гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Орган в костеле свв. Петра и Павла на ВышеградеОрганист должен уметь реагировать и импровизировать. Ему приходится приспосабливаться к тому, что происходит внизу. «У каждого священника свой темп. Священники старшего возраста некоторые части мессы исполняют более медленно, и органист должен играть в соответствии с этим», - говорит 26-летний Ондржей Валента, главный органист Вышеградского капитула. Он хорошо знает, что органы отличаются один от другого, и на них нельзя исполнить все.
Вышеградский орган отличается тем, что его выключатель находится в соседнем помещении. Когда музыкант подходит к незнакомому органу, он пробует выключатели один за другим, чтобы включить двигатель и иметь возможность играть. В обязанности старшего органиста входит обеспечение музыкой прихода и капитула - для богослужений, включая похороны, свадьбы и крестины. Здесь также проводится много концертов. Капитул проводит различные мероприятия для каноников, для групп паломников и туристов. Старший органист следит за состоянием органа и проведением профилактических работ. На Вышеграде играют два органиста. В настоящее время переходный период. У бывшего пана органиста был юбилей - 50 лет игры на вышеградском органе. Сейчас он размышляет, уйти на пенсию или продолжить играть. - Сколько труб у вышеградского органа? Если количество регистров умножить на количество клавиш, то получится 2400 труб. Это дорогой инструмент, один из лучших в Праге. - Меняете ли вы репертуар, когда идете играть в другой костел? Да, потому что, например, произведения 19 века на барочных органах звучат плохо или их вообще невозможно исполнить. У барочных органов меньший диапазон. Им не хватает несколько нижних тонов, которые начали использовать в более позднее время. Приспосабливание - дополнительная работа, которую не могут оценить слушатели. Трудности возникают с коллективами, у которых отработанный репертуар, и они хотят его исполнить в костеле, совершенно неподходящем для этого. На Вышеграде тоже имеются проблемы такого рода, потому что орган построен в 1903 году чешскими мастерами. Лучше всего на нем звучит музыка 19 или рубежа 19 и 20 веков и чешская музыка. Вышеградский орган подражает симфоническому оркестру.
Вышеградским гимном является «Вышеград» Сметаны. Один чешский виртуоз после смерти композитора адаптировал произведение для органа. Вышеградский орган как раз с того времени, которое подходит и по периоду, и по тематике. - Меня заинтересовали ваши туфли. У органистов особая узкая обувь, изготавливаемая специально для них. Бывает разных цветов, чтобы гармонировала с одеждой. Часто такая же обувь, которую используют танцоры. Но кто по-настоящему умеет играть, тот сыграет и в резиновых сапогах. В Праге много молодых органистов. Это город с академиями и консерваториями. В небольших городах возникают проблемы, что некому передать место органиста. В Праге много костелов, и найти место работы несложно. Но не всегда церковь может оплачивать работу органиста. Некоторые органисты получают такую маленькую зарплату, что на нее не прожить. - Чем орган отличается от других клавишных инструментов? Все инструменты подобны, у них есть клавиатура. Отличие в том, что у рояля или клавесина (чембало) струны, а у органа трубы. К тому же на органе играют еще и ногами, тоже на клавиатуре, но имеющей большие размеры. На рояле играют пальцем, которым можно менять силу звука. На клавесине (чембало) и органе нет такой возможности. Сильно нажали пальцем, или слабо - звук будет одинаковый.
По бокам пульта расположены включатели регистров, которые меняют тембр звука, который можно комбинировать. Т.к. на каждый тон приходится одна труба, то трубы могут быть разной формы и сделаны из дерева или металла. На одной клавише можно играть один тон, но также там может быть на октаву выше или ниже, или этот один тон могут играть несколько труб одновременно. Это можно по-разному комбинировать. Однако все органы отличаются друг от друга. - Где органист может репетировать помимо костела? Сначала он репетирует во время учебы в школе. У нескольких музыкантов дома есть настоящие органы - некоторым органистам, дающим концерты, имеет смысл сделать такое большое вложение денег. Также дома могут быть различные электронные инструменты. Они могут иметь, например, три мануала и педаль, на них можно играть руками и ногами, а звук идет из компьютера, где записан звук реального органа, от барочного до самых новейших. Lucie Poštolková. 2016 |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|