гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Дева Мария Вышеградская

Дева Мария Вышеградская, называемая Дождевой

Дева Мария Вышеградская, так наз. «Дождевая», в вышеградской базилике в четвертой боковой часовне с левой стороны храма в центре неоготического алтаря между св. Вацлавом и св. Людмилой. Образ, написанный на доске, попал на Вышеград, вероятно, в конце правления Карла IV, который привез ее со своей коронационной поездки в Италию. Согласно другой версии исследователей образ написал приблизительно в 1356 году Ян Очко из Влашима, второй чешский архиепископ и первый кардинал, для алтаря уже несуществующего костела Смирения Девы Марии при богадельне поблизости от Подскали.

Прага. Дева Мария Вышеградская, называемая Дождевой
Дева Мария Вышеградская, Дождевая
Образ написан на деревянной доске, и сюжет его по типу относится мадонне смиренной (dell Umillta). Божья Мать Дева Мария как простая женщина присела на зеленом цветущем лугу, чтобы покормить свое дитя. На обратной стороне образа надпись: «Образ написан рукой св. Луки». У Девы Марии вокруг головы нимб из 12 звезд, она в синем простом платье с оборками внизу. Правая нога святой покоится на полумесяце, лежащем в траве. Маленький Иисус, тоже с нимбом, завернут в богато украшенную ткань, говорящей о его королевском происхождении.

Вероятно, в 1397 году к образу был добавлен серебряный оклад, частично позолоченный, с вырезом по контуру фигуры Мадонны и дитя. Оклад для защиты паломнической иконы приказал изготовить пробст Вышеградского капитула Вацлав Кралик из Буржениц (ум. 1416). Он состоит из размещенных в виде мозаики 35 прямоугольных фрагментов серебряного листа со знаком Вышеградского капитула - перекрещенных ключей, имперского орла и чешского двухвостого льва. В украшающей застежке на платье хранится ценная реликвия - частичка платья Марии под хрустальным стеклом. Так образ стал почитаемым реликварием.

Образ попал в коллекцию Рудольфа II, который ему, вероятно, преподнес вышеградский пробст Inocenc Moniga (1595-1608), происхождением из Италии, который был его личным капелланом. Согласно другой версии, образ был постоянно на Вышеграде.

С 1638 года Вышеградскую мадонну стали называть Дождевой. В старые времена привлек внимание случай с чудотворным образом Девы Марии Дождевой.

Рудольф II в 1596 году подарил его тайному советнику Ондржею Ганневальду из Экерсдорфа (Ondrej Hannewald z Eckersdorfu), который в 1606 году подарил его костелу свв. Петра и Павла, где для образа была оформлена часовня, позже названная Ганневальдской. Однажды когда наступило особенно сухое лето, грозившее гибелью урожая, покойная супруга дарителя, пани Ганневальд, во сне явилась вышеградскому канонику и посоветовала ему организовать процессию с образом до Эмаузов и просить дождя. Когда процессия отправилась в Эмаузы, дождь начался до того, как они дошли до цели. Дождь шел и три следующих дня. Люди в этом увидели совершенное Мадонной чудо. В будущем процессия направлялась в Эмаузы или к св.Панкрацу каждый раз, когда наступало засушливое время. В редких случаях просьбы оставались не услышанными.

Прага. Костел свв. Петра и Павла на Вышеграде
Костел свв. Петра и Павла на Вышеграде
Прага. Дева Мария Вышеградская, называемая Дождевой
Дева Мария Вышеградская, Дождевая

О значимости этих процессий свидетельствует и то, что однажды приняло участие 20 тыс. человек. Просительные процессии на Вышеград проводились в течение 17 и 18 веков. Хотя император Иосиф II запретил их, на многих местах и на Вышеграде они продолжались.

В 1769 году оклад был дополнен рельефными коронами с кованым орнаментом из листового серебра работы ювелира J.J.Brullus младшего по заказу Анны Марии из Экерсдорфа. К паломническому образу была изготовлена черная рама, с боков украшенная десятью позолоченными дисками и литыми латунными аппликациями с растительным декором. В конце 19 века были добавлены сегменты латунных позолоченных лучей нимба, украшенных цветными стеклышками.

Оклад был снят с образа в начале 20 века. Образ был выставлен на престижной выставке «Красивые чешские мадонны» в 1908 году. Потом образ «Дождевой мадонны» был поставлен в центре складного неоготического алтаря без оклада. Оклад, рама и лучи нимба были выставлены в тогдашнем музее капитулы на Вышеграде. После закрытия музея хранились в резиденциях каноников.

При реконструкции храма в 80-90-е годы 20 века образ отреставрировал Моймир Гамсик (1921-2007). После этого он был взят в постоянную экспозицию Национальной галереи сначала в монастыре св. Иржи, потом св. Анежки. В процессе реставрации выяснилось, что образ был урезан сверху и снизу. Для алтаря в Вышеградской базилике художник и реставратор Ян Пасалек написал качественную точную копию с использованием исходной технологии. Серебряные рельефные короны Девы Марии и маленького Иисуса выставлены в экспозиции сокровищницы в Вышеградской базилике. Остальные части хранятся в депозитарии капитула.

Часовня Девы Марии Шанцовской в базилике свв. Петра и Павла

Другая вышеградская Дева Мария получила название Шанцовская, или на Крепостных стенах.

Прага. Дева Мария Вышеградская, называемая Шанцовской
Дева Мария Вышеградская, Шанцовская
Ее традиция возникла относительно недавно. В 1725 году Михал Хох (Michal Hoch), баварский подмастерье каменщика, заказал резчику Шимону Талеру (Simon Thaler) деревянную полихромную статую Мадонны с маленьким Иисусом и поместил ее тогда в костеле Обзеглавливания св. Яна Крестителя, освящение которого было отменено.

Костел был частично демонтированным и встроенным в крепостные стены - шанцы. Вскоре статуя начала творить чудеса, исцелять больных. В 1764 году для нее была построена часовня Девы Марии на Крепостных стенах, с которой сняли освящение во время правления Иосифа II. Она расположена перед костелом Обзеглавливания св. Яна Крестителя.

К южной стороне алтаря в базилике свв. Петра и Павла прилегает часовня Девы Марии Шанцовской, первоначально освященная в честь св. Анны, которая в 1741 году была перестроена, и в нее помещена статуя Девы Марии из закрытой часовни.

После 1887 года в рамках последнего, седьмого этапа перестройки базилики Шанцовская часовня была опять перестроена, добавлен еще один этаж, прорезаны неоготические окна с витражами, а верх перекрыт крестовым сводом.

Прага. Костел Обезглавливания св. Яна Крестителя на Вышеграде
Костел Обезглавливания св. Яна Крестителя на Вышеграде
Прага. Костел Ave Maria на Вышеграде
Костел Ave Maria на Вышеграде

Стены украшают росписи из жизни Девы Марии работы известного венского живописца Karla Jobsta (1835-1907), свод люнета украшены декоративными росписями супругов Франтишека и Марии Урбан. Неоготический алтарь и скамьи исполнены по проекту архитектора Йозефа Моккера в 1894-95 гг. Посреди алтаря с балдахинами между меньшими статуями св. Цецилии и св. Катержины с конца 19 века располагается барочная статуя Девы Марии Шанцовской.

Прага. Часовня Девы Марии Шанцовской в костеле свв. Петра и Павла на Вышеграде
Часовня Девы Марии Шанцовской в костеле свв.Петра и Павла
Прага. Часовня Девы Марии Шанцовской в костеле свв. Петра и Павла на Вышеграде
Часовня Девы Марии Шанцовской. Витражи

Деревянная полихромная статуя представляет стоящую Деву Марию с маленьким Иисусом у ее левой руки. У обеих фигур на голове королевские короны из позолоченного кованого листового серебра. У правой руки Девы Марии помещен королевский позолоченный жезл. Иисус правой рукой благословляет, а в левой держит королевскую позолоченную державу с крестом.

Прага. Часовня Девы Марии Шанцовской в костеле свв. Петра и Павла на Вышеграде
Часовня Девы Марии Шанцовской в костеле свв.Петра и Павла
Прага. Часовня Девы Марии Шанцовской в костеле свв. Петра и Павла на Вышеграде
Часовня Девы Марии Шанцовской в костеле свв.Петра и Павла

Под статуей размещается дарохранительница. В восточной стене часовни есть ниша, в которой помещается стеклянная шкатулка с вероятными останками Пршемыслов, могила которых была уничтожена в 1420 году, а их кости были разбросаны по кладбищу.

Karel Lojka

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты