гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Юбилейный почтовый блок «Храм св. Вита»

15 октября 2014 года Министерство промышленности и торговли Чешской республики выпустит юбилейный почтовый блок «Храм св. Вита» с одной маркой номиналом 58 крон. На марке композиция из фигуры коленопреклоненного Арношта из его градуала (обиходная книга с песнопениями и текстами для мессы) и первого изображения кафедрального собора из Нюрнбергской хроники Хартмана Шеделя 1494 года. На блоке видим стилизованный собор нашего времени, которому поклоняются ангелы, заимствованные из образа так наз. Клодзской Мадонны. Арношт даровал этот образ монастырю августинцев, который основал в своем родном городе.

Юбилейный почтовый блок Храм св. Вита
Увеличить
Храм св. Вита, Вацлава и Войтеха является доминантой Пражского града. Это трехнефный готический кафедральный собор с тремя башнями, храм пражского архиепископа. Нынешняя постройка возводилась в несколько этапов: 1344-1419, 1490-1510, 1556-1593 и 1873-1929 (западная часть). В 1060-1920 гг. храм был освящен в честь трех выдающихся чешских святых – св. Вита, св. Вацлава и св. Войтеха. До 1997 года назывался храмом св. Вита, отсюда и сокращенное название «Святовитский храм».

21 ноября 1344 года Карл IV, тогда еще королевич и моравский маркграф, со своим давним другом Арноштом из Пардубиц, с отцом Яном Люксембургом и братом Яном Индржихом положил закладной камень кафедрального собора св. Вита в связи с преобразованием пражского епископства в архиепископство. Главным архитектором был Матиаш из Арраса. Строительство он начал с восточного алтаря, чтобы как можно раньше появилась возможность богослужений.

В хор, в плане в виде подковы, он встроил восемь часовен подобной формы, с которыми сочетаются трапециевидные площадки галереи. Он возводит завершение хора с аркадами до трифориума (галереи-балкона). Далее строит восточную часть длинного хора с единственной часовней на северной и двумя на юной сторонах. С юга начинает строительство, включая наружную кладку часовни св. Креста, которая сначала располагалась отдельно от строящейся части кафедрального собора, с северной стороны, начиная от ризницы.

После смерти Матиаша из Арраса работы продолжил в 1356 году Петр Парлерж, происходивший из династии известных строителей. Он использовал непривычный для того времени сетчатый реберный свод так наз. Парлержовского типа, который по сути является цилиндрическим сводом с вырезами для окон, красивым декором несущих ребер.

Прага. Кафедральный собор свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Кафедральный собор свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Прага. Кафедральный собор свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Кафедральный собор свв. Вита, Вацлава и Войтеха

Св. Вит - трехнефный храм с поперечным нефом, трифориумом и венцом из часовен. Самая знаменательная из них часовня св. Вацлава возведена над его могилой. Это помещение почти кубической формы Парлерж перекрыл неизвестным до того времени звездчатым сводом, опоры которого переместил, в отличие от традиционных сводов, из углов помещения на стены.

Прага. Часовня св. Вацлава в кафедральном соборе свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Часовня св. Вацлава в кафедральном соборе
свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Прага. Часовня св. Вацлава в кафедральном соборе свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Часовня св. Вацлава в кафедральном соборе
свв. Вита, Вацлава и Войтеха

Святовацлавская часовня была освящена в 1367 году, а декор появился в 1373 году. До 1368 года около часовни св. Вацлава появилось южное преддверие, а на его втором этаже - комната для хранения чешских коронационных регалий. Потом Парлерж начал строиетельство большой башни для колоколов, которую его последователи возвели до высоты 55 м. Хор был перекрыт сводом и закончен в 1385 году.

Прага. Дверь в часовне св. Вацлава, ведущая к коронационным регалиям
Дверь в часовне св. Вацлава, ведущая
к коронационным регалиям
Прага. Чешские коронационные регалии, хранящиеся в кафедральном соборе свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Чешские коронационные регалии, хранящиеся
в кафедральном соборе свв. Вита, Вацлава и Войтеха

После смерти Карла IV Парлерж еще продолжал строительство, а спустя 20 лет после смерти императора скончался и он. Интерес последователей уменьшился. Сыновья Парлержа огородили стройку бревенчатым забором, а фрагмент храма закрыли стеной. Так кафедральный собор простоял следующие 500 лет.

Во время правления Владислава II Ягелло был построен королевский ораторий в стиле поздней готики, авторство которой приписывают архитектору Бенедикту Риду (Бенедикту Рейту). Он связывает кафедральный собор со Старым королевским дворцом.

После Великого пожара Града и Малой Страны 1541 года, уничтожившего много построек, во время последовавшего ремонта в 1556-1561 гг. был построен западный Вольмутов хор, завершающий недостроенный храм. В 1770 году появился барочный медный купол башни, в которой были повешены колокола.

Прага. Недостроенный кафедральный собор свв. Вита, Вацлава и Войтеха. 1836
Недостроенный храм св. Вита. 1836
Прага. Королевская усыпальница в кафедральном соборе свв. Вита, Вацлава и Войтеха
Королевская усыпальница в храме св. Вита

Западная часть нефа с фасадом и двумя 80-метровыми башнями была пристроена в 1873-1929 гг. по проекту Йозефа Краннера и Йозефа Моккера. В сентябре 1929 года при участии президента Т.Г.Масарика и архиепископа Франтишека Кордача было завершено строительство храма по случаю тысячелетия со дня убийства св. Вацлава.

Помимо богослужений храм используется как сокровищница чешских коронационных регалий, мавзолей чешских королей и галерея скульптурных и живописных портретов. Декором западной части собора занимались Франтишек Кисела, Макс Швабинский, Альфонс Муха, Карел Сволинской, Отакар Шпаниель, Войта Сухарда и др. В 1934-45 гг. архитектор Камил Рошкот оформил гробницу чешских королей. В 50-е годы было отремонтировано южное преддверье с новыми воротами по проекту архитектора Яна Сокола.

Согласно декрету кардинала Влка от 23 апреля 1997 г. к тысячелетию смерти св. Войтеха кафедральный собор был освящен в свв. Вита, Вацлава и Войтеха, потому что это освящение получила предыдущая романская базилика Спитигнева II от епископа Гебхарта в 1074 г.

Фрагмент изображения на конверте первого дня
Фрагмент изображения на конверте первого дня
Автором почтового блока является академический живописец и график Ян Каван, в гравюре некоторой части блока и конверте первого дня принимал участие график и гравер Милош Ондрачек.

Блок размером 100х130 мм с маркой 50х40 мм отпечатан офсетом в сочетании с черной гравюрой в типографии Почты.

К марке прилагается конверт первого дня выпуска с юбилейным штемпелем. Конверт украшает композиция из изображений тех, кто в числе самых первых имеет заслуги в строительстве собора. Лица в нижнем трифориуме сохранились весьма поврежденными, однако впечатляют своим одухотворенным выражением и разнообразием. Это Карл IV, Ян Люксембург, Арношт из Пардубиц, далее первый и второй строители - Матиаш из Арраса и Петр Парлерж. В композиции сплетаются свободные ребра Парлержова свода из южного преддверья. Изображение на конверте выполнено способом глубокой печати в коричнево-зеленых тонах.

Штемпель восходит к гербу Арношта из Пардубиц, а оконный масверк (готический декоративний каркасный орнамент) типичен для творчества Петра Парлержа. На конверте дата: Прага, 15.10.2014. Номер марки в каталоге 821, она действительна с 15 октября 2014 года.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты