На улицах старой Праги
Ремесленики
Далее улица оживает все больше, идут ремесленники и люди, у которых работа начинается с восходом солнца. Вот спешат плотники и их подмастерье, которые с восходом солнца должны приступить к работе. Кто опоздает, потеряет грош. Завтракать можно в течение получаса после трех часов работы. Во время обеда разрешалось сидеть час, во время полдника полчаса.

Прага. Жизнь пражских улиц
Жизнь пражских улиц
А вот уже идут на работу каменщики и кровельщики, а из ворот выходят поденщики с лопатами, мотыгами для работы в виноградниках, в которых уже протрубили один раз и вот-вот писарь повторно затрубит в деревянный рог. Перед костелами собираются поденщики в ожидании, что их кто-нибудь пригласит на работу. Вот в город идет от ворот человек из ведомства шестпанского (хозяйственного). Он хорошо одет. На его голове велюровый берет со страусиным пером, под двойным подбородком белая накрахмаленная рубашка, сбоку кинжал. Он остановился у первой группы поденщиков, требует, чтобы тот или иной показали ему карточку. Осмотрев их, пан пошел дальше. На карточках было написано: «Ян, или Петр N из города N имеет от нас разрешение на работу, потому что он работящий и свободный (т.е. не является чьим-то подданным). Ему разрешается кормиться работой в этом городе, если не будет лодырем. Если будет на какую-либо работу наниматься и от нее откажется, в тот же день лишится этой милости и будет выгнан из города». У кого не было такой карточки, тот считался лентяем. Таких вылавливали надсмотрщики и выводили их из города, а если кто-то из них возвращался, его гнали метлой.

Уже открываются магазины, сначала тут, потом там пекарь опускает ставни и выкладывает на них булки, булочки, крендели и другие продукты своей работы. Такой магазинчик, пекарский или иной - это, по сути, окно, из которого продавали. Уже открываются большие магазины, посередине вход в них занимает каменная плита, на которую кладет свои различные товары мастер ремесленник, аптекарь, лавочник, жестянщик.

Но этот товар выкладывают не напоказ, и не чтобы привлечь покупателей, а некоторые предметы выкладывают в окно или на плиту, чтобы прохожие видели, что можно купить в этом магазине. Однако многие мастера заказали себе у художника вывеску, написанную на доске, которую повесили на магазин. Доски имели право вешать только те, кто принят в цех определенной профессии. Иной мастер более гибко сообщал о своем ремесле, повесив на улице на шест туфли или большие ножницы.

В магазинах началось оживление. Не то, чтобы покупатели посыпались с самого утра. В некоторых магазинах была мастерская, и в ней с утра мастер кого-то отчитывал, подмастерья приступали к работе сначала ворчливо, потом начинали петь, а ученики бегали к пекарям и пивоварам, чтобы купить подмастерьям пива и булочек.

Прага. Продавец каштанов
Продавец каштанов
Прага. Молочница
Молочница

Тем временем из дома выносят на «тротуар» столы, табуреты, столики, на которых женщины выкладывают свой товар, усаживаются на стул, камень, зимой греют ноги на угольных обогревателях. Такие столы иногда перекрывали всю дорогу, и пешеходы вынуждены были перепрыгивать через канаву, чтобы обойти столы, но святая правда, никто на это не жаловался. Однако в судебных книгах встречались записи, что той или иной бабушке хулиганы развалили магазин, выбросили уголь, а то и саму бабку повалили, но никто не требовал, чтобы бабки ушли с улицы.

К городским трубам приходят за водой девчата-слуги с кувшинами. В 1509 году одна девушка побывала в каталажке за то, что «набирая воду у трубы, отставила кувшин другой девушки со словами: будешь такая же добрая, как и твоя пани». За нее вступился какой-то пан, и обидчицу за смелое сравнение посадили в клетку.

На улице прибывает людей и повозок с грузом. Тут угольщики везут уголь, за ними идут к рынку мастера цеха кузнецов, колёсников и других ремесленников, работающих с огнем. Они группой покупают древесный уголь, чтобы богатый не обошел бедного и не купил раньше него.

Прага. Точильщик ножей
Точильщик ножей
Прага. Угольный рынок
Угольный рынок

Вот едет повозка с «берлинским» железом, за ней другая - с пеплом, которую сопровождают 2-3 мыловара, которые покупают пепел для всего своего цеха.

Вот уже наступил ясный день, жизнь шумная на улицах и особенно на рынках. Старые шумные ремесла размещались в отдельных улицах, а на главных улицах был слышен только разговор людей, пение из магазинов или мастерских, колокольный звон с костелов.

Пойдем в хлебные котцы (лавки, будки) с самого утра. Здесь много крику. Тут кто-то сказал, что булочка слишком мала для своей цены, продавщица ответила, началась перебранка, и обе предстали перед судом бурмистра. В котцах запрещалось одному купцу у другого переманивать покупателя под угрозой штрафа двух фунтов воска. У сварливых и торговок за беспокойное поведение отбирали котцы. Не всегда ограничивались только руганью. Если начиналась драка, то зачинщица платила штраф в размере двух коп (60 шт) мюнхенских. Та, которая ударила неприятельницу кулаком так, что показалась кровь, платила двойной штраф и неделю сидела в каталажке.

Ветошницы отличались бойким языком, а продавщицы полотна ругались чаще при разделе тканей. На рынке были крики, такие же, как в котцах. С куриного рынка у св. Микулаша пойдем за мужчиной, который направился через проходной двор у св. Михала. На нем потертые красное пальто и зеленая шляпа, он опирается на трость, за спиной несет мешок, у него длинная седая борода. Он останавливается у магазинчиков тут и там, и всюду от него пытаются избавиться. Кто он? Гадальщик.

В обувных котцах женщины его приняли благожелательно. За геллер он рассказал будущее, а за девять смотрит руку. Оставим гадальщика с торговками, и пойдем посмотреть, что за крик около рихты (дом бурмистра). Здесь стоит тачка с деревянной посудой, около которой крестьянин размахивает руками, а напротив него так же машет руками пражский мещанин. Третьим лицом является писарь бурмистра, которого вызвали из рихты. Он постоял, послушал ссору около тачки и насильно толкал крестьянина в здание рихты. Мещанин тащил за ними тачку. Что это? Это нарушение правил, запрещающих продавать посуду за пределами ярмарки.

* * *

Люди расходятся, пойдем и мы. Направимся за бурмистром с булавой в руках, который только что вышел за ворота. За ним идет надсмотрщик и несет локоть (меру длины). Писарь бурмистра тоже вышел, но пошел в другую сторону. Оба в то время являлись городской полицией.

Бурмистр вошел в два сукнодельных подвала, измерил локти (линейки) у мастеров и вышел. Беда тому, у кого был обнаружен короткий локоть! На первый и второй раз он подвергался штрафу, а на третий ему отрубали руку. Бурмистр оставил измерение локтя, потому что его срочно позвали к продавщице крупы, которая воевала со служащим рынка. Едва бурмистр успокоил ссорящихся, как его позвали в обувной киоск.

Оставим котцы и рынки, а посмотрим, каков образ жизни на улицах. Паны идут в учреждение. Здесь адвокат со своей «стороной», там член городского самоуправления, а там идет советник с апелляции. Даже летом они в мантиях, обшитых мехом, снимают с головы шляпы и береты, приветствуя друг друга, некоторые останавливаются и кланяются друг другу. Гавлик с Варважова пишет, что чем больше церемоний, тем больше коварства и скрытности. Если посмотрим на мужчин, то многие идут с оружием. Подмастерье с кинжалом на боку, у подёнщика - топорик, пражские фаты не выходят без рапиры. Топоры, алебарды и железные прутья были запрещены в начале 16 века.

Что касается одежды на пражских улицах в 16 веке, то видим на них пешеходов при параде, роскоши в то время было много. Уже превратились в прах правила 14 века, запрещавшие ремесленникам одеваться в мех куницы. Куницами и другим дорогим мехом украшали одежды, и не только зимой, все желающие, и уже нельзя было судить по меху о сословии. Дети же, наоборот, в теплое время валялись и катались в грязи на улице.

Zikmund Winter



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты