гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты


Привидения в Подскали, Голешовице и Либени
как народная постановка

Привидение в Подскали

В конце ноября и начале декабря 1874 года в живописном пражском районе плотогонов и заготовителей дров Подскали, популярном дачном месте пражан появился один из самых известных чешских призраков 19 века - Подскальское привидение.

Позже, спустя десятки лет, об этом событии вспоминал целый ряд пражских деятелей, в первую очередь литератор Игнат Геррманн и писательница, собирающая предания, Попелка Билианова. Она через 40 лет написала, что случай подскальского привидения «…взволновал воображение пражан больше, чем нынешняя русско-японская война».

Задняя часть двора типичного дома в Подскали
Задняя часть двора типичного дома в Подскали
Подскальский фантом имел звуковой характер, проявлялся серией странных звуков, напоминающих игру на трубе. Эти звуки с 30 ноября 1874 года несколько раз в неделю были слышны в доме и прилегающем складе дров пана Прохазки, на Подскальской улице 1/354 поблизости от переправы «На Палете» (Na paletě), или «У Турка».

«В начале декабря 1874 года мы, тогда молодые люди, услышали, что в Подскали происходит что-то необычное. Об этом перешептывались на работе. И сама полиция это скрывала, сделав официальное заявление лишь через неделю. Тогда уже по Праге разнеслось, что в Подскали завелось привидение».

Спустя неделю от начала странных событий еженедельник Národní listy писал о них на первой полосе в рубрике «Ежедневные новости» сразу после сенсационного сообщения «Убийство с целью грабежа» в далекой Моравии.

«В Подскали появилось привидение. Эта новость уже неделю привлекает пражан. Все смеются, мало кто в нее верит, но к вечеру на Подскальской улице любопытные собираются, чтобы увидеть привидение. Пока его не видно, а только слышно. В полночь всегда слышно девять протяжных звуков трубы, которыми привидение сообщает о своем ночном выходе. Жители ближайших домов, особенно женщины, напуганы. Распространяется молва о призраке, которого никто не видел, тем не менее, многие его подробно описывают. Говорят, это белая фигура с печальным взглядом, будто ее тяжко обидели. Дом, в котором призрак появляется, принадлежал ордену иезуитов, которые делают попытки снова его выкупить, что могло бы послужить маячком для всего этого странного и бессмысленного вымысла, которым овеяно привидение. Из-за этих россказней в дело пришлось вмешать полиции.

Позавчера пришло около 300 любопытных. В полночь, действительно, послышалось девять протяжных звуков. Страх охватил всех присутствующих. Полиция осмотрела весь дом, но никого не застигла. Привидение заявило о себе, но его никто не видел. Сегодня наряд полиции будет снова караулить привидение».


Другое издание дополняет информацию, что имперско-королевская полиция с понедельника безуспешно тайно выслеживает привидение и добавляет детали о фантастических легендах, связанных с привидением. Согласно их сведениям, привидение трубило с 10 часов вечера до полуночи. Люди из предместий, а также Нового и Старого места пражского уже с 3 часов дня пришли послушать загадочные звуки. Присутствие полицейских увеличивалось и остановилось на десяти караульных со штыками на ружьях, двух комиссарах и шести тайных агентах.

«С 8 часов караульные выстроились на расстоянии 10 шагов друг от друга, на складе их тоже было несколько человек. Люди все собирались, и в 10 часов их было уже более 400. Наступила гробовая тишина, длившаяся около получаса, и раздалось приглушенное «тууу» длительностью одну минуту. Один караульный услышал это за своей головой, другой под ногами в сточной канаве, третий за забором и т.д. Настал общий переполох. Многие зеваки дрожали от страха, как осина, Но полиция привидения не боялась, а энергично принялась за его поимку, хотя и неудачно.

До полуночи привидение протрубило 9 раз, после чего исчезло, хотя обычные привидения, наоборот, вытворяют свои штучки от полуночи до 1 часа ночи. Не услышав больше никакого «тууу» до 2 часов ночи, полиция вернулась к себе в отделение. Согласно полицейским протоколам привидение трубило 72 раза и, вероятно, будет и дальше трубить, имея столько заинтересованных слушателей. Вчера был новый рейд против привидения, на который отправились 18 имперско-королевских полицейских для его обнаружения. Удалось ли поймать, сообщим завтра».


На следующий день читатели Национальной газеты в напряжении ожидали известий о полицейском рейде по поимке привидения. Гораздо больше, чем от привидения, у полиции была проблема с толпой любопытных.

«В 11 часов на складе дров после того, как привидение оттрубило, внезапно раздался хруст и странное сопение. Несколько караульных бросились внутрь с насаженными на оружие штыками и принялись ловить привидение, которое с фырканьем прыгало по доскам. В толпе раздался смех - неспокойный склад Прохазки для своих прогулок избрала пара кошек. После полуночи толпе было велено разойтись, но она не хотела подчиниться приказу. Тогда инспектор Рост приказал двенадцати караульным очистить улицу. Некий темпераментный ремесленник-ювелир Ф. Гевера хотел любой ценой увидеть привидение, и т.к. «не разошелся», то был арестован.

Однако полиция не поймала привидение. Вчера целый день несколько полицейских дежурили около дровяного склада Прохазки и не позволяли прохожим останавливаться. С 7 часов вечера до 1 часа ночи все улицы, прилегающие к складу, были оцеплены караульными, запрещавшими там проходить. Привидение эти мероприятия не испугали, и оно продолжало трубить, в этот вечер только полицейским, разогнавшим всех слушателей, и снова не дало себя поймать. Шуточка весельчаку удалась и в этот раз».


Национальная газета писала о подскальском привидении и на следующий день:

«Привидение в Подскали продолжает страшить. Поистине можно сказать, что мало какое привидение взволновало столько жителей, как подскальское. Каждый день собирались сотни, а на прошлой неделе и тысяча людей целые команды полицейских. В воскресенье, как мы уже писали, все прилегающие улицы были перекрыты, а привидение игнорировало это. Протяжный звук трубы снова звучал, хотя и был слышен тем, кто был ближе всех к складу, в первую очередь, полицейским, которых вызвал пан Прохазка для выяснения, каким образом и откуда исходит звук.

Все мероприятия до сих пор не дали результата. Пан Прохазка, как нам стало известно, намерен пригласить трубача чешского театра пана Голого, чтобы определил, издает ли звук труба или какой-то другой жестяной инструмент. Соседние дома охватила паника, зато дела пошли в гору у местных трактиров, переполненных до самого утра рассказчиками удивительных историй о подскальском привидении и других призраках.

Наиболее интересно и забавно наблюдать за людьми, ожидающими появление привидения в полночь. Мы шли посмотреть не на привидение, а на публику».


Далее репортер продолжает снисходительное «наблюдение за народом», преподнося его в стиле репортажа, превращая читателя в участника спектакля:

«Приглашаем любезного читателя с собой. Идем к половине двенадцатого. Нас несколько человек, поэтому привидение нам не страшно. Приближается полночь. Напряженное ожидание, смех и шум среди публики затих. Отбило полночь. Кругом шепот: “Тише, тише!” Гробовая тишина. Пробил последний удар часов, а привидение не подает звука. В толпе раздался голос мускулистого мужчины, которому окружающие были ростом по плечо: “У этого привидения врут часы!” “Пойти почини ему”, - послышалось из толпы. И все рассмеялись.

“Тихо, вы там! - кто-то воскликнул. - Спугнете привидение!” Пробили часы на другой башне. “Наверно, привидение живет по тем часам”, - проронила Каченка, прижимаясь к своему ухажеру и одновременно тайно пожимая руку своему соседу. Боится, бедняга, духов, поэтому держится за живых. “Тру-ту-ту”, - затрубил какой-то шутник в кулак. “Балда, ты что ли привидение?” - толкает его товарищ, и все смеются. Фонари поблизости погасили - после полуночи уличное освещение выключают. “Ура! Да здравствует тьма!”»


Средняя часть Подскальской улицы и склады дров
Средняя часть Подскальской улицы и склады дров
Сообщение продолжается описанием следующего неудавшегося вмешательства полиции, усердно разгоняющей толпу. В том же номере к сообщению было дополнение «То его поймали, то не поймали», которое наряду с описанием охоты за привидением информировало и об аресте сторожа расположенного неподалеку древесного склада. Его задержал тайный агент за то, что тот изображал звуки трубы. После четырехчасового допроса задержанного отпустили.

Лебединой песней подскальского привидения стал фельетон «Правда о привидении в Подскали», опубликованный на первой полосе Национальной газеты 16 декабря 1874 года. В нем в стиле расследования, и в то же время с юмором для читателя из средних слоев населения, дело «разоблачалось» как баловство анонимного шутника, трубящего в дешевую детскую трубу. Фельетон призывал читателей не обращать внимание на привидение.

«О привидении из Подскали написано столько лжи и вымысла, что, возможно, выдержите и немного правды. Запутано вымыслом все общество, не исключая полицию, которая таки не понимает, что происходит»

Заметна связь паники в Подскали с сообщениями в газете, т.е. как бы связь народной и популярной культуры, снова оформленная для средних слоев населения в снисходительном тоне, привлекательном для «народа»:

«Можно догадываться, какие чудовищные и нелепые вещи рассказывают в народе. Воображение людей, взбудораженное журналистскими байками, и правда, поверило в привидение»

В заключение выдали «авторитетное» объяснение подскальского фантома (называемого «привидением» в кавычках) и апеллировали к эмпатии читателей Национальной газеты:

«Без сомнения, это какой-нибудь сторож или кто-то знакомый на древесном складе одурачивает окрестности и публику, смеется, как вся Прага попалась ему на удочку. Ясно, что сборища людей и присутствие полицейского караула развлекает “привидение”. Поскольку поймать его сложно, оно может еще долго дурачить жителей и изводить семью пана Прохазки. Важно, чтобы люди это поняли и не служили орудием беспокойства местных жителей. Трубу “привидения” все-равно никто не увидит. Поймите же, что есть только одно противодействие - не обращать внимание на “привидение” и не нарушать покой в Подскали».

Кажется, что дело подскальского привидения привело к изменениям содержания газеты. В последующих номерах тягу читателей к эмоциям, вызванным бесчинствами привидения, начали удовлетворять увеличением сообщений об убийствах и насилиях в Австрийской монархии и за рубежом. Одновременно привидению придали комический характер, менее интересный средним слоям населения.

Уже 19 декабря 1874 года Юмористическая газета опубликовала комические стихи о подскальском привидении, написанные «Эмануэлем Пишишвором», который предлагал прекратить бесполезную охоту за призраком с помощью «сильного Подскальца». Он должен был поймать фантома и передать его властям. Популярностью подскальского призрака воспользовалась культура того времени еще и другим образом. На Сильвестра 1874 года цензуре был предложен стих с комическим названием Strassidlo w Podskalí, высмеивающий охоту за привидением

Послушайте, люди,
что произошло в Подскали.
Обосновалось там
привидение с детской трубой.
Как только вечером стемнело,
в Подскали у каждого екнуло сердце,
потому что здесь черт
снова стал подзуживать привидение.
Тра-та-та, ту-ру-ру из валторны,
а потом зазвенели шпоры,
это привидение
не дает покоя.
Poslechněte lidé málo,
co jest se v Podskalí stalo.
Usedlo tam na bidlo
s dětskou trubkou strašidlo.
Když byl večer, hned se smrklo,
v Podskalí to v každém hrklo,
neboť tu hned strašidlo
počal čert brát na šídlo.
Trará, tú-tú-tú jak z waldhorny,
pak zas jak když cinkaj šporny,
tak strašidlo dělalo
a pokoje nedalo.

Песенка Strassidlo w Podskali. 1875
Песенка Strassidlo w Podskali. 1875
Полька Карела Бендла Привидение в Подскали. 1874
Полька Карела Бендла Привидение в Подскали. 1874

Несколько раз перепечатанная популярная песенка, строки которой высмеивают работу полиции, расширила славу подскальского привидения, и это послужило поводом для ее конфискации. Окончательное приобщение призрака к популярной культуре подтвердила комическая полька «Привидение в Подскали», которую анонимно написал во время деятельности привидения молодой Карел Бендл Подскальский (1838-1897), наряду с Антонином Дворжаком и Бедржихом Сметаной один из любимых чешских композиторов второй половины 19 века. У чехов она была очень популярна, ее регулярно исполняли уличные певцы, звучала она и на маскарадах, карнавалах, на Масленицу и в театральных представлениях до первого десятилетия 20 века.

Привидение в Голешовице

Из народной культуры людей ручного труда этот феномен не исчез. Спустя всего два года, в октябре 1876 года, подскальская паника повторилась на другой пражской периферии - в Голешовице, но уже не так масштабно. И здесь странные звуки, раздававшиеся в одном из голешовицких жилых домов, привлекали толпы людей:

«Долгое время было неизвестно, куда исчезло шумное подскальское привидение, пока не появилось у нас. Нет нужды упоминать, что каждый вечер собиралось много интересующихся, чтобы лично убедиться в игре этого привидения на трубе. И никто не понимал, что бы это значило».

При официальном осмотре дома было обнаружено повреждение газового счетчика, который каждый вечер издавал звуки при включении подачи светильного газа.

К числу этих подстерегающих привидений можно отнести и Перака, сверхчеловека, который мог прыгать на невероятную высоту. Тайна подскальского привидения, в отличие от голешовицкого, не была официально объяснена. Наиболее вероятно, это была шутка неизвестного соучастника, вероятно, жителя упомянутого «дома с привидением» в Подскальской улице.

В своих социальных исследованиях духов Owen Davies, таинственные звуки или удары являются типичным «домашним» устрашением, которое с 16 века и доныне совершают девушки и молодые женщины, чаще служанки. Исследования полтергейста в Германии и Великобритании показали, что 2/3 из них связаны с женщинами, 78% которых были младше 20 лет.

Мотивацией этих действий является желание символическим образом вмешаться в отношения внутри семьи или домашнего хозяйства, а в прошлом еще и усиленных социальным неравенством между служанками и их хозяевами. «Мужское» устрашение, в отличие от «женского», обычно было связано с общественной территорией - улицами, парками и кладбищами. Оба вида деятельности обладали одинаковым потенциалом - появление феномена «подстерегающего фантома», чему подскальское привидение является ярким примером.

Фантом не был шуткой или розыгрышем. Это своеобразная социальная «пьеса», в которой как те, кто выдает себя за духов, так и другие, пришедшие послушать, посмотреть, преследовать, добровольно исполняют соответствующие социальные роли, тесно связанные с культурой слоев населения, занятыого ручным трудом.

Привидение в Либени

Спустя еще более 30 лет подобный феномен на пражской периферии опять повторился. Это было на границе Голешовице и Либени.

Либеньское привидение 1907 года в представлениях художника Пражского иллюстрированного курьера
Либеньское привидение 1907 года
в представлениях художника
«Пражского иллюстрированного курьера»
В 1907 году внимание прессы привлекло новое, в отличие от подскальского, уже почти забытое привидение, которое буянило несколько дней. Подобно Пераку, оно появлялось на промышленной периферии города и было связано с культурой рабочих масс. В отличие от привидения в Подскали, это был визуальный фантом в виде человека. О привидении в Либени писали «Пражский иллюстрированный курьер», рассчитанный на широкие массы, и «Национальная политика» для средних слоев населения. Последняя в утреннем выпуске 20 января 1907 года опубликовало сенсацию «Привидение на либеньском мосту»:

«Либень живет в страхе. На либеньском мосту появилось привидение. Но не то легендарное “конская голова на куриных ногах”, а настоящее привидение. Дело было так. В ночь на вторник некий спокойный и смирный гражданин, который до самого закрытия заведения изъявлял почтение пенному напитку Гамбринуса, веселясь перед Масленичным постом, шел через либеньский мост, мурлыкал игривую песенку и периодически останавливался, чтобы обуздать свои разгулявшиеся ноги, опережавшие тело. Перед его глазами появлялись очаровательные личики в красивых масках, и в таком настроении безмятежный гражданин доковылял до моста, начав его «измерять» вдоль и поперек.

Когда уже приближался к концу моста, услышал приглушенный вздох. Замер, и кровь застыла в его жилах - ноги у него как-то угрожающе запутались, и он с криком ужаса упал наземь. Перед ним стояло привидение! Настоящее привидение, высокое, худое, колышущееся в красном свете придорожного освещения. При этом оно издавало грозное сопение, клекот и стук.

Ранним утром прохожие нашли милейшего гражданина, лежащего без сознания на мосту»


Статья продолжалась описанием следующих встреч с этим предполагаемым призраком, включая иронию в адрес подвыпивших действующих лиц, принявших за привидение свет фар проезжающего поезда. Вероятно, имело место и физическое нападение, т.к. статья иронизировала о мотивах жены, бранящей пьяного мужа при возвращении с гулянья:

«Второй случай. Хорошо выпивший мужчина шел в ночное время из Либени в Голешовице. На конце моста перед ним якобы выросло жуткое привидение, которое начало его немилосердно избивать. Мужчина в смертельном страхе убегает, привидение несется за ним. Добежал до своего дома, и привидение за ним туда же с таким криком, что собрались соседи: «Я покажу тебе, негодяй, как поздно возвращаться из трактира!»

(Злые языки говорят, что привидением была его жена)».


Журналисты создали корявое «рациональное» объяснение феномену, в котором присутствует и популярным мотив фосфоресцирующего призрака:

«Эти ночные происшествия распространились по всей Либени, наводя ужас на многих ее обывателей. В ночное время все стали обходить мост стороной. Эту загадку, наконец, объяснил один надежный свидетель ночного явления.

Говорит, что он видел мчащегося по либеньскому мосту огромного пса, сбежавшего из либеньского театра после представления детективной комедии «Собака Баскервилей», в котором он исполнял важную роль, бегая ночью по мосту. Пес был намазан фосфором, и это испугало столько смелых людей. Этот пес Леонберг был взят из «Мира животных», и каждый в воскресенье после обеда в представлении упомянутой комедии «Собака Баскервилей» может увидеть, какой ужас он вызывает, появляясь на сцене. Вполне естественно, что его появление на Либеньском мосту навеяло мистификацию о "Либеньском привидении"».


Театр Урания
Театр «Урания»
«Пражский иллюстрированный курьер», позаимствовал это объяснение, увидев в происходящем соперничество и конкуренцию между либеньским и голешовицким театрами для рабочих:

«С понедельника Либень охвачена большим волнением. Рассказывают, что на конце либеньского свайного моста появляется привидение, которое отбило желание у ночных прохожих идти через мост. Привидение устраивает и другие бесчинства с целью отвадить местную публику от посещения театра “Урания”, вынуждая их идти в местный театр. Последние новости о привидении, изображение которого публикуем со слов свидетелей, сообщают, что привидение уже было схвачено».

У либеньского привидения был последователь, носивший звуковой характер. В отличие от подскальского привидения, стражи порядка объяснили его происхождение. Память о нем даже включена в число экспонатов Музея полиции Праги:

«Кроме этих немых свидетелей против тяжких преступлений Музей гордится различными особенными экспонатами, как например, "Либеньское привидение", которое продолжительное время бесчинствовало поблизости дома с привидениями. Каждый раз после полуночи деревянная нога "убитого" спящих жителей дома, а отзвук шагов был жуткий. Полицию таинственное привидение не испугало, и она выяснила, что это была удивительная трещотка, хитро помещенная на чердаке. Трещотка была конфискована, помещена в Музей полиции, а дом с привидениями был избавлен от страха и ужаса».

Эти индустриальные привидения были продуктом смеси устной традиционной сельской культуры и культурой рабочих, включающей как реалистические события обыденной жизни, так и молву большого города. Были отражением целого ряда социальных процессов, связанных с урбанизацией и индустриализацией.
Petr Janeček

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты