гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты
Вацлав IV

Под знаком зимородка



В жилах чешского короля Вацлава IV (никак не римского, т.к. римским королем уже не был) текла кровь чешская, люксембургская, польская, венгерская, австрийская и кто знает, какая еще. Текла очень бурно. «В 1939 году король Вацлав ехал из Жебрака в Бероун, а там, переодевшись, пошел в бероунский монастырь посмотреть, как ведут себя монахи. Тут откуда ни возьмись, появились 16 человек, захватили короля в плен, отвели его в Прагу и посадили в тюрьму Шпинка на Староместском ратхаузе (ратуше). Там держали короля 15 недель».

Так поведал летописец Вацлав Гаек из Либочан в 7 главе от 1393 года Чешской хроники. Однако в 1393 году Вацлав не был арестован. Наоборот, это он арестовал архиепископа из Енштейна, который сбежал, и генерального викария Яна из Помука, который поплатился жизнью за гнев короля. Взятие Вацлава в заключение, точнее - под домашний арест, произошло через год, сообщает историк Франтишек Палацкий. В пятницу, 8 мая 1394 года, король Вацлав возвращался из замка Жебрак с небольшой группой и остановился в Краловом Дворе у Бероуна. События развивались быстро. Короля отвели в Бероун, где в рефектории монастыря для него приготовили угощение. После пира могучая стража, выглядевшая как торжественная процессия, победоносно отправилась с Вацлавом на Пражский град. Заключение, как известно, закончилось в Белой башне, из которой его отвезли в крепость Пршибенице, а потом в Австрию на Вильдберк.

Информация пана Гаека из Либочан не отличается стопроцентной достоверностью. Так что никакой Шпинки на ратхаузе. «Королю в тюрьме было тоскливо, и он размышлял, как оттуда сбежать, придумывал различные планы. Однажды обратился к пражанам, чтобы его пустили в ближайшую к ратхаузу баню, и обещал, что как помоется, сразу вернется в ту же тюрьму».

Король захотел в баню… Так писал Вацлав Гаек. Были известны не только шумные прогулки Вацлава по Праге, в которых его сопровождали знатные собутыльники, но и частые посещения бани. Не курорта в Карловых Варах, основанных его отцом, а обычного заведения развлекательного и гигиенического характера. Это было купание мужчин и женщин без одежды. Вацлав любил наслаждаться жизнью и часто принимал участие в таком развлечении. Это есть в документах и рисунках.

Иллюстрация из Библии Вацлава IVИллюстрация из Библии Вацлава IV

Тема Вацлав и банщица несколько раз повторяется в так называемой Вацлавовой Библии - прекрасно иллюстрированного неполного перевода Священного Писания на немецкий язык. Сейчас она хранится в австрийской Национальной библиотеке в Вене. Книга была создана в Праге, вероятно, по заказу Мартина Ротлева, который даровал Карлову университету дом, нынешний Каролинум. Когда король женился на королеве Жофии, Ротлев в качестве свадебного подарка преподнес ему немецкую Библию. Это очень ценный памятник истории. Карл IV и Вацлав IV в ней изображены не только во время церемоний, но и в профанных, т.е. светских, ситуациях.

Наверно, Вацлавова Библия является первой домашней рукописью средневековья, в которой появляются рисунки на табуированные темы. Например, здесь изображен половой акт. В тех жанровых картинках бани многократно появляется сладострастность в различных вариантах.

Иллюстрация из Библии Вацлава IV
Король тоже любил баню, помимо иных забав. Казалось, что развлечениям он уделял больше внимания, чем делам государственным. В одной из бань и родилась легенда о его фаворитке - банщице Зузане.

Бани в то время были не только санитарным заведением, а прежде всего общественным центром свободных развлечений. Здесь работали не только банщицы, но и «хорошенькие монашки». В банях брили, делали педикюр, рвали зубы. Здесь посетителей развлекали певцы и шуты. В то время как в храмах по воскресеньям общество собиралось в торжественных одеждах, чопорно и целомудренно, в бани спешило в дни накануне с надеждой на радости земные, где встречалось в костюмах Адама и Евы.

«Пражане посовещались и дали свое разрешение, чтобы король помылся в бане. Одни говорили: пусть нам пообещает, что сегодня же вернется обратно. Мнение других было: недостойно его связывать такими условиями. Если он их не выполнит, кому будем жаловаться? Лучше послать с ним наших верных служащих, которые бы следили, чтобы он не ушел.

И вышел король в неизвестной одежде из ратхауза, в которой его никто не узнал, и четверо городских служащих с ним. Когда вошли баню, которая ближе всех, у моста, один из служащих остался у двери в зал, другой - при одежде короля, а двое вошли вместе с королем до помещения, где мылись вместе с ним. Спустя какое-то время король сказал им, что ему нужно охладиться, и те разрешили.

Зузана спасает Вацлава IV
Король заметил, что у берега около самой бани стоит одна лодка, и весло на ней. Он спросил женщину, которая прислуживала в бане, умеет ли она грести веслом. Она ответила, что умеет, и король попросил ее перевезти его на другой берег реки, пообещав хорошо заплатить. Она сразу же выполнила его просьбу».

Откуда взял Вацлав Гаек эту историю? В то время, когда он писал свою хронику, от периода правления Вацлава IV прошло полтора века. Он эту историю не нашел, он ее выдумал, равно как и имя банщицы - Зузана.

«Она его ловко переправила через реку, а когда пристала около берега, король быстро выпрыгнул и, позвав женщину, оттолкнул лодку от берега. Она спросила, зачем он это сделал, как же она вернется обратно. Король велел идти за ним, пообещав щедро заплатить за эту перевозку - 100 золотых. Женщина за ним поспешила. У берега они взяли другую лодку у деревни Хухел и вернулись на правый берег к Новому граду. Гетман приказал впустить этих гостей в замок, а нагого пана своего и его слугу одеть. На скорую руку приготовили обильный ужин, и король эту женщину Зузану посадил рядом с собой».

Не исключено, что некую из банщиц Вацлава (как и служанок другого рода) действительно звали Зузана, но установить это невозможно, т.к. и служанок было много, и сам случай выдуман паном Гаеком от А до Я. «Все в том замке радовались возвращению своего пана. Король приказал принести сто чешских золотых и дал их Зузане. Он сказал ей, что поскольку она была ему товарищем в пути и за ужином сидела за одним с ним столом, то будет правильно, если и ночь она будет лежать рядом с ним. Зузана не посмела воспротивиться королевской воле. Король, пробыв в Новом граде несколько дней, поехал с Зузаной на Жебрак, потому что у него не было более верной служанки, чем та, которая освободила его из пражского заключения».

ЗимородокИллюстрация из Библии Вацлава IV

Король не забыл о благородном поступке Зузаны. Приказал построить для нее баню, одарил ее владелицу солидным доходом и даже даровал банщикам новый знак для цеха - подобный его личной эмблеме. У Вацлава был свой знак - венок с белым зимородком, в то время как у банщиков был скрученное в венок полотенце с зеленым попугаем. Эта тема появляется на изображениях в Библии Вацлава и других рукописях и каждый раз напоминает о короле и красавице-банщице, одетой, как правило, в прозрачную белую рубашку, подчеркивающую красоту и обольстительность девичьего тела. А птичка? Преобладает мнение, что это зимородок, который является символом верной любви и супружества. Короля и королевы Жофии или короля и его первой супруги Йоганны Баворской.

Этот венок как символ любви был известен миннезингерам и Петрарке. А зимородок? Эта маленькая птичка фигурирует в античном мифе об Алкионе. Эта женщина с горя от смерти своего мужа бросилась в море. Боги, тронутые верностью ее любви, смилостивились над ней и превратили ее в зимородка, и с тех пор эта птичка стала выражением постоянства чувств.

Самый старший зимородок со времен Вацлава сохранился в часовне пражской Староместской ратуши. Он хоть и внутри венка, но там не один - напротив него на узле стоит еще один такой же представитель пернатых. Клювы обоих трогательно встречаются в букве «Е», заполняющей середину круга. Это «Е» не Йоганна и не Жофия. Во время возникновения эмблемы Вацлав еще не знал Жофию - часовня была построена в 1381 году, за восемь лет до женитьбы на Жофии.

ЗимородокВацлав IV и Жофия. Иллюстрация из Библии Вацлава IV

Кто же та женщина с загадочным именем, начинающимся на «Е»? Обязательно ли это инициал, первая буква имени какой-то женщины? Выдумщик Вацлав Гаек из Либочан ошибочно прочитал это таинственное «Е» как «S» (S как Susanna) и создал решение загадки, сочинив историю банщицы Зузаны. Возможно, его на мысль зимородки, часто повторяющиеся в рукописях, где в знак помещены и рисунки банщиц. На самом старом знаке изображены два зимородка, на более поздних один из них улетел. Более простой, более поздний и классический знак Вацлава можно увидеть Староместской мостовой башне. Центр венка занимает один зимородок, а буква «Е» в нем отсутствует. Было несколько попыток объяснить эту маленькую загадку, но ни одна из них не выглядит убедительно. Тайна зимородка не разгадана.

«В 1394 году чешские паны объединились с королем Зикмундом и Йоштом, маркграфом моравским, против Вацлава, своего короля. Захватили его и посадили в подвал, который в Белой башне, оттуда через пять недель понесли на замок Пршибенице, а потом на Крумлов», - писал Вацлав Гаек. Замок Вилберк, где Вацлав, действительно, некоторое время был лишен свободы, у летописца превратился просто в Вену. А из заключения в Вене Вацлаву в том 1394 году удалось бежать тем же способом, что и в Праге с той разницей, что ему помогала не полунагая Зузана, а венский рыбак Ханс Грундель. Он для заключенного варил рыбу, и они разговаривали, причем слово за слово, и Вацлав Грунделю сказал: «Знай, что я известный человек и хозяин чешской земли, которого друзья без причины, только из ненависти, посадили в эту тюрьму. Можешь мне помочь освободиться, чтобы, придя в Чехию, я смог тебя отблагодарить и сделать вашу семью богатой?» Король приказал купить ему крепкого шелку и сделал из него канат длиной 60 сагов и толщиной с палец, опоясался им прямо на тело, чтобы канат не обнаружили. «По этому канату я спущусь в полночь, а ты будешь ждать меня под башней, оттуда выведешь меня к Дунаю и переправишь на другой берег».

Изображение зимородка на Староместской мостовой башне
Так и произошло - рыбак переправил короля через реку, на другом берегу привел к навозной куче, туда его положил и навозом прикрыл. Когда поднялся переполох, что заключенный исчез, никто его не смог найти. Только на следующую ночь рыбак пришел к Вацлаву и спросил: «Жив ли ты?» Он ответил: «Жив». И поели они хлеба, и напились воды, и пошли по одной долине, разговаривая, и пришли на Вышеград».

Согласно сведениям от Гаека, король Вацлав IV трижды оказывался в плену, но в действительности он был захвачен дважды. Второй раз оказался в плену в 1402 году, из которого бежал, хотя и иным способом, не с помощью банщицы Зузаны или рыбака Грунделя.
Josef Veselý

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты