гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
При костеле св. Илии в Гусовой улице на Старом Месте пражском стоит просторное старинное здание бывшего монастыря доминиканского ордена. Упомянутый костел известен также под названием «У доминиканцев».
Бывшее монастырское здание располагается от Гусовой улицы до узкой и короткой Яловцовой улицы. В этой улочке на первом этаже виден портал, в котором сейчас расположен вход в отель Savic. Над порталом сохранился вытесанный из камня знак ордена доминиканцев. На нем изображена собака, которая несёт в пасти горящий факел (этим, и созвучностью с лат. Domini canes, обусловлено распространение неофициального названия ордена «Псы Господни»), чтобы выразить двойное назначение ордена: преданно охранять веру Церкви от ереси и просвещать мир проповедью Божественной Истины. Монашеский орден доминиканцев основал испанец Доминик де Гусман. В 1216 году утвердил Папа Римский Гонорий III. Орден имел право проповедовать, поэтому назывался проповедническим. В Чехии доминиканцы поселились вскоре после основания своего ордена. Уже в 1226 году заняли костел св. Клемента на Поржичи. Оттуда в 1232 году переселились на Старе Место на участок нынешнего Клементинума. Там стоял старый св. Клемента, построенный в 11 веке, при котором доминиканцы основали монастырь. В том же 1233 году Папа Римский Григорий IX основал так называемую инквизицию. В то время римско-католическая церковь во главе с папством была на вершине своего могущества и буквально господствовала над душами людей. Церковь воспитывала людей в слепом послушании, ограничивая их дух. Под заблуждениями понимала любые сомнения в предписаниях веры, догматах и устройстве римско-католической церкви, любые размышления. Чьи взгляды не совпадали с церковью, кто не принимал ее устройство во всем, того преследовали и наказывали как еретика. Все епископы римско-католической церкви уже своим положением были обязаны выдавать заблудших светским учреждениям для наказания как еретиков. Еретиков наказывали сожжением.
Заблуждения распространились среди чехов уже в начале 13 века. Чешский дух недолго терпел душевные путы, которыми церковь удерживала над народом свою власть, на которой основано было и ее светское господство. В нем прижилось учение вальденсов - секты, возникшей в конце 12 века в итальянском Пьемонте и в Южной Франции. Основателем секты вальденсов считается Петер Вальдус (Пьер Вальдо), богатый купец в Лионе, который путешествовал по Франции, Италии и другим странам, где усердно проповедовал, призывая народ вернуться к первоначальной чистоте нравов и простоте христианской церкви. Реформатор Вальдус посетил и Чехию, где, говорят, и умер. Его учения нашли значительный отклик у чешского народа. Об этом свидетельствует булла Папы Римского Иннокентия IV. В булле, выпущенной 19 августа 1244 года венгерским архиепископам и епископам, Папа жалуется, что ересь в Чехии достигла такой силы, что уже призывает к борьбе против матери церкви не только простой народ, но и вельможей и панов. Что они избрали себе какого-то архиеретика Папой, почитают его вместе с его учениками, напитавшись ядом из его учений. Чтобы убивающий дух недуг не распространялся дальше, Папа Римский произнес проклятье на того архиеретика, которого чехи называли Папой, а также на его учеников и приверженцев. Он приказал венгерским епископам прибегнуть к помощи короля и наказать еретиков. Спустя несколько лет, в 1257 году чешский король Пршемысл Отакар II сам обратился к Папе Римскому за помощью против ереси в своей стране. Папа предоставил королю помощь. Отправил в Чехию двух немецких монаха - доминиканца и минорита, по имени Бартоломей и Ламберт, для проведения инквизиции. Это первые известные пражские инквизиторы. В то же время пражский епископ Ян II из Дражиц в синодальном постановлении пражской епархии приказал, чтобы каждый, знающий о ереси, докладывал о еретиках ему или инквизиции. Более многочисленные и подробные сообщения о деятельности пражской инквизиции сохранились со следующего, 14 столетия. Во время правления Яна Люксембурга по Праге и Чехии распространялось учение вальденсов и альбигойцев. Его приверженцы не признавали ни Папу Римского, ни священников, заново крестились и всевозможно размышляли о догматах римско-католической церкви. Поэтому король Ян в 1315 году приказал пражскому епископу Яну IV из Дражиц основать инквизиционный суд. Ведомство инквизиторов было доверено доминиканцам у св. Клемента на Старом Месте. В их монастырском здании находилась тюрьма и судебный зал. Доминиканцы позаботились о том, чтобы заполнить тюрьму. Усиленно выслеживали еретиков в Праге и в сельской местности. По закону, сохранившемуся до того времени в римско-католической церкви, судебной властью над еретиками в равной мере обладали епископы и инквизиторы. Без разрешения епископа никого нельзя было содержать в суровых условиях в тюрьме, подвергнуть пыткам или осудить. Однако доминиканцы с епископом не считались. Многие их жертвы страдали в монастырской тюрьме у св. Клемента. Четырнадцать из них осудили на сожжение. Среди осужденных был и лекарь Рихард, написавший книгу, в которой доминиканцы углядели ересь. Осужденные избежали смерти благодаря решительному вмешательству епископа Яна, поспешившего к эшафоту со своими чиновниками, и своей властью вырвал их из рук инквизиторов. Лекаря Рихарда освободил на месте, некоторым после отречения от ереси дал свободу, остальных признал невиновными. После этого епископ сместил инквизиторов из ведомства, за что доминиканцы оговорили его перед Папой Римским. Что потворствует еретикам. Папа лишил епископа его должности и только спустя 11 лет после расследования вернул ее. Новых инквизиторов для Пражской и Оломоуцкой епархий - доминиканца Колду и минорита Гартмана - Папа Римский назначил сам мандатом от 1 мая 1318 года. Говорят, в тот год в Праге сожгли на костре 18 еретиков. В 1341 году в монастыре у св. Клемента обосновался силезский инквизитор и доминиканский монах Ян Швенкфельд, которого в Прагу Ян Люксембург пригласил в Прагу для исполнения функций инквизитора «злости еретиков». Инквизитор Шенкфельд был убит в монастыре доминиканцев. Несколько человек выманили его из дома под предлогом исповеди и убили кинжалами. Убитого инквизитора доминиканцы потом почитали как «благословенного мученика». В 1374 году в качестве инквизитора упоминается пражский монах Йогл, в 1393 году владимирский епископ Микулаш, а в 1395 году приходской священник Мартин.
Это был красивый дом с двумя фасадами. Один фасад был обращен к Влтаве, а второй, украшенный зубцами и башенками был напротив монастыря, направлен на Аненскую площадь. Как крепость выступал в улочках Старого Места пражский двор «инквизиторов злости еретической», чтобы инквизиционным судом и темнотой тюремных камер подавить в зародыше любое непослушание церкви. На пражской земле в то время вспыхнуло противодействие. Церковь сама довела до него народ. Жажда светской власти все больше отдаляла ее от учения Евангелия. Излишнее богатство лишило священников нравственности. Большое количество монастырей, в которых разгульно жили монахи, нашествие нищенствующих монахов из-за границы стала обременительной для Праги и Чешского государства. Сам Карл IV, строитель двора инквизиторов, пригласил в Прагу немецкого проповедника Конрада Вальдхаузера, чтобы тот своим усердием исправил злоупотребления в церкви. Проповеди Вальдхаузера вызвали в жителях Праги небывалый отклик. Доминиканские инквизиторы привлекли Вальдхаузера ответить перед епископом за две еретические статьи. Их жалоба не возымела успех. Позже они составили из его проповедей 18 статей, в которых обвиняли его в ереси. Пример Вальдхаузера воодушевил и чешских проповедников - Милича из Кромержижа и др. С обвинением Милича выступили нищенствующие монахи, которых он остро критиковал в своих проповедях. Они составили из его проповедей 12 статей, в которых нашли ересь. Жалобу подали Папе Римскому и ждали, чтобы Милич предстал перед инквизиционным судом. Папа 13 января 1374 года выпустил буллу к пражскому архиепископу Яну Очко из Влашима, «в которой извещал его, о каких ересях, сказанных Миличем, до него дошли достоверные известия, и что если это так, то выражал свое удивление халатностью епископов и инквизиторов, которые не приняли меры и не послали ему сообщение». В тот же год Милич был вызван в инквизиционный суд, но не явился. Вместо этого он отправился к папскому двору в Авиньоне, чтобы там защитить себя. На родину уже не вернулся, потому что умер в Авиньоне. Недовольство церковью стало явным, когда против нее выступил Ян Гус. В 1408 году пражский архиепископ Збинек Зайиц из Газнбурка принял меры против сторонников Яна Гуса и двум из них, Зикмунду и Микулашу из Веленовиц, называемому Абрахам, запретил проповедовать. Потом священник Абрахам был выдан инквизитору Ярославу, епископу из Ларепты, обвинен в высказываниях ереси, «что не только священникам, но и мирянинам разрешено проповедовать Евангелие». Абрахам был заключен в тюрьму инквизиции и осужден к изгнанию. Учреждением инквизиции тогда руководил упомянутый Ярослав, епископ Сарептский, вместе с доктором богословия и приором монастыря Мауритиусом, которого называли Рвачкой (Драка).
От имени Гуса 30 августа 1414 года перед инквизитором пражской епархии Микулашем, епископом Назаретским, предстал как доверенное лицо Ян из Есенице. Он спросил инквизитора, известно ли ему, какие заблуждения или ересь у Яна Гуса. Инквизитор ответил в присутствии свидетелей, специально для этого приглашенных, «что не замечал за ним никакого заблуждения или ереси, а во всех его делах и поступках он был человеком правильной католической веры». Пражская инквизиция была бессильна против справедливого движения, центр которого был в Праге. Ей пришлось довольствоваться пустыми угрозами и отступить перед движением, захватившим все слои населения, чтобы в результате вспыхнуть явным сопротивлением Риму. Противники Гуса возлагали все свои надежды на Папу Римского и церковный собор в Констанце. Гус отправился в Констанц в надежде, что там церковное собрание выслушает его, а оказался перед инквизиционным трибуналом, который его осудил к смерти. Смерть через сожжение разделил с ним в Констанце и его друг Иероним. Папа Римский Мартин V 22 февраля 1418 года выпустил буллу не только архиепископу пражскому и епископу оломоууцкому, но и всем архиепископам соседних стран, в которой приказывал преследовать всех участников и помощников осужденных еретиков Виклефа, Гуса и Иеронима. Одновременно Папа Римский изложил правила, которые при преследовании еретиков должна была соблюдать служба инквизиторов при помощи светской ветви, чтобы были готовы к клятве против заблуждений или будут наказаны как еретики. Однако Папа Римский опоздал с приказами. Прага была гуситской. Ненависть к римской инквизиции вылилась в пражские гуситские восстания в 1420 году. Пражский люд и табориты уничтожили монастырь доминиканцев-инквизиторов у св. Клемента на нынешней Карловой улице. Избили несколько монахов. Староместская община в 1421 году конфисковала двор инквизиторов и еретиков у Староместских мельниц и передала его жителю Праги по имени Барох. Согласно другой версии, пражский архиепископ Конрад из Вехты, перешедший на сторону гуситства, сдал двор в аренду некоему Влашеку за 22 коп чешских грошей. Римская инквизиция исчезла из Праги на 200 лет. После поражения на Белой горе она обрушилась на чешский народ с новой силой, поддерживаемая габсбургскими наемниками и управляемая иезуитами, доминиканцами и другими католическими орденами. В то время доминиканцы жили в удаленном старом Анежском монастыре на Старом Месте. Одновременно с иезуитами, с которыми постоянно были не в ладах, они были призваны к насильному восстановлению католицизма на чешской земле.
Доминиканцы перестроили костел. Фердинанд II отобрал у некатоликов все дома поблизости от костела. Владельцев и жителей этих домов, которые не хотели выселяться добровольно, доминиканцы выгоняли из домов, дома сносили, а на их месте построили новый монастырь. При костеле св. Илии было гуситское кладбище с памятниками гуситским проповедникам. Доминиканцы неистовствовали на нем. Кладбище ликвидировали и превратили в сад, в котором для забавы монахов устроили кегельбан. Потом принялись поблизости у костела укреплять власть католической церкви. Выслеживали некатоликов, которые находились «в еретическом заблуждении». С улицы к порталу костела св. Илии ведет несколько ступеней. На этих ступенях стояли на коленях еретики, принуждаемые доминиканской и иезуитской инквизицией к покаянию в своих заблуждениях. Свод костела при новых владельцах расписал Вацлав Райнер, изобразив битву доминиканцев с заблудшими и врагами церкви. Фердинанд II подарил доминиканцам у св. Илии также и небольшой костел св. Яна на Забрадли, стоявший ближе к Староместским мельница, у двора инквизиторов ереси. При костеле было кладбище с приходским домом и школой. Также и улица, на которой стоял новый монастырь доминиканцев с костелом св. Илии, получила новое название и стала Доминиканской.
О судьбе старого дома инквизиторов у Староместских мельниц, который называли «домом еретиков», историк К.В.Зап написал следующее: «Еще к концу 1847 года с Анненской площади был виден старинный фасад с башенками и зубьями - единственный образец такого рода, который оставался в Праге и который, тем не менее, был бездумно разрушен, чтобы уступить место жилому дому. Здесь был в 14 веке дом инквизиционного суда еретиков, и следы от пуль, которые можно было на нем увидеть, свидетельствовали о давно забытых боях, свирепствовавших у этой стены». В старом доме еретиков темными лестницами и коридорами проходили в готический зал, в котором, вероятно, проходили собрания инквизиторов. В 19 веке в том зале располагался и проводил свои собрания цех мельников. В том доме родился д-р Антонин Стробах, первый пражский староста, избранный пражанами в 1848 году. Старый дом еретиков был перестроен на нынешний большой, четырехэтажный дом с зеленой штукатуркой čp 203, который одним фасадом обращен к Анненской площади, а другим - на улицу Каролины Светлой. Исчезли и дома поблизости от него. Соседствовавший с домом еретиков костел св. Яна на Забрадли был закрыт в 1784 году, продан в 1789 году, а позже перестроен в жилой дом. Еще в конце 19 века можно было увидеть романскую апсиду, выступающую из стены дома - остатки бывшего костела. Из всей этой группы построек сохранилась в доме čp 209 в улочке На Забрадли только небольшая деталь - рельеф из белого мрамора, изображающий въезд Христа на осле. Рельеф этот из костела св. Яна на Забрадли, стоявшего рядом с домом еретиков. Сейчас он вмурован в стену во дворе дома čp 209, в котором был трактир «У Золотой избушки» (U Zlate chaloupky). Трактирщик использовал каменный рельеф в своем кегельбане в качестве подставки. Позже рельеф был вмонтирован на нынешнее место на память об исторической постройке этого занимательного пражского места. Josef Veselý. 1926 | |||||||
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|