На улицах старой Праги
Ночная стража
«Поночный» - ночной сторож. Горожане оплачивали службу этих официальных поночных.

У ратуши собираются поночные. Их уже ожидает пятидесятник и несколько десятников, чтобы осмотреть, готовы ли они к ночному дежурству. Если кто-то приходил пьяным, его сажали в тюрьму на три дня. Иногда даже бургомистр приходил посмотреть на подготовку к дежурству. В те времена часто случались пожары - люди были неосторожны, и домов было больше деревянных, чем каменных.

В это время, с вечера, бургомистр или квартальные гетманы в ратуше в нижнем мазхаузе или прямо на улице обращались к поночным, напоминая о бдительности. Они должны экономить огонь для освещения и выступать в качестве городской полиции, как бурмистр и его слуги. В отсутствие бурмистра или писаря поночные отводят в тюрьму некоторых распустившихся людей, докладывая на следующее утро примасу города о причине их задержания, у кого какое оружие было изъято и др.

По воскресеньям было иначе. День Господа отмечался с самого утра. В эти дни бывало больше пьяных и развязных людей. Каждое воскресенье с 18 часов до полудня половина поночных с оружием дежурили в ратхоузе на случай, если где-нибудь что-то случится. В воскресные дни поночные помогали бурмистру сгонять людей с кладбищ и рынков в костелы на богослужение. В рабочие дни их работа начиналась с вечера. Двух самых надежных поночных гетман посылал на башню, остальные зажигали свечки в фонариках и расходились по улицам. Они патрулировали улицы, подходили к воротам, которые были закрыты. Если кто-то стучал в ворота, «бранный» (дежурный на воротах, по-чешски ворота - brana) их еще долго открывал до поздней ночи, но не всем. У него был приказ пропускать хороших и спокойных людей и оставлять за воротами тех, кто не мог дать вразумительные сведения о себе.

* * *

Отправимся с малостранского рынка к костелу св. Томаша. Мы около кабака. В окно хорошо видно, что происходит внутри. У самого окна двое играют в триктрак, дальше играют в домино, посреди зала играют в популярную игру - бегают в кругу, В зале много пыли и шума. Некоторые поют. Пойдем дальше по улице.

Темно. Роскоши освещать улицы в то время еще не было. Путь по темным улицам был весьма небезопасен, особенно если из пивной несколько собутыльников шли навстречу друг другу, прокладывая себе дорогу кинжалом и алебардой. Сколько битв и увечий было в темноте!

Прага. Кабак
Кабак
Власти требовали, чтобы ночные прохожие ходили с фонарями. Но фонарь был не у каждого. Вот вышла девушка за пивом с оловянной посудой и светит себе фонариком, там из дома вышел мужчина, а женщина освещает ему путь лучиной, теперь к нам приближается мальчик с факелом, а те двое прижимаются к стене, вообще без какого-либо света.

Стоим у корчмы с освещенными окнами, над воротами на железном стержне зажжена лучина. Здесь танцуют. Вдруг из ворот вылетел какой-то мужчина. Это красильщик, который отказался платить, трактирщица пожаловалась, хозяин отобрал у красильщика шляпу и выгнал его. Люди начали открывать окна и звать бурмистра. Человек уходил без шляпы.

Правила Рудольфа 1585 года для пражских городов гласили: как только на Орлое пробило полночь, недопустимо продавать пиво или вино, а если после полуночи будут обнаружены пьяные, их будут забирать в тюрьму.

Однако из судебных книг видно, что как раз после ночного звона наставала самая бурная жизнь. Мудрый трактирщик не допускал драк в своем помещении. Дрались по разным причинам. Кому-то хотелось иметь репутацию очень сильного, и он провоцировал других сечься с ним, в результате помимо ран, шрамов, отрезанного уха, носа, руки, ноги лишались и жизни. Некоторые лезли в драку из-за унизительных слов.

От св. Томаша вернемся с боковой улочки снова на главную дорогу, которая направляется к мосту каменному. Бурмистр как раз вместе со своими слугами с большим шумом выставляет дверь небольшого домика, а один из надсмотрщиков взбирается на окно и выбивает его. Чего они хотят? Бурмистр проверяет, нет ли в доме не устроенных на работу, все ли спят на своих местах. В это время хозяин открывает дверь, и бурмистр с фонарем и палицей входит в дом. Вскоре выводит человека, связанного ремнем, которого ругает за азартные игры в ненадлежащее время. Один из надсмотрщиков ведет его в ратушу.

Бурмистр с другими идет к мосту. Тут идет один человек и кричит от восторга. Ему приказали замолчать. Певец перестал ликовать, и начал добродушно спрашивать, чем он мешает, но не договорил - ему досталось палицей, он затих, пошел своей дорогой и исчез в темноте.

Идем по мосту на Старе Место. И на мосту веселая ночь. Навстречу нам идет большая группа, слышны молодые голоса, некоторые поют латинскую песенку, толкаются, смеются, гомонят. За ними идет бородатый пан в одеянии бакалавра и как-то странно переставляет свои тонкие ножки, одетые в чулки и заключенные в огромные туфли. Парни ведут бородатого пана под руки, иногда предоставляют ему возможность самому переставлять ноги, как может. Это студенты староместской приходской школы. Идут пошалить на чужое пиво на Малую Страну, для большей потехи взяв с собой педагога.

С моста идем в сторону вдоль господ иезуитов до Платнержской улицы, где густо стоят дома с малыми дверками. Тут поют, но иначе, чем на мосту. Это красивое пение, сопровождаемое лютней. Насколько можно видеть в темноте, в узкой улице стоят молодые люди и поют для какой-то красивой девушки. В окне, где их слушает возлюбленная, темно и тихо, зато соседи и соседки с завистью открывают окна тут и там и награждают певцов грозными ругательствами.

Проходим мимо «Стодолы» (Stodola) за костелом св. Микулаша. «Стодола» - большой трактир, в нем очень шумно, хотя уже давно пробило 2 часа ночи. Удивительно - ведь «Стодола» находится у самого ратхоуза! Мы подошли прямо к тому, как некий мещанин, направляясь неподалеку к малому рыночку, встретившись с какой-то служанкой, убил ее, погасил ее факел, опрокинул кувшин с вином. За такое поведение полагалась смертная казнь. На крик служанки поспешил народ, но почтенный муж успел убежать.

Такие ночные нападения на улицах мы видели довольно часто. В Святойилской улице слышим, как один человек хочет убить кого-нибудь из шляпников. Так же кричал в 1541 году бондарь Кроупа и вскоре повстречался со шляпником, дал ему «штус», и был убит. Если бы остался жив, поранив другого, то в качестве наказания лишился бы правой руки. Убийце не стало бы ничего, если бы он доказал, что оборонялся.

Вот уже на башне ратхоуза зазвучало мужское пение на мелодию «Приближается время восстания». Тихой ночью хорошо слышен хрипловатый голос: «Боже всемогущий, своей властью будь стражем городов пражских и селений». На каждом углу башни ратхоуза ночной певец повторял это по два раза. Ночью до рассвета он должен был каждый час оглашать по восемь раз. Он допел, и вскоре часы ударили 6 часов утра. Пора и нам в постель. Доброй ночи.

Zikmund Winter



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты