120 волах
Летописец Видукинд писал о подчинении Вацлава королю Индржиху Птицелову. В общественном мнении постоянно пугает (а некоторые авторы, политики и демагоги при каждой возможности повторяют) факт, что каждый год чехи были обязаны отдавать немецкому императору унизительную дань в размере 120 волов и 500 гривен серебра. Источники того времени об этом молчат, и неудивительно. Дело в том, что «факт» придумал историк чешского возрождения Франтишек Палацкий, который при этом ссылался на хронику Космаса. Но в той хронике ничего такого не написано. Зато в ней есть кое-что другое: дань здесь вычислена как традиционный налог, который платили еще задолго до Вацлава.

Св. Вацлав
Речь идет о той части хроники Космаса, где представители чехов говорят посланникам императора Индржиха II: «Эту обязанность нам установил Пипин, сын короля Карла Великого, чтобы мы его преемникам на императорском троне ежегодно платили 120 волов и 500 гривен - гривне соответствуют 200 наших монет - об этом засвидетельствовали поколения наших людей следующим поколениям. Это мы каждый год платим безотказно и хотим платить твоим преемникам».

Пипин Короткий жил с 714 по 768 гг., на полстолетия раньше Вацлава. К тому же он не был немцем не только потому, что не существовало немецкого государства, но и потому, что был императором франков, чья империя располагалась в Галлии, на территории нынешней Франции. Историки рассудили, что Космас перепутал Пипина Короткого с Людвиком Благочестивым, но и тот жил задолго до Вацлава и умер в 840 году.

Св. Вацлав никакой дани в виде волов и серебра не завел. «Отец народа» Франтишек Палацкий факт из хроники Космаса, касающийся чего-то другого, вставил в упоминание в хронике Видукинда. Таким образом сфабрикованные сведения 19-20 вв. стали инструментом пропаганды, а сам Вацлав, покровитель и вечный король Чехии - символом коллаборационизма, предательства - в зависимости от обстоятельств выдвигаемый на передний план (во времена Протектората Чехии и Моравии) или отвергаемый (во времена коммунистической власти и т.п.).

Об отношении св. Вацлава к империи в действительности можно только догадываться. Достоверной информации очень мало, а авторов святовацлавских легенд, живших ближе к периоду его жизни, эта сторона его жизни совершенно не интересовала. В распоряжении современных исследователей есть только намеки и дедукция, основанная на этих не очень надежных источниках.

Так возникло представление о действительном правлении и смерти св. Вацлава. Надо заметить, что это образ весьма правдоподобный, однако, неподтвержденный.

В 921-935 гг., на которые, вероятно, приходится правление Вацлава, лучшие годы империи франков были уже позади. За сто лет до того она разделилась на несколько частей и около 920-го года, т.е. начала правления Вацлава, ее восточной частью постепенно завладел саксонский воевода Индржих I Птицелов, о котором пишет Видукинд.

Только его сын Ота I Великий (912-973) официально восстановил римскую империю, и в 962 году во время похода в Италию его короновал Папа Римский. Вацлав, таким образом, не мог посылать Римской империи ни волов, ни серебро, т.к. она еще не существовала.

Однако князь некоторые дани все же платил. Наиболее вероятно, что это была обязанность, унаследованная от предыдущих правителей, как можно увидеть в хронике Космаса. Истинная суть этой дани неизвестна, но вряд ли это был унизительный долг или результат какого-нибудь разгромного военного поражения, а скорее, определенная форма феодального подчинения. Небольшое государство, более слабое, по соседству с восточно-франкским владением этим налогом признавал, что находится в сфере его влияния, одновременно получая некоторые выгоды. Для княжества Вацлава важнейшей выгодой было обеспечение мира и минимального вмешательства в его внутренние дела. При этом авторитет князя возрастал, потому что он становился одним из игроков в игре, при которой возникла Священная римская империя, на долгие годы определившая образ Европы.

Тайна шлема
Вначале своего правления св. Вацлав, как и предыдущие князья, ориентировался, в первую очередь, на Баварию, в которой в Регенсбурге была резиденция архиепископа, к которому относилась чешская епархия. Поэтому можно предположить, что волы и серебро из Чехии следовали в этом направлении. По мере усиления влияния Индржиха Птицелова, прекратилось направление дани в Баварию. Ее правитель Арнуф в 927 году договорился с Индржихом, и Вацлав оказался в изоляции.

Шлем святого Вацлава
Шлем св.Вацлава
Возможно, было и другое направление традиционной дани, но Индржих отправился на Прагу, а дальше было так, как описывал Видукинд. Дань вместо юга стали отправлять на север.

Некоторые источники сообщают, что Индржих подружился с Вацлавом и очень уважал его. Одним из доказательств этого уважения было дарение реликвии - руки св. Вита.

Святые мощи еще при жизни св. Вацлава стали первым экземпляром святовитской сокровищницы в Праге. Вацлав позаботился о строительстве ротонды св. Вита. Когда умер, Болеслав его в ней похоронил. К руке Вита, хранившейся в ящике из драгоценных металлов, украшенном драгоценными камнями, в сокровищницу были добавлены памятные вещи Вацлава - оружие, латы и шлем. Шлем - один из характерных атрибутов св. Вацлава. Выглядит точно так же, как на конной статуе на Вацлавской площади, включая характерный наносник, который как раз представляет загадку и вызывает сомнения о действительном происхождении доспехов. Он имеет форму креста с какой-то фигурой с разведенными в стороны руками. Возникает предположение, что это распятый Христос. Возможно, это связано с легендами, в которых на челе Вацлава появлялся сияющий крест.

Однако наносник направлен вниз под таким углом, что владельцу шлема при первом же случае поломал нос. Кроме того, современные историки искусства определили, что фигура на шлеме не Христос, а с наибольшей вероятностью германо-скандинавский бог Один. Онне прибит на кресте, а привязан к священному дереву.

Присутствие известного языческого божества на голове христианского святого, и к тому же святой - славянин, а Один принадлежит германскому миру - это конфуз. А если еще вспомнить обвинение Вацлава со стороны некоторых патриотов, что он является символом пронемецкого коллаборационизма, то северное божество, сидящее на носу Вацлава, выглядит странно.

Как это произошло, неизвестно. Наносник, вероятно, происходит из доспехов некоего викинга. На шлем его кто-то приделал дополнительно. Один на шлеме св. Вацлава - еще одно напоминание, что чешский мир является результатом постоянного переплетения германского мира с миром западных славян и многими другими культурами, ведь Чехия расположена в центре континента.
Jan A. Novák

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты