гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Первые иезуиты, двенадцать членов Общества Иисуса пришли в Прагу 21 апреля 1556 года и обосновались в обветшавшем доминиканском монастыре у св. Климента неподалеку от Карлова моста. Постепенно построили этот огромный комплекс Климентинум как место воспитания, культуры и социальной помощи. Была здесь и аптека. К 1726 году иезуиты превратили Клементинум в самый большой барочный комплекс в Праге и второй по величине после Пражского града.
Их коллегиум служил местонахождением университета, астрономической обсерватории, математического музея, и здесь всегда была библиотека. Национальная библиотека с самым большим книжным фондом в Чешской республике располагается здесь и в наше время.
Клементинум оказывает влияние на чешскую культурную среду. Однако освещение его место в ней неудовлетворительно. Мнение об иезуитском мракобесии, подавляющем образование и расширяющем невежество широко распространено и совершенно ошибочно. Наоборот, орден иезуитов был одним из самых образованных, его задачей было учить и расширять образование. Разумеется, образование католическое, что не было и не является синонимом мракобесия. К тому же еще часть общественного мнения также связывает иезуитов с инквизицией, что является следующей ошибкой. Инквизицией занимались, в первую очередь, доминиканцы. И еще одна ошибка связана с присутствием иезуитов в Чехии - их мнимое превосходство в управлении Университетом. После битвы на Белой горе оно, конечно, имело место, но продолжалось относительно недолго - только в период Тридцатилетней войны. Потому что потом очень быстро вмешался пражский архиепископ Арношт кардинал Гаррах, канцлер Университета. Раздор продолжался несколько лет и закончился поражением иезуитов и победой архиепископа Гарраха, канцлерский титул которого был подтвержден (1653). Однако фактически победил император, который постепенно укрепил свой контроль над Университетом. В течение 18 века терезианские реформы завершили централизацию всей системы образования в императорской канцелярии. Интересно, что габсбургский император Фердинанд II, белогорский победитель, в спорах иезуитов с архиепископом, не занял сторону иезуитов. Сохранилось письмо, написанное в 1630 году Папе Римскому Урбану VIII, где император жалуется на иезуитов, которые осложняют его усилия по рекатолизации. Кардинал Гаррах был представителем умеренного крыла рекатолизаторов. Он был против изгнания некатоликов из Чехии, утверждая, что нужно истребить ересь, но не еретиков. В 18 веке в иезуитском образовании особенно проявился значительный консерватизм. Вероятно, его истоки были в обязательном повиновении Папе Римскому, т.е. официальной католической доктрине. Из этого следовало стремление любой ценой, не только формально, но и фактически, придерживаться решения курии Папы Римского. Например, запрет коперниканизма, но не гелиоцентризма.
На фресках плафона Старого математического зала и в шести медальонах вокруг них изображены помимо схем затмения Солнца и Луны, четыре возможные модели планетарных систем: Птолемея, Тихо Браге, Риччоли и Коперинка. Т.е. у студентов во время астрономических и математических лекций «запрещенная» планетарная система была прямо над головой! Объяснение простое. Была запрещена не гелиоцентрическая теория, а философская концепция Коперника (иногда используется термин «коперниканизм»). Различие в содержании. Теория может быть какой угодно, астроном - свободный создатель теории. Важно, чтобы теория надежно и точно предсказывала небесные явления. На этом компетенция астронома заканчивается и начинается компетенция физика. Физик должен изучать, какая из моделей подходит физически. Там, где заканчивается компетенция физика, начинается компетенция философа и теолога. Они должны ответить на вопрос, почему структура именно такая. Т.е. у них фактически два вопроса - каково действительное устройство, которое мы видим, и почему оно именно такое.
Некоторые научные дисциплины были издавна отдельны, а философия и теология проводили их синтез и анализ. Конечно, было возможно, что один ученый мог охватить несколько дисциплин, но тогда в тексте он должен был указать переходы от одной дисциплины к другой (например, от астрономии к физике). Коперник эти разделы размыл, говоря современным языком, работал интердисциплинарно. В результате, с одной стороны, поставил все науки в один ряд - астрономия, математика, физика, философия, теология имеют одинаковые права и обязанности. С другой стороны, поставил под угрозу налаженную и проверенную методику - науки высшего уровня проводят синтез и анализ подчиненных наук. А именно в этом была суть философских и теологических споров, но вовсе не чисто теологических. Известно, что в комплексе зданий Клементинума долгое время располагалась Государственная обсерватория. Сейчас посетитель Праги увидит ее Астрономическую башню, заметную издалека в панораме Праги. В обсерватории была служба точного времени, магнитометрические и астрономические замеры, метеорологическая служба. Служба времени была чрезвычайно важна для всей западной части Австрийской империи.
Перед метеорологической станцией стоит статуя, посвященная математику Йозефу Степлингу. В 1775 году он основал эту станцию. Он был первым директором обсерватории. Императрица Мария Тепезия заказала этот монумент в память о заслугах Йозефа Степлинга. В Астрономической башне находится так называемая Комната меридиана. Название происходит от струны, натянутой на полу - это Пражский меридиан. Солнечный свет проникает через маленькое отверстие и оставляет пятнышко света на противоположной стене. Пятнышко движется, и когда оно оказывается разрезанным струной строго пополам, наступает астрономический полдень.
Это малюсенькое пятнышко имеет большое значение. Когда оно сигнализирует о полудне, с балкона, опоясывающего башню, машут флагом. До 1918 года сигнал флагом сопровождался выстрелом из пушки, стоявшей неподалеку от Старой замковой лестницы, и пражане могли слышать, что наступил полдень. Не только им Клементинум сообщал время. Железная дорога всей западной части Австро-Венгерской империи работала по часам Клементинума. Восточная часть империи руководствовалась временем из обсерватории Будапешта. В башне есть коллекция флагов. Красный и белый - цвета Чехии. Белый использовался во время войн. Черный и желтый - цвета Австро-Венгрии. Этим способом сообщали время до 1926 года, когда сигнал точного времени стали передавать по радио. Но сигнал на радио поступал из Клементинума.
У входа в Зеркальную часовню (Zrcadlova kaple) стоит бюст Моцарта. Говорят, Моцарт был сильно впечатлен красотой Большой Барочной библиотеки Клементинума. Она содержит старинные манускрипты и двое очень интересных часов. Часы указывают на сомнения того времени в планетарной системе Коперника и того, что Солнце находится в ее центре. Часы слева основаны на планетарной системе Тихо Браге - Земля расположена в центре Вселенной. Другие часы отражают гелиоцентрическую систему Коперника. Когда часы идут, планеты движутся и показывают свое точное положение на небе.
Большую Барочную библиотеку (1720) нужно видеть. Херувимы, к которым, кажется, веками никто не прикасался, находятся наверху книжных полок, серия глобусов различных размеров - в центре зала. Очень важно, что на одном из шкафов на балконе написано «bibliotheca nationalis». Это начало Чешской Национальной библиотеки. В конце 18 века Рафаэль Унгар выбрал книги, написанные на чешском языке, и поместил их в этот книжный шкаф. Большинство книг были на латыни и на немецком языках, а также и на других. | ||||||||||||||||
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|