гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|
Рораты - музыкально-литургическая форма утренней Марианской мессы во время Адвента. До II церковного собора в Ватикане и его реформ эту мессу служили во время Адвента ежедневно практически в каждом костеле. Утверждение, что рораты характерны только для Чехии, не означает, что их больше нигде не знали и не пели. В средневековье рораты были популярны во Франции, поют их и в Польше.
Корни адвентной роратной мессы уходят во времена Карла IV - император с епископом Арноштом из Пардубиц установил традицию регулярных утренних месс к Деве Марии, которые проводили в течение всего года. Позже к этим мессам добавилась в период Адвента особая музыкальная традиция, которая практиковалась в первую очередь в среде утраквистов - представителей умеренного крыла в гуситском движении, главной отличительной чертой которого по отношению к католикам являлось причащение всех верующих под обоими видами - sub utraque (specie), - откуда и их название. Развитие роратов достигло вершины в 16 веке. С того времени сохранилось несколько региональных вариантов, из которых наиболее распространенным был Краловеградецкий. Рораты составлены следующим способом. Использовались несколько мелодий грегорианского хорала, к которым был написан новый чешский текст. В такое новое пение (например, Introitus, Kyrie и др.) в определенных местах еще были вставлены песни. Так возникла уникальная форма, когда части хорала создают мысли, далее развиваемые в песнях. Хоралы всегда исполняли литераторские братства с хоров, а к пению песен присоединялся по памяти народ. Однако в 1783 году во время реформ Иосифа II литераторские братства были упразднены. Это привело к упадку традиции роратов. В 19 и начале 20 вв. предпринимались попытки их возобновления, которые вели к деформации текстов и мелодии. Последним было издание роратов в Чешском сборнике церковных песнопений в 1930 году. Хотя Д. Орел и попытался обновить мелодии роратов, но тексты были существенно переделаны, а рораты, к несчастью, сокращены. Так пострадала главная черта роратов - дуализм «хорал / песня». В настоящее время ведутся дискуссии, как в обновленной литургии сохранить это сокровище чешской церковной музыки. Название «рораты» происходит от входного песнопения Introitus четвертого воскресенья Адвента. Оно начинается словами пророка Исайи 45.8: «Rorate caeli desuper et nubes pluant iustum, aperiatur terra et germinet salvatorem et iustitia oriatur simul ego Dominus creavit eum» (Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает вместе правда. Я, Господь, творю это). На рораты шли ранним зимним утром по хрустящему снегу, освещая себе путь фонариком или свечой. Во время исполнения роратов в костеле постепенно зажигают все большее количество свечей, и он становится светлее. Одновременно зажигаются одна за другой и четыре свечи на адвентном венке. Усиление света в сочетании с пением символизирует приближающийся приход Христа, который является Светом миру. |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|