гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты
Вацлав IV

Братство обруча и молота

Зимородок
Зимородок
Возможно, зимородок относится к рыцарскому ордену, возможно, к чему-то совсем другому. У нас есть только косвенные доказательства существования Ордена бурлета, но его существование кажется неоспоримым.

В 14 веке в Праге действовало загадочное масонское Братство Обруча и молота. Его членом и покровителем был сам Вацлав IV.

Масоны - предполагаемые преемники средневековых каменщиков - считают Братство Обруча и молота своим прямым предшественником. И совершенно правильно, потому что некаменщиков стали принимать в эти тайные общины только на рубеже 17 и 18 веков, а кульминацией этого процесса стало фактическое создание современного масонства в 1717 году. Вот почему Вацлав IV, по сути, один из первых членов братства каменщиков, не владеющих этим ремеслом.

Средневековый каменщик
Средневековый каменщик
Благодаря свободам, дарованным королями и власть имущими того времени, члены цехов каменщиков имели гораздо большую степень свободы, чем остальное общество. Возможно, именно поэтому каменщики были гораздо свободолюбивее других и не должны были опасаться, что из-за своего мнения окажутся на костре.

Могло ли отсюда проистекать либеральное отношение Вацлава к гуситам?

У многих цехов был свой ректор, единственный человек, чье слово было важнее слова мастера. В Праге им был архиепископ.

Ученики каменщика знакомились прежде всего с геометрией, и каждому присваивался особый знак, вписаный в фигуру, которая возникает либо путем повторения простого знака цеха, так называемого корня, либо который образовывался путем развертывания корня в сеть прямых линий с его основными параллельными линиями. Это клеймо раньше давали подмастерьям, с разрешения пана его вписывали в знак, и мастера использовали в качестве герба».

Клеймо каменщика было своего рода удостоверением личности странствующего подмастерья и открывало перед ним двери других цехов.

Пражские масоны 18 века считали братство Обруча и молота недостающим промежуточным звеном, соединяющим тамплиерскую и масонскую традиции: сообщество Обруча и Молота было основано через семьдесят лет после упразднения ордена тамплиеров.

В конце 18 века пражские масоны, видевшие в братстве своего идейного предшественника, напечатали устав Братства. Автором поста считается Рафаэль Унгарт, напечатавший документ об этом братстве в 1785 году. Пражские масоны немедленно подписались под наследием этого сообщества, членом которого они считали и мастера Парлержа. В этих братствах хранились различные мистические учения, которые часто не соответствовали официальным взглядам церкви.

Вацлав IV
Вацлав IV
Церковь возмущалась интересом Вацлава к алхимии, астрологии и другим оккультным наукам. Самого Вацлава IV в литературе того времени называют советником бесов (consultor demonum).

Автором декора Староместской мостовой башни был каменщик Петр Парлерж. Его имя - своего рода криптограмма. Петр - по-гречески Петрос, Петра женского рода, означает скала, камень, а parlare по-итальянски означает "говорить". Петр Парлерж - говорящий камень. И действительно, его каменные постройки, пронизанные символикой, говорят с понимающими и через пропасть веков.

Каменщики и строители соборов очень близки к одному из увлечений Вацлава - алхимии. Всемирно известный алхимик, писавший под именем Фулканелли, представил связь между декором средневековых каменных соборов и символикой алхимических процессов. Вацлав, как знаток оккультных наук и член братства каменщиков, должен был знать эти аналогии.

21 аркан Таро
21 аркан Таро
Когда я исследовал значение зимородка и оккультных интересов Вацлава, я подумал о сравнении этого символа с древней карточной игрой, по сути, с книгой посвящения, в которой астрологические и алхимические символы переплетаются с каббалой, известной как Таро.

Основу Таро составляют так называемые старшие арканы, состоящие из 22 карт. Эти карты должны отражать духовное развитие человека.

На двадцать первом листе мы увидим венок, напоминающий бурлет. Однако вместо зимородка здесь симпатичная обнаженная девушка (прелестная Зузана?).

Эта карта соответствует еврейской букве тав. И вот что интересно. Одно из значений, соответствующих этой букве - молот Торы.

Тогда, конечно, зимородок в бурлете мог бы быть графической криптограммой братства Обруча и молота. Бурлет - это обруч, а молот - это зимородок.

Вацлав IV мог знать символизм Таро, так как можно доказать, что он появился еще в 1329 году в Германии и его традиция была жива в тайных обществах средневековья.

Статуи святых Зикмунда и Войтеха
Статуи святых Зикмунда и Войтеха
Если мы будем внимательны, то обнаружим и другие карты Таро на Мостовой башне Старого Места пражского, например, статуи святых Зикмунда и Войтеха, покоящихся на льве. В символике Таро это карта Силы - девушка, укрощающая льва.

Мы намекнули на связь между Яном Гусом и Братством. Есть также конкретные доказательства этой связи:

Во время второго пленения короля Вацлава IV Ян Гус, известный своей исследовательской деятельностью в Вифлеемской часовне и своей борьбой за надлежащий статус чешского университета, сблизился с представителями Братства Обруча и молота, собрав вместе некоторых ведущих придворных Вацлава IV, его последователей из числа знати, буржуазии и духовенства. За свои заслуги Ян Гус был удостоен чести от гетманов Братства Обруча и молота, принять часовню Божьего Тела в качестве подарка от Братства Пражскому университету.

Часовня Божьего Тела на Скотном рынке
Часовня Божьего Тела на Скотном рынке
Это подтверждает нотариальный акт от 28 июня 1403 года, выданный в Праге в доме «Чешского народа», в приходе костела св. Гавела в Старом Месте пражском.

Гетманы Братства, Захариас из Свинаржа, Штех из Лопуце и Петр, известный как Квас, из Вшенор встретились здесь с Яном Гусом и другими деятелями, представителями города, университета и Вифлеемской часовни, чтобы передать недавно построенную часовню в управление и пользование членам чешского университета.

Это, несомненно, было выражением благосклонности королевского двора, поддержавшего усилия Яна Гуса. Вполне вероятно, что дарение часовни Божьего Тела чешскому университету было первоначальным намерением короля Вацлава IV, поскольку в 1406 году он разрешил чешским магистрам использовать доход от часовни в размере ста десяти чешских грошей в качестве жалованья управляющему часовни.
Aleš Česal

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты