гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Время кафедральных соборов

Юргманнова пл., 18
Костел Девы Марии Снежной

В 1284 году обрушился свод кафедрального собора во французском Бове, вознесшийся на высоту 48 м. Выше уже мечты готики не устремлялись. Дело в том, что строители кафедральных костелов, каменотесные мастерские 13-14 вв. прекращают свою работу.

Прага. Храм св. Вита на Пражском граде
Храм св. Вита на Пражском граде. 1887
Прага. Вид на Вацлавскую площадь и костел Девы Марии Снежной
Вид на Вацлавскую площадь и костел Девы Марии Снежной. 1848

3 сентября 1347 года, на следующий день после своей коронации, император Священной Римской империи и король чешский Карл IV основал кармелитский монастырь и кафедральный костел. Храм, освященный в честь Девы Марии, должен уравновесить Карлову императорскую резиденцию. Он строился на другом берегу Влтавы, напротив строящегося св. Вита. Он должен был стать другой чашей весов Божьего правосудия.

Средневековые ученые, мистики и посвященные различали время и вечность. Вечность, без начала и конца, принадлежит Богу. В ней рассеяна история людей, подвластная времени. Подобно египетским фараонам, средневековье было охвачено страстью заколдовать время.

В этот период, почти как призрак, появляется новый художественный стиль - готика. Никакой другой стиль до него и никакой после не может лучше выразить эзотерическую суть христианства, а точнее - созерцательную веру в Бога. Готика большинству неграмотных людей заменяет Библию и сочинения схоластиков - в стрельчатой арке и перекрещивании ребер исполнились мечты поколений строителей, своей выразительностью указывает на суету земного и указывает цель человеческой жизни - стремление к Богу.

Трудно согласиться с мнением, что готическое искусство возникло «само собой», что было логическим выражением строительного прогресса, чудесной эволюцией искусства старых мастеров. Вероятно, ответ о приходе готики лежит совсем в другом месте. Возможно, ее корни в священной Долине царей и величественных пирамид, откуда пришли основы тайных наук, алхимии - архитектурным выражением которой стала готика.

Прага. Костел Девы Марии Снежной
Костел Девы Марии Снежной
Прага. Костел Девы Марии Снежной
ВКостел Девы Марии Снежной

Появление стрельчатой арки, чуда готической архитектуры, позволяющего кафедральному собору «хлынуть вверх, как источнику», окутано тайнами. Согласно одной версии, идею стрельчатой арки привезли тамплиеры как элемент восточного строительства, которое использовало ее еще раньше мастеров готики. Согласно другой версии - стрельчатая арка выражает, или точнее, копирует сложенные руки человека, погруженного в молитву к Деве Марии. И в этой версии можно заметить следы влияния тамплиеров - только после их таинственных действий в церкви того времени развилось почитание Девы Марии. Тамплиеры считали Деву Марию ключом к пониманию Святого Грааля, и таким образом, всего христианства.

Гуситские войны воспрепятствовали тому, чтобы самый высокий свод в Чешском королевстве был завершен достойной храмовой башней. Храм в нынешнем виде является только частью, расширенным пресбитерием (алтарем) задуманной Карлом постройки.

Гравюра 1830 года показывает, насколько значительной доминантой должен был стать недостроенный храм и как он заметно выделялся в первоначальной готической застройке, которая необратимо исчезла в глубинах времени…

Прага. Храм св. Вита на Пражском граде
Храм св. Вита на Пражском граде. 1825
Прага. Вид на Вацлавскую площадь и костел Девы Марии Снежной с Конских ворот
Вид на Вацлавскую площадь с Конских ворот. 1830

Идее, что храм должен выражать структуру Вселенной и человеческой индивидуальности, почти 4000 лет. Так построили свой табернакль (шатер) Моисей и Соломон, подобная форма и у готических соборов. Они строились в плане как магический крест, направленный передней частью на северо-восток, откуда в день летнего солнцестояния восходит солнце. Основой плана постройки является сам Иисус Христос: его голова - пресбитерий (алтарь), руки - поперечный неф, а ноги - храмовое пространство и преддверие. Так в каждом храме заключен Логос, Слово Божье.

Крест также является алхимическим иероглифом тигеля - в нем во время процесса prima materia, как и Иисус Христос, подвергается страданиям, чтобы была очищена, одухотворена для последующего воскрешения.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты