гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Реликвии св. Вита Мощи св. Вита князь Вацлав получил от короля Индржиха I Птицелова. В честь св. Вита был освящен и костел, который князь Вацлав основал на Пражском граде. Почитание св. Вита, мученика периода преследования христиан во время римского императора Диоклетиана, началось в Чехии еще до этого королевского подарка. Его корни уходят далеко в 9 век и связаны с кельтской миссией.
Согласно историческим справкам, мученик Вит был 12-летним сыном знатного римлянина. Ни его возраст, ни происхождение не предотвратили его мучительную смерть за его христианскую веру. Останки Вита в 8 веке были перевезены из его могилы в итальянской Лукании во Францию, где хранились в аббатстве Сан-Дени у Парижа. В 836 году были перенесены в аббатство Корвей на реке Везер. Здешний монастырь служил как бы базой для миссионеров, которые направлялись сюда из далекой Ирландии еще до прихода Кирилла и Мефодия в Моравию. Также в Моравии у Старого Места был костел св. Вита, который входил в число старейших местных храмов. Некоторые авторы считают, что христианское почитание св. Вита было выбрано как противопоставление культу славянского бога Свантовита. Благодаря похожему звучанию имен св. Вит должен был постепенно заменить языческий культ. Шлем, кольчуга и меч св. Вацлава Могила св. Вацлава осталась нетронутой во время перестройки ротонды в романскую базилику. Впервые она была вскрыта в первой половине 14 века во время правления Карла IV. Тогда правитель приказал возложить на голову святого чешскую королевскую корону, которую сам приказал изготовить. Останки св. Вацлава были вложены в металлический саркофаг в форме дома и доныне хранятся в часовне св. Вацлава. Таким образом тело святого остается в течение столетий на том же месте, которое можно назвать самым священным в Чехии.
Одним из свидетелей коронации чешских королей является и таинственный меч, называемый святовацлавским. Долгое время считалось, что он принадлежал самому князю Вацлаву. Сейчас его происхождение считается более поздним и предполагается, что его приказал изготовить Карл IV. Однако в старых инвентарных книгах находим запись о мече Вацлава. Самое раннее упоминание о нем исходит из 1060 года, когда князь Спитигнев II заменил на Пражском граде святовитсткую ротонду более благоустроенной базиликой. В состав базилики св. Вита входило помещение, в котором хранились драгоценности того времени. Кроме останков св. Вита и иных предметов здесь были все доспехи св. Вацлава, включая и меч. Между тем временем и временем Карла IV могла произойти замена меча - романского на готический. Но с 1060 по 1387 г. не нашлось ни одного свидетельства об утрате первоначального меча.
Важным предметом почитания св. Вацлава является его шлем. Он, или как минимум, его часть забрала и наносника, могут происходить со времени святого. По мнению некоторых исследователей это был именно тот шлем, который помог святому выиграть битву со зличанским князем Радиславом. В решающий момент когда должен был начаться бой между двумя князьями, на челе Вацлава засиял ослепительный знак креста. Вероятно, это было отражение солнечных лучей от крестика, который оформлял наносник шлема. Была ли то игра света или тайная помощь распятого Христа, изображенного на наноснике с раскинутыми руками, или проявление самого Вацлава как Солнечного бога, является вопросом, на который каждому нужно ответить самому.
Третья часть святовацлавских доспехов состоит из двух частей - кольчуги и оплечья. Кольчуга выполнена из преимущественно железных и частично золотых колец. Оплечье, которое защищало шею и плечи, также выполнено из железных колец, только воротник окаймляют три ряда золотых колец. Весь комплект доспехов со старых времен обозначен как «lorica beati Wenceslai», т.е. «Доспехи св. Вацлава». О доспехах существует мнение, что они с 9 века и что св. Вацлав действительно мог их носить. Корона св. Вацлава Королевская корона, называемая Святовацлавской, является самой священной из чешских королевских регалий. Во времена правления Карла IV она находилась на черепе св. Вацлава. Император и чешский король Карл IV приказал изготовить ее примерно в 1346 г. как главный предмет почитания св. Вацлава. Корона, символ чешской государственности, считалась собственностью св. Вацлава, который ее, будучи покровителем страны, давал в пользование чешским правителям. Для коронационных регалий было обустроено помещение с семью замками, которое доныне служит своему назначению.
Не исключено, что Святовацлавская корона была переделана из более старшей, Пршемысловской. На короне находится большое количество драгоценных камней, которые в ноябре 1998 года были еще раз тщательно исследованы. При этом было обнаружено, что центральный «рубин» в центре лилии на передней части короны является рубеллитом, происхождение которого неизвестно. Он может быть из Бирмы или, более вероятно, из Афганистана. Вспомним, что до Афганистана дошел со своим войском за полторы тысячи лет до правления Карла IV другой могущественный правитель и мистик, македонский царь Александр Великий. Название шпинель может быть связано с латинским spina - позвоночник. У Карла IV были проблемы с позвоночником, и на многих картинах он изображен согбенным. По мнению целителей, работающих с драгоценными камнями, шпинель служит для разблокирования, как физического, так и душевного, она улучшает кровообращение. Шпинель связана с высшей, теменной чакрой и называется камнем медитации. Другие драгоценные камни на короне, помимо шпинели - это сапфиры, изумруды, рубины и аквамарин, который считали «зеленым сапфиром». Его месторождения издавна находились в Шри-Ланке, Афганистане, Индии, Пакистане и др. странах. Аквамарин называют «камнем провидцев, мистиков и поиска чистого сердца» и связывают его с чакрой в районе горла.
Название сапфира, который когда-то называли епископским камнем, происходит от греческого слова sappheiros - синий. Издавна сапфиры входили в число самых популярных камней, и им приписывали исключительные свойства. Своим владельцам они приносили силу, почет и бессмертие. Они представляли наивысшие духовные ценности. Сапфиры тоже связаны с чаркой около горла. Изумруд, смарагд (от греческого smaragdos - зеленый) был также почитаем с давних времен. Подобно шпинели, связан с верхней чакрой, а также с чакрой сердца и лба. Согласно легенде из смарагда был изготовлен и Святой Грааль. Изумруд содержит весеннюю зелень и праматерию жизни. Рубину, камню цвета голубиной крови, издавна приписывали магическую силу. Его тоже считали камнем жизни. Он защищает тело от болезни, а душу от дьявола. Его красный цвет считается королевским и напоминает высшую, красную стадию алхимического деяния rubedo, когда рождается Философский камень - вещество, которое чудесным образом влияет на то, с чем смешивается. Если происхождение изумрудов неизвестно, то рубины, вероятно, из Шри Ланки и Бирмы. Камни дополняют 20 жемчужин, происходящих, вероятно, из Индийского океана. На самом верху короны в золотом крестике помещен сапфир и резьбой, на которой изображен распятый Иисус Христос. В этот крестик вставлен шип из его тернового венка. Bohumil Vurm |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|