На улицах старой Праги
Кареты
Бродим по пражским улицам, в которых бурлит жизнь. Кареты с кучерами использовались только в пути, на улицах города «общественный транспорт» не требовался. Фиакры в Праге появились около 1650 года.

Повозки с кучером не отличались от грузовых. Это был разукрашенный кузов, внутри которого были сиденья, обложенные подушками. На пружины и прутья был натянут брезент. В брезенте с обеих сторон были прорезаны окна. Иногда было окно и сзади. В кузов поднимались по ступеням, которые приставляли, а потом снова уносили. Были сведения, что в конце 16 века у некоторых мещан была повозка на одного коня, т.е. маленькая. Были распространены просторные кареты, в которые запрягали две пары коней. А были и огромные кареты, те уже для путешествия. В 1506 году управляющий кутногорского монетного двора даже поставил в карету железную печь и четыре сундука. Из роскоши кареты обкладывали коврами. Кучер не сидел в карете впереди, а ехал на коне.

Кто хотел быть принятым в цех извозчиков, должен был заплатить копу (60 шт) чешских денег, два фунта воска, документ о порядочном рождении, поведении, а также заказать себе городское право. Чтобы богатые не притесняли бедных, позволено было иметь не более трех повозок. Если кто-то заказал карету, другой не должен перехватывать заказчика. Правила староместских кучеров 1580 года такие же. Часто сетовали на дороговизну пражских кучеров. В 1595 году Рудольф II наделил «товарищество пражских кучеров» гербом и печатью, по рыцарскому образцу. На одной половине герба был изображен стоящий одетый в красное кучер, который одной рукой держал коня, а другой – бич. На другом поле была изображена карета с двумя панами и слугой, сидящим впереди, с поводьями и бичом в руках. Кони были свои или взятые на прокат. У каждого кучера были свои свободные кони, некоторые давали коней на день в долг. В 1566 году в Праге был врач еврей, который зарабатывал прокатом коня.

Если мужчины ездили на конях, то носилками пользовались дамы, больные люди и старики. В зимнее время на улицах появлялись сани, покрытые коврами и спереди и сзади украшенные вырезанными фигурами. Но это были сани частников, которые выехали для потехи, насладиться снегом.

* * *

Прохожие
Прага. Староместская площадь
Староместская площадь
А теперь посмотрим на людей. Орлой староместский уже показал 14-й час, на улицах кипит жизнь. Вон там показался дым, и там, а под ним мелькает пламя. Где-то горит? Горит, но это топка, поставленная на улице, на которой женщины жарят, варят, пекут на продажу. Удивительно, что горели города, улицы превращались в пепел, а власти позволят, чтобы на улицах были передвижные кухни. И только во время чумы запрещали на всех улицах печь и жарить мясо и рыбу перед домами.

Особенно часто жарили мясо и колбасы перед мясными лавками. На улицах у огня вращался вертел с насаженными зверьками, или жарились на сковороде, от них ногу или другой кусок поедали прохожие. Это было время, когда, например, подмастерье не мог с учеником прогуливаться, вместе пить или есть на улице.

Пойдем с потоком людей, направляющимся от котцев к рынку. Там прохаживаются некоторые молодые люди, беспокойные и праздные, посмеиваются над людьми, кого-то щиплют, кого-то толкают.

Было много иностранцев. Император Максимилиан был вынужден издать «Декрет об иностранцах», в котором требовал, чтобы выехали те, кто не служил при дворе, те, кто ведет себя легкомысленно по отношению к чешским женщинам или невежлив. Последователь Максимилиана поручил бурмистру докладывать в чешскую канцелярию, где скрываются такие люди, а хозяину дома грозила смертная казнь. В 1061 г. вышел мандат о «бандитах», которые под угрозой наказания должны покинуть Прагу в десятидневный срок.

Эти праздные и опасные люди, как местные, так и иностранцы, из-за своей горячей крови устраивали битвы на пражских улицах, а люди собирались посмотреть, как на представление. Разгонять такие драки должны были квартальные гетманы, пятидесятники, наблюдавшие за 50 домами, десятники, которые опекали 10 домов. Бурмистр и писарь должны были следить и отправлять противников в тюрьму «для размышлений». Если кто-то был из высших сословий, того брать не смели. К тому король Рудольф добавил, что если это окажется кто-то из его придворных, он их выгонит со двора и страны.

«Внимание! Внимание!»,- кричал слуга бурмистра, расталкивая людей с мощеной дорожки в канаву. - «Разойдитесь! Идет право!». За ним быстрым шагом шел бурмистр с палицей. Право повернуло за угол. Там в толпе людей стоял пан с окровавленным кинжалом, а на камне перед домом сидел другой, с окровавленным лбом, а люди его держали, чтобы тот не упал. Также рыцари кололи друг друга и сзади.

Оставим панов и пойдем дальше за бурмистром. На углу около одного дома привязаны ослики, а около них толпа ругающихся людей. Бурмистр остановился. Что случилось? Когда королевские слуги везли сено на осликах, то зашли в пивную, а осликов привязали к двери. Один из соседей спросил, что они тут делают, и получил ответ, что если умеет говорить по-немецки, пусть спросит у осликов сам. Тут началась ссора, а поскольку никто не был благородного происхождения, бурмистр забрал всех.

Zikmund Winter



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты