гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
На углу улицы Каролины Светлой, ранее Поштовской, и Аненской улочки стояли до 1896 года три небольших дома около дворца графа Дейма. Средний из них, čp 205 был перестроен из костела св. Яна, который называли «На броде», потом «На Забрадли» (У перил, у ограждения), а потом «на сметиште» (На помойке).
У брода он назывался, когда на этом месте был брод через Влтаву до того, как староместские мельники построили плотину. У ограждения - когда Старе Место было огорожено городской стеной, которая не берегу проходила позади домов старой Поштовской улицы. В то время около св. Яна была калитка к воде. На помойке стали называть еще позже, когда на берег Влтавы стали вывозить городской мусор со Старого Места. Во время правления императора Иосифа II костел был закрыт, лишен освящения и в 1896 году и вовсе снесен, вместе с двумя домами по бокам. На их месте был построен большой жилой дом. Костел св. Яна был основан в 1120 году, его закладной камень был обнаружен во время сноса. Было здесь три дома, средний, перестроенный из костела, находился намного ниже уровня улицы. Несколько ступенек вели вниз в его коридор, а оттуда еще ниже во двор дома.
Если бы название костела происходило от бывшей калитки или крепостных стен, то называли бы «в стене», как костел св. Штепана на другом конце улицы, или костел св. Мартина в стене. На изображении проспекта Саделера 1606 года костел св. Яна тоже был в стене городских укреплений, со входом в него снаружи. В то время Старе Место со стороны реки уже не было огорожено, а часть стены осталась здесь, потому что никому не мешала. И ворот около костела на изображении нет, и Аненской улочки. Только стена и к югу от нее какие-то домики, вероятно, приход. С северной стороны было кладбище, на котором после закрытия костела был построен узкий дом, а к югу, бывший приход также был перестроен на дом, который углом касался здания упраздненного костела. Жилье, размещавшееся в закрытом костеле, было странно поделено. В передней части долгие годы был рассадник греха. Удивительные перемены под сводом костела!
В последней апсиде было жилье угольщика, который складывал уголь во дворе, на бывшем кладбище. В прямоугольной пристройке со стороны реки окна первого этажа были на уровне тротуара, коридор ниже, а двор - еще ниже. Оттуда изогнутая лестница вела на следующие три этажа. В одной из квартир было хорошо видно перекрытие костела. Интересным был и чердак - четвертый этаж. Окна здесь были узкие, квартиры неправильной формы, будто кто-то пытался в круглой форме разместить прямоугольники. Между прямоугольниками были коморки, имевшие форму клина. Неспокойно жилось в доме, ранее предназначенном для богослужений. Сразу после упразднения костела появилась легенда о последней, ночной мессе в бывшем костеле. Во время реформ Иосифа II у костела было отменено освящение в 1784 году, а в 1789 он был продан шлифовальщику Дауму за 300 золотых. В приходе, говорят, осталось жилье пономаря Розводы, который раньше служил у Девы Марии на Лоужи на Марианской площади. В тот день, когда отменили освящение костела и вынесли из него богослужебные принадлежности, пономарь не удержался, и вечером зашел в упраздненную святыню. Там он горько плакал и по поводу опустевшего костела, и о своей судьбе, что лишился работы и нечем кормить семью. Потом отошел в свое жилье и лег спать. Ему не спалось. Внезапно он увидел, что открылись двери и вошел священник в черном облачении и кивнул ему, чтобы следовал за ним. Охваченный тоской пономарь вскочил и под влиянием своих бывших обязанностей поспешил за священником в бывшую святыню. Совсем недавно пономарь был в костеле и видел, что он опустошен и разграблен. Теперь на алтаре горел свет, и алтарь был приведен в порядок, как обычно. У пономаря не было времени на размышления, священник уже начал заупокойную мессу. Пономарь от всей души приступил к своим обязанностям, прислуживал священнику, одновременно пытаясь понять, кто же тот священник, лицо которого ему знакомо.
Через какое-то время пораженный пономарь опомнился и по памяти выбрался из темного костела в свое жилище. Вскоре исполнилось благословение ночного призрака священника - пономарь нашел новую работу, и счастье сопутствовало ему. О ночных мессах вся округа св. Яна на Забрадли знала еще во время, когда тут проводились богослужения. И священник однажды вошел в святыню и услышал обрывки молитв, но никого не видел и никто на его обращение не отозвался. И только пономарь узнал тайну ночных месс в этом костеле. Однако не все привидения этого упраздненного костела успокоились после отслуженной мессы. Пока костел не снесли, в его бывшей башне появлялся черный человек в облачении. Ходил от окна к окну и смотрел в небо.
Особа в черном облачении стоит у окна и смотрит в небо. Вдруг по небу полетела звезда. Человек метнулся из окна, как резиновый, поймал в руку падающую звезду и зажег ею все свои пальцы, чтобы они горели, как свечи. Тут нашего любителя поспать охватил ужас. Он вскочил, никак не мог найти дверь. Когда же нашел выход, помчался домой. Как долго черный человек светил своими зажженными пальцами, никто не знает, но говорят, что от «незапамятных времен». Думают, что это был вор, который по ночам крал в костеле свечи с алтаря, а теперь в наказание должен светить собственными пальцами. Зикмунд Винтер писал, что в 16 веке здесь был хитрый звонарь по имени Макудера, который сам воровал в костеле свечи, и не только свечи. По ночам относил и дрова. Наверно, черный человек - это был Макудера. Звонарь-вор ловил с неба звезды и зажигал ими свои пальцы. Сейчас неизвестно, где он светит своими воровскими пальцами. Говорят, что на крыше нынешнего жилого дома, который возвышается на месте старенького костела. Кроме Макудеры, звонаря-вора, здесь были и другие призраки. Так на бывшей колокольне, верхнюю часть которой срезали и сравняли все под одной крышей, перешептывались колокола. В ночной тиши с 23 до 1 часу звучало: цим, чрим, цим-цим, будто колокола перебирает костлявая рука. И когда колокола шептались, потом обязательно кто-нибудь здесь умирал. В одной квартире под самым перекрытием от костела появлялись белые духи, а также и на лестнице дома. И в апсиде, где жил угольщик, по ночам слышали звон колокола, чувствовали, что тут кто-то ходит, но никого не было видно.
Подвал Деймового дворца был местом для пыток, и там закопано много костей. А в самом дворце появляются призраки. Удивительно, что из памяти людей исчезает какая-то часть реальности далекого прошлого, а потом она появляется и передается из поколения в поколение в форме слухов и выдумок. В начале 15 века на месте дворца Деймов был дом инквизиции с камерами пыток. Кости под Деймовым дворцом могут быть также и с кладбища св. Яна. | ||||||||||
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|