гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты
Вацлав IV

Чародей Жито
кто был таинственным персонажем при дворе Вацлава IV?

Жито, шут короля Вацлава IV
Жито, шут короля Вацлава IV
Главными героями легенд бывают не только богатыри с мечом. В Чехии рассказывают легенды об удивительном шуте, который прославился как оригинальный советник короля.

Комедианты, фокусники, шуты неразрывно связаны с лучшими средневековыми королевскими дворами. Эти забавники должны были развлекать дворян и правителя, отягощенных заботами, привносить в придворную жизнь смех и удивительные зрелища.

Забавники при чешских королях
Забавники уже явно имелись при дворе короля Владислава в 12 веке. Вацлав II (правил 1283-1305) также стал большим любителем комедиантов, и не меньший интерес к ним был у Карла IV, который шутливой грамотой присвоил своему шуту титул «графа Долины безумных». В 1365 году Карл IV взял своих забавников в поездку к Папе Римскому в Авиньон. Имя одного из них известно - итальянец, которого звали Дольчибене (Dolcibene).

Забавники могли веселить публику самыми различными номерами. Некоторые показывали замечательные акробатические номера, иные развлекали остроумными рассказами или изображением разных членов двора. Некоторые правителю очень нравились, и они стали «мудрыми безумцами», которые своими остротами могли оказывать влияние на многие решения короля. Так воздействовал, например, Ян Палечек на короля Иржи из Подебрад.

В отдельную группу можем отнести фокусников-иллюзионистов. В их работе им могла быть полезна книга Secretum philosophorum, в которой неизвестный английский автор начала 14 века собрал множество трюков, причем книгу замаскировал как самую обычный и неинтересный учебник семи свободных искусств.

Свой шут был на рубеже 14 и 15 веков при чешском дворе и у Вацлава IV.

Истории о чародее Жито
Жито, шут короля Вацлава IV
Жито, шут короля Вацлава IV
Шаловливый и злобный чародей Жито катался по улочкам старой Праги в повозке, запряженной черными петухами.

Говорят, он вытворял невиданные невероятные вещи. Например, умел менять свою внешность, моментально превращаясь из нищего в обносках в красавчика, одетого в модное пальто. Мог приморозить на месте кого угодно.

Умел и более сложное колдовство. Одному шуту во время пира на королевском дворе превратил руки в конские копыта. Когда король приказал ему расколдовать несчастного, Жито зловредно изменил их на бычьи копыта. И только после продолжительных стенаний коллеги вернул ему руки.

Пожалуй, самая известная история о Жито та, в которой колдун сначала превратил тридцать снопов соломы в тучных поросят и продал их ничего неподозревающему пекарю Михалу. Михал радовался удачной покупке по низкой цене, но недолго. Хотя Жито предупреждал его, чтобы не пускал поросят к воде, пекарь повел их на реку искупаться. Каково же было его удивление, когда вместо свинок выплыли снопы соломы!

Это еще не конец истории. Рассерженный пекарь набросился на Жито, которого нашел спящим в корчме. Чтобы его разбудить, ухватил его за ногу, но тут раздался треск, и нога Жито, вырванная из сустава, оказалась в руках удивленного пекаря. Жито страшно кричал и вызвал пекаря в суд. Поскольку увечье было очевидно, хозяин и гости корчмы подтвердили жалобу Жито, пекарь вынужден был заплатить колдуну большую компенсацию. Жито сгреб деньги, отбросил костыли, прикрепил ногу на место и ушел. Так описывает истории Жито известный писатель Алоиз Йирасек. Откуда он брал сюжеты? Может быть в фантастических историях о средневековом чародее какая-то правда?

Откуда взялись легенды
Йирасек в своей работе, вероятно, опирался на статью чешского фольклориста Ченека Зибрта (Čeněk Zíbrt 1864-1932), опубликованной в 1893 году в журнале «Цветы». В ней Зибрт замечает сходство историй о Жито с легендами о Фаусте и сообщает, что обнаружил источник, из которого чехи и иностранцы черпали информацию о шуте-чародее. Это была хроника историка Яна Скалы из Доубравки, называвшегося Дубравиус.

Хроника Дубравиуса 1552 года доныне остается самым ранним известным источником, описывающим Жито. Даже Вацлав Гаек из Либочан, «Чешская хроника» которого вышла в 1541 году, ни о каком Жито не упоминает. Известный любитель интересных сюжетов вряд ли упустил бы возможность записать историю Жито. А вот что написало Жито Дубравиус. В хронике Дубравиуса первое упоминание о Жито появляется в связи со свадьбой Вацлава IV с Жофией Баворской.

Проделки Жито, шута короля Вацлава IV
Проделки Жито, шута короля Вацлава IV
Свадьба была в Праге в 1389 году. Говорят, отец невесты, герцог баварский Ян II, привез тогда в Прагу много забавников и шутов, которые развлекали общество на свадебном торжестве. Чародей Вацлава (в латинском тексте magus) по имени Жито не ударил в грязь лицом и, якобы, невероятным образом так растянул рот, что проглотил целого заграничного колдуна. Потом выплюнул его грязные туфли, после чего и самого проглоченного горемыку к всеобщему веселью прямо в кадку с водой.

После этой истории следуют вышеупомянутые случаи превращения рук в копыта и мгновенного изменения внешности и одежды. Кроме этого Дубравиус добавляет историю, когда Жито приворожил оленьи рога двум дворянам, которые с любопытством выглядывали из окна. Пока эти рогоносцы пытались распутать свои рога и вернуться к столу, Жито уже досыта наелся с их тарелок и напился из их бокалов. И только после этого милостиво освободил их от рогов.

Кто был настоящий Жито?
Несколько историков и публицистов пытались связать легендарного чародея Жито с какой-нибудь исторической личностью. Большинство из них старались отождествить с каким-нибудь человеком по имени Жито, которого удалось найти среди придворных короля Вацлава IV. Но не Генцель Жито, который в 1323-1426 заседал в городском совете Нового Места пражского, ни Индржих Жито из Йивиян, приверженец Зикмунда Люксембурга и с 1420 года хозяин крепости Пршимда, вероятно, не являлись нашим искомым придворным магом.

Историк профессор Рудольф Урбанек подошел с другой стороны. В «Хронике Пражского университета» появившейся вскоре после смерти Вацлава IV (1419), ему удалось найти отрывок о некоем королевском шуте, который в 1393 году в удивительной шапке выступал против продажи индульгенций и высмеивал ненасытных священников. Имя шута в хронике не указано, но профессор Урбанек предполагает, что это мог быть Жито, который сначала был королевским шутом и в то же время сторонником Яна Гуса. Позже противники в своих рассказах превратили его в злорадного (гуситского) чародея. Даже в повествовании Дубравиуса его под конец унес черт, которому он отписал свою душу.

Хотя Урбанек не может подтвердить конкретными доказательствами свое объяснение, оно не кажется неправдоподобным. Особенно в народной традиции еретики и шуты были довольно близки. Личность исторического королевского шута, который вел себя недоброжелательно по отношению к церковным сановникам, со временем могла покрыться паутиной чернокнижных и магических деталей, известных из других сюжетов.

Так, например, Вацлав Гаек из Либочан в 1392 году записал случай о соперничестве чешских и рейнских чародеев, который мог послужить Дубравиусу основой для подкалывания колдунов Яна Баворского. В пользу идеи Урбанка свидетельствует интерес Вацлава IV к алхимии, астрологии и хиромантии. Если исторический Жито действительно существовал, то шут из университетской хроники больше всех ему соответствует.
Tomáš Straka

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты