На улицах старой Праги
Нищие
Бурмистр идет со склочными людьми мимо св. Илии к ратуше, а мы повернем около св. Мартина на угольный рынок. В нашем пути нам препятствуют двое лежащих больных и группа нищих, которые заходят в дом за домом, в магазин за магазином, в подвалы и всюду бубнят свою молитву. Как и утром у костела, замечаем, что у каждого нищего есть разрешение ведомства - «колек», гербовая марка, привязанная к четкам, трости или прикрепленная на груди. Из городских книг известно, что надзиратель провозглашал по городу, чтобы иногородние нищие - а в Старом Месте были и новоместские нищие - которые не заняты работами в городе, немедленно его покинули, иначе будут выпороты плеткой, а если вернутся повторно, им отрубят руку.

Надсмотрщик часто провозглашал это, и все равно собирались нищие со всей Чехии, а надсмотрщик кричал снова и снова. Шестипанское (хозяйственное) ведомство вызывало нищих в рихту, где допрашивало, почему просит милостыню, не пропивает ли ее, есть ли у него жена, женился ли, уже будучи нищим, и т.д. Здесь в рихте получали «цейх», или знак, с угрозой, если потеряет или передаст его кому-нибудь, то надсмотрщик его выведет из города. Нищенство в Праге было привилегированным заработком, на который многие женились. В 1599 году нищим было приказано, чтобы из четырех лиц выбрали себе бурмистров, которые бы ими управляли и не допускали им вести себя по своей воле. Пражские соседи давали нищим милостыню «ради Бога», иногда из суеверия. Верили, что бродячие нищие умеют многое, особенно бабки.

Прага. Угольный трг
Угольный трг
Миновав в Мартинской улице процессию нищих, выходим на Угольный трг (Uhelny trh). Тут стоит крик. Видим, как писарь бурмистра ругает и шельмует какого-то человека. Угольщики, кузнецы, слесари перестали продавать древесный уголь и смотрят на происходящее. Писарю, которого мускулистый трактирщик-нарушитель стукнул в подбородок, никто из зрителей не помогает. Некоторые спорят, какая сторона победит. Тут уж поспел на помощь десятник. Писарь попросил одного из людей позвать бурмистра. Трактирщик возился в грязи, и за каждое движение получал удар от писаря или десятника. Наконец, пришел слуга бурмистра с оружием и ремнями. Сказал, что бурмистра нет в ратуше, куда-то уехал по делам. Трактирщика связали ремнями и толкали его к дому советника в Святомихалской улице. Думаем, что на ратхоузе трактирщику не повезло. В судебной книге был подобный случай. В 1540 году писарь бурмистра хотел арестовать трактирщика, а тот оказал сопротивление. Его казнили после длительного заключения.

С Угольного трга пойдем к рихте. Из этого большого дома, украшенного башней, выходит человек, одетый и как солдат, и как нищий. На его голове запачканная шляпа с перьями ласточки, на груди - латы, под которыми разорванное пальто, опирается на алебарду, идет от магазина к магазину, прося милостыню.

Во второй половине 16 века такие странные солдаты бродили не только в Праге, но и в других городах. Они называли себя «турецкими пленными» и говорили, что собирают себе выкуп на свободу. Следуя за солдатом в Железную улицу между богатыми торговцами скобяным товаром и суконщиками, видим двух обзывающих друг друга мещан в богатых одеждах, отороченных мехом. Это пражские купцы. Сначала ругались на немецком языке, потом один из них выкрикнул на чешском, чтобы слышали все. Пока они ругались и держались за кинжалы, появился бурмистр, случайно проходивший мимо. Он вел служанку, которая от пани взяла аванс, а на службу не явилась. Бурмистр приказал отвести их на рихту, а служанку отправил в тюрьму, чтобы служила там, у кого получила задаток, а если не хочет, то заплатит штраф и просидит в тюрьме половину срока, который договаривалась служить, при этом будет служить надсмотрщику.

Можем идти за бурмистром на рынок. Бурмистр не заметил, как симпатичная девушка в простой одежде, с цветами, вплетенными в волосы, быстро скрылась в ближайших воротах. Это была цветочница - продавала букеты и венки. Убежала, чтобы бурмистр не отвел ее на рихту или не отрезал косу. В 1584 году господа трех пражских городов вынесли решение о цветочницах. Заявили, что плести венки в воскресенье - неприлично и гадко. В рабочие дни чтобы сами продавали свои венки и не посылали на улицу вместо себя разных бродяжек. Поэтому бродяга с красивыми косами убежала от бурмистра.

Zikmund Winter



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты