Нищие Бурмистр идет со склочными людьми мимо св. Илии к ратуше, а мы повернем около св. Мартина на угольный рынок. В нашем пути нам препятствуют двое лежащих больных и группа нищих, которые заходят в дом за домом, в магазин за магазином, в подвалы и всюду бубнят свою молитву. Как и утром у костела, замечаем, что у каждого нищего есть разрешение ведомства - «колек», гербовая марка, привязанная к четкам, трости или прикрепленная на груди. Из городских книг известно, что надзиратель провозглашал по городу, чтобы иногородние нищие - а в Старом Месте были и новоместские нищие - которые не заняты работами в городе, немедленно его покинули, иначе будут выпороты плеткой, а если вернутся повторно, им отрубят руку. Надсмотрщик часто провозглашал это, и все равно собирались нищие со всей Чехии, а надсмотрщик кричал снова и снова. Шестипанское (хозяйственное) ведомство вызывало нищих в рихту, где допрашивало, почему просит милостыню, не пропивает ли ее, есть ли у него жена, женился ли, уже будучи нищим, и т.д. Здесь в рихте получали «цейх», или знак, с угрозой, если потеряет или передаст его кому-нибудь, то надсмотрщик его выведет из города. Нищенство в Праге было привилегированным заработком, на который многие женились. В 1599 году нищим было приказано, чтобы из четырех лиц выбрали себе бурмистров, которые бы ими управляли и не допускали им вести себя по своей воле. Пражские соседи давали нищим милостыню «ради Бога», иногда из суеверия. Верили, что бродячие нищие умеют многое, особенно бабки.
С Угольного трга пойдем к рихте. Из этого большого дома, украшенного башней, выходит человек, одетый и как солдат, и как нищий. На его голове запачканная шляпа с перьями ласточки, на груди - латы, под которыми разорванное пальто, опирается на алебарду, идет от магазина к магазину, прося милостыню. Во второй половине 16 века такие странные солдаты бродили не только в Праге, но и в других городах. Они называли себя «турецкими пленными» и говорили, что собирают себе выкуп на свободу. Следуя за солдатом в Железную улицу между богатыми торговцами скобяным товаром и суконщиками, видим двух обзывающих друг друга мещан в богатых одеждах, отороченных мехом. Это пражские купцы. Сначала ругались на немецком языке, потом один из них выкрикнул на чешском, чтобы слышали все. Пока они ругались и держались за кинжалы, появился бурмистр, случайно проходивший мимо. Он вел служанку, которая от пани взяла аванс, а на службу не явилась. Бурмистр приказал отвести их на рихту, а служанку отправил в тюрьму, чтобы служила там, у кого получила задаток, а если не хочет, то заплатит штраф и просидит в тюрьме половину срока, который договаривалась служить, при этом будет служить надсмотрщику. Можем идти за бурмистром на рынок. Бурмистр не заметил, как симпатичная девушка в простой одежде, с цветами, вплетенными в волосы, быстро скрылась в ближайших воротах. Это была цветочница - продавала букеты и венки. Убежала, чтобы бурмистр не отвел ее на рихту или не отрезал косу. В 1584 году господа трех пражских городов вынесли решение о цветочницах. Заявили, что плести венки в воскресенье - неприлично и гадко. В рабочие дни чтобы сами продавали свои венки и не посылали на улицу вместо себя разных бродяжек. Поэтому бродяга с красивыми косами убежала от бурмистра. Zikmund Winter |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|