гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Дева Мария Вышеградская, называемая ДождевойДева Мария Вышеградская, так наз. «Дождевая», в вышеградской базилике в четвертой боковой часовне с левой стороны храма в центре неоготического алтаря между св. Вацлавом и св. Людмилой. Образ, написанный на доске, попал на Вышеград, вероятно, в конце правления Карла IV, который привез ее со своей коронационной поездки в Италию. Согласно другой версии исследователей образ написал приблизительно в 1356 году Ян Очко из Влашима, второй чешский архиепископ и первый кардинал, для алтаря уже несуществующего костела Смирения Девы Марии при богадельне поблизости от Подскали.
Вероятно, в 1397 году к образу был добавлен серебряный оклад, частично позолоченный, с вырезом по контуру фигуры Мадонны и дитя. Оклад для защиты паломнической иконы приказал изготовить пробст Вышеградского капитула Вацлав Кралик из Буржениц (ум. 1416). Он состоит из размещенных в виде мозаики 35 прямоугольных фрагментов серебряного листа со знаком Вышеградского капитула - перекрещенных ключей, имперского орла и чешского двухвостого льва. В украшающей застежке на платье хранится ценная реликвия - частичка платья Марии под хрустальным стеклом. Так образ стал почитаемым реликварием. Образ попал в коллекцию Рудольфа II, который ему, вероятно, преподнес вышеградский пробст Inocenc Moniga (1595-1608), происхождением из Италии, который был его личным капелланом. Согласно другой версии, образ был постоянно на Вышеграде. С 1638 года Вышеградскую мадонну стали называть Дождевой. В старые времена привлек внимание случай с чудотворным образом Девы Марии Дождевой. Рудольф II в 1596 году подарил его тайному советнику Ондржею Ганневальду из Экерсдорфа (Ondrej Hannewald z Eckersdorfu), который в 1606 году подарил его костелу свв. Петра и Павла, где для образа была оформлена часовня, позже названная Ганневальдской. Однажды когда наступило особенно сухое лето, грозившее гибелью урожая, покойная супруга дарителя, пани Ганневальд, во сне явилась вышеградскому канонику и посоветовала ему организовать процессию с образом до Эмаузов и просить дождя. Когда процессия отправилась в Эмаузы, дождь начался до того, как они дошли до цели. Дождь шел и три следующих дня. Люди в этом увидели совершенное Мадонной чудо. В будущем процессия направлялась в Эмаузы или к св.Панкрацу каждый раз, когда наступало засушливое время. В редких случаях просьбы оставались не услышанными.
О значимости этих процессий свидетельствует и то, что однажды приняло участие 20 тыс. человек. Просительные процессии на Вышеград проводились в течение 17 и 18 веков. Хотя император Иосиф II запретил их, на многих местах и на Вышеграде они продолжались. В 1769 году оклад был дополнен рельефными коронами с кованым орнаментом из листового серебра работы ювелира J.J.Brullus младшего по заказу Анны Марии из Экерсдорфа. К паломническому образу была изготовлена черная рама, с боков украшенная десятью позолоченными дисками и литыми латунными аппликациями с растительным декором. В конце 19 века были добавлены сегменты латунных позолоченных лучей нимба, украшенных цветными стеклышками. Оклад был снят с образа в начале 20 века. Образ был выставлен на престижной выставке «Красивые чешские мадонны» в 1908 году. Потом образ «Дождевой мадонны» был поставлен в центре складного неоготического алтаря без оклада. Оклад, рама и лучи нимба были выставлены в тогдашнем музее капитулы на Вышеграде. После закрытия музея хранились в резиденциях каноников. При реконструкции храма в 80-90-е годы 20 века образ отреставрировал Моймир Гамсик (1921-2007). После этого он был взят в постоянную экспозицию Национальной галереи сначала в монастыре св. Иржи, потом св. Анежки. В процессе реставрации выяснилось, что образ был урезан сверху и снизу. Для алтаря в Вышеградской базилике художник и реставратор Ян Пасалек написал качественную точную копию с использованием исходной технологии. Серебряные рельефные короны Девы Марии и маленького Иисуса выставлены в экспозиции сокровищницы в Вышеградской базилике. Остальные части хранятся в депозитарии капитула. Часовня Девы Марии Шанцовской в базилике свв. Петра и ПавлаДругая вышеградская Дева Мария получила название Шанцовская, или на Крепостных стенах.
Костел был частично демонтированным и встроенным в крепостные стены - шанцы. Вскоре статуя начала творить чудеса, исцелять больных. В 1764 году для нее была построена часовня Девы Марии на Крепостных стенах, с которой сняли освящение во время правления Иосифа II. Она расположена перед костелом Обзеглавливания св. Яна Крестителя. К южной стороне алтаря в базилике свв. Петра и Павла прилегает часовня Девы Марии Шанцовской, первоначально освященная в честь св. Анны, которая в 1741 году была перестроена, и в нее помещена статуя Девы Марии из закрытой часовни. После 1887 года в рамках последнего, седьмого этапа перестройки базилики Шанцовская часовня была опять перестроена, добавлен еще один этаж, прорезаны неоготические окна с витражами, а верх перекрыт крестовым сводом.
Стены украшают росписи из жизни Девы Марии работы известного венского живописца Karla Jobsta (1835-1907), свод люнета украшены декоративными росписями супругов Франтишека и Марии Урбан. Неоготический алтарь и скамьи исполнены по проекту архитектора Йозефа Моккера в 1894-95 гг. Посреди алтаря с балдахинами между меньшими статуями св. Цецилии и св. Катержины с конца 19 века располагается барочная статуя Девы Марии Шанцовской.
Деревянная полихромная статуя представляет стоящую Деву Марию с маленьким Иисусом у ее левой руки. У обеих фигур на голове королевские короны из позолоченного кованого листового серебра. У правой руки Девы Марии помещен королевский позолоченный жезл. Иисус правой рукой благословляет, а в левой держит королевскую позолоченную державу с крестом.
Под статуей размещается дарохранительница. В восточной стене часовни есть ниша, в которой помещается стеклянная шкатулка с вероятными останками Пршемыслов, могила которых была уничтожена в 1420 году, а их кости были разбросаны по кладбищу. Karel Lojka | ||||||||||
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|