гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
После сожжения Яна Гуса гнев его сторонников в Чехии, в основном простого народа, был направлен на священников и монахов с обвинением их в смерти реформатора. Люди разделились на два лагеря в зависимости от способа причащения - только облаткой или вином с облаткой. Уже в 1415 году чашники, сторонники причастия под обоими видами, овладели многими костелами. Когда в 1419 года король Вацлав IV приказал вернуть эти костелы католикам, волнение в народе настолько усилилось, что пришлось оставить чашникам хотя бы три костела. В это время 30 июля произошло кровавое столкновение с новоместскими членами городского управления, выброшенными из окон канцелярии прямо на штыки разгневанной толпы. Угроза Вацлава «уничтожить всех Гусов и Виклефов» подлила масла в огонь. После внезапной смерти короля казалось, что народу уже ничто не может помешать. Во время дефенестрации народ не ограбил городских чиновников - дорогие шапки, серебряные пояса были положены на мертвые тела, чтобы показать, что дело в мести, а не в грабеже. Однако к народу присоединились элементы, мечтающие об обогащении, как это произошло в картезианском монастыре «Сад Девы Марии».
Как горестный день смерти Отца Чехии Карла был отмечен пожаром монастыря крестоносцев, так и смерть Вацлава озарил пожар монастыря, основанного Карлом. Весть о кончине короля быстро достигла Праги. Возможно, еще ночью 16 апреля, когда вечером он умер, и развязала страсти в народе, в последние дни встревоженного подавить сторонников причащения под обоими видами. 17 августа в Праге вспыхнули бунты против монастырей и духовенства под одним видом причастия. Гнев вызвало их недавнее возвращение в свои костелы. Сброд выместил свою злость на костелах, монастырях и приходских домах во всех трех пражских городах. Крушили образы, ломали органы, разбрасывали святые мощи.
Народ врывался в кельи, ломал мебель, выбрасывал монашеское облачение во двор, добрался до монастырской кладовой, брал все, что там нашел. Потом в подвале напился вином, а остальное выпустил из бочек на землю. Потом ворвались в храм, выкрикивая монахам унизительные слова и угрожая оружием. Алтарь, ковчеги, статуи Господа и Матери Божьей разбили, табернакли и ларцы поломали, а святые мощи из них высыпали, головы святых побросали, Тело Божье осквернили. Пол в храме тоже повредили - разбили мраморные надгробные доски и вытащили погребенных. Монахи смотрели на это с ужасом в глазах, ожидая последних мгновений своей жизни, но народ опасался такого масштабного убийства. Когда все уже было разбито, а народ немного удовлетворился произволом, монахов заставили выйти и повели их из монастыря по дороге к воротам Малой Страны, чтобы они предстали перед членами городского самоуправления и обсудили причастие под обоими видами. Ворота оказались закрыты, и пока ожидали их открытия, сброд осыпал монахов унизительными словами. То же повторилось и у Мостовых ворот. Когда процессия проходила по улицам Малой Страны, в домах открывались окна, выглядывали жители. Некоторые выражали свое одобрение, но большинство осуждали бесчинства толпы и выражали сочувствие монахам. На мосту часть толпы хотела сбросить пленников в реку, но все же удалось довести их до ратуши. Ворота ратуши были заперты, что послужило поводом к крикам, что их надо вернуть на мост и утопить. Члены городского управления, бывшие в ратуше, не допустили этого. Они спустились и завели монахов через черный ход в здание. Наверху бургомистр сердечно приветствовал их, убеждая, что город не виновен в их мучениях, что не собирается их арестовывать, а хочет защитить от беснующейся толпы. Монахи провели ночь в ратуше, а утром помолились и задумались о возвращении в свой монастырь. Однако при выходе в дверях они повстречали помощника, который сообщил, что несколько пьяных людей продолжают разбойничать в монастыре. Тогда меховщик Вацлав Штрабох, один из членов городского самоуправления, сопроводил монахов в «Иерусалим» - цистерцианский дом, некогда построенный Яном Миличем из Кромержижа. Там тоже было недостаточно безопасное место, и в тот же день, 18 августа, монахов отвели в дом Саксонского герцога.
Народ тем временем поджег монастырь, и через несколько часов от него остались только тлеющие руины, кирпичи от которых люди продолжали разбрасывать. Члены городского управления не могли всему этому помешать. На мосту они встретили некого Марека, пьяного, ради насмешки надевшего на себя облачение священника. Его арестовали и сразу казнили. Подобных буянов на пожарище было много, их арестовывали, а украденные вещи отбирали. Народ на следующий день освободил пленников и продолжал дебоширить в городе. Разбил красивое мраморное надгробие архиепископа Альбика в храме Девы Марии на Лоужи. Монахи не рискнули выйти на улицу. В Саксонском доме их навестили члены городского управления и вернули им найденные в монастыре вещи. Поскольку у монахов теперь не было своего дома, и не было надежды на скорое наступление покоя, они покинули Прагу. Штрабох вывел их через Горские ворота, проводил до виноградников, где попрощался с ними, предоставив им для охраны в пути двух стрельцов. Они дошли до Тисмице к пану Яну Врбику, а 21 августа дошли до Колина, заночевав там в доминиканском монастыре. 22 августа пришли в цистерцианский монастырь в Седлеце. Монахи как раз обедали, когда аббату Якубу объявили о приходе картезианцев. Аббат и весь конвент приветствовали гостей, угостили и приютили их. Аббат предоставил им кельи и отдельную часовню, чтобы они могли жить в Седлеце согласно своему уставу. Неизвестно, присутствовал ли приор Маркварт во время уничтожения картезианского монастыря «Сад Девы Марии» или позже вернулся к своим монахам, но осенью он был в Седлеце и оттуда императору Зикмунду послал в Венгрию сообщение с просьбой о помощи. Зикмунд отправил им деньги и пообещал, что как только наведет порядок в Чехии, поможет восстановить дело отца и деда своего. Из Праги пришли новости, что значительная часть мещан не одобряет поступок сброда, что пражане объединились с панами и королевой Жофией для восстановления покоя в стране. Монахи из других картезий (монастырей) посылали братьям по вере утешительные письма. Однако надежда на восстановление картезианского монастыря в Праге таяла с каждым днем. Беспорядки в Праге росли, разрушались и другие монастыри, руины пражской картезии разрушались еще больше. Чтобы не слишком беспокоить хозяев, мнахи постепенно покидали гостеприимный Седлец и расходились по разным картузиям, ближайшим и удаленным. В 1421 году в Седлеце оставалось три картезианца. 25 апреля пражане ворвались в Седлецкий монастырь и убили цистерцианцев и этих трех картезианцев. Аббат Якуб не был дома, и смерти избежал. M. Jakubička |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|