гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты
Университеты старой Праги

Студенты

Те, кто записались в университетский альбом для обучения (immatrikulace), становились студентами. Университеты называли такого ученика беаном (beanus). Когда юноша внесен в списки университета, он должен избавиться от своих грубых манер, для чего проводится публичная церемония. Она называется beanie, экзамен на терпеливость, потому что при освобождении от мнимых грубых привычек новичок должен был проявить немалое терпение. Сначала обряды студенческой beanie были невинными символами, означающими, что неопытный и необразованный ученик, желая вступить в общество образованных людей, с удовольствием расстанется с поведением, отличающим необразованного от ученого. Со временем обряд превратился в настоящую тиранию, а символы стали реалистичнее.

Этот обряд происходит из Афин, от древних греков. Когда Сократ пришел в Афины для обучения, то товарищи сразу потащили его в баню, измазали ему лицо, мучили его, а он должен был проявить великое терпение. В Афинах обряд мучения новичков оставался еще и во время христианства.

Торжество состояло из нескольких отделений. К первому вешали на воротах коллегиума публичное приглашение. Его писал декан факультета, подчеркивая разницу между учеными людьми и грубыми любителями. Обещал новую лучшую жизнь и утверждал, что без этой церемонии нельзя к Миневре. Пражские деканы писали стихи о beanie, а саму церемонию сводили к слову «козел». Посадить на козла было главным действом, потому что новичка сравнивали со смердящим козлом. Образованных же людей, по словам декана, уважают и король, и аристократы, и учреждения, богачи и бедняки. Приравнивание в латинских стихах к скоту не обижало студентов, они привыкли к тому. Не всем дозволено пребывать в школьных дружинах, которым Музы преподносят ценные дары, а только тем, кто сначала сложит свои грязные манеры на козла.

Академические beanie обычно проводились в августе в 18 часов. Исключения были в апреле и октябре. На церемонию приглашались юноши, обычно ученики латинских школ. Подвергнувшись обряду, они снова возвращались в школы, чтобы доучившись там, поступить в университет. Ученики из других городов королевства также приходили со своими учителями. Преподаватели университета получали доход от beanie, поэтому собирали учеников, приказывали им прийти.

Когда новички собирались в Праге, учителя представляли их декану и ректору. Там они просили принять их после beanie в студенты. Декан спрашивал ученика, откуда он, богаты ли его родители, надо ли пригласить для депозиции (угощения) много преподавателей, или беан беден, и может пригласить только несколько. Депозиция не всегда происходила в том же коллегиуме. Иногда ее проводили в Каролинуме, иногда в Речковом коллегиуме, в зале или во дворе.

Как же происходил экзамен на терпеливость? Обычно один из студентов произносил речь, обращая внимание гостей на грязного беана с большими рогами. Далее ведущий в стихах излагал содержание предстоящего спектакля, при котором дерево будут скрести, неотесанного селянина строгать, кривого выпрямлять, слишком высокого отсекать. После этого начиналась тирания. Сначала устно. Студенту говорили, что тут от кого-то смердит. Ясно, что от беана, потому что беан - животное вонючее. Его начинали обзывать, говорить, что его очистят, рога обломают, зубы выбьют, и на самом деле приступали с грубыми инструментами: пилой, долотом, рубанком, вилами, гребнем, топором. Все огромных размеров. Деревянным мечом отсекали ему длинные уши, забирая у него глупость и напоминая, чтобы учился, а не оставался ослом. Отсекали рога, выбивали огромный зуб кабана, который перед этим вложили ему в рот, иногда этот зуб вытаскивали огромными деревянными клещами, иногда трясли беана, пока зуб не выпадет сам. Потом беана клади на лавку и стругали его, чесали гребнем. В конце умывали его грязное лицо. Иногда педел выливал воду ему на голову. Потом беана одевали и снимали с него шкуру вола, подстригали ему волосы большими ножницами, чистили ему уши, посыпали его солью для очищения и поливали вином для освящения к новой жизни.

Все действо было пронизано речами и шутками. В конце испытаний на терпение студенты восклицали: Proficiat vobis! Потом профессор, обычно декан, провозглашал беанов студентами и записывал их в книгу. После этого начиналось застолье.

Как проходил экзамен на терпение в Каролинуме? Одного из беанов выбирали королем, вождем или аббатом беанов. Старшие студенты наряжались в разные маскарадные костюмы, из которых наиболее популярными были маски с ушами и бубенчиками. Эти студенты больше всех терзали беанов, особенно короля беанов, архибеана. Студенты его преследовали, как лающие псы травят дичь. Когда он лег, как мертвый, его отесывали, как бревно, пилой, топором, рубанком. Ему брили бороду, которой не было. Потом отправили на кухню, чтобы сам принес воду в неподходящей посудине, мешая ему, чтобы он упал вместе с кастрюлей. В зале или во дворе ему мыли голову, чесали гребнем, у которого зубья, как грабли, вытирали грубой тряпкой. Бесполезно было просить, бесполезно защищаться - били еще больше. Мучения чередовались шутками и сценами. Принесли чернильницу, перо, бумагу. Беану велели писать. Не мог набрать чернил - у чернильницы не было пробки, она была сделана из монолитного куска. «Господи, Боже, этот беан не может открыть чернильницу!» Потом к его штанам незаметно прицепили какой-то текст, который через минуту с криком вытащили и читали. Его мать пишет с жалостью и слезами об тех мучениях, которым в академии подвергнут ее любимчика, голубка, барашка. При этом все падали со смеху. Когда беан был достаточно утомлен и измучен, он должен был горячо поблагодарить и поклясться, что за то, что с ним делали, не будет мстить. Потом заплатил за церемонию.

Во всех этих обрядах главным было усаживание на козла. Вряд ли это был живой козел. Скорее всего деревянная фигура, на которую по очереди должны были садиться беаны. В последующие годы обряд был приличнее и умереннее, хотя с молодыми панами благородного происхождения обходились помягче. Могли ограничиться только усаживанием на козла.

При этом торжестве обычно показывали театральное представление, на которое приглашали гостей. Новеньким студентам, если они заплатили, выдавали письменное или напечатанное свидетельство о прохождении обряда. В нем сообщалось, что такой-то студент избавился от сельских нравов. Писал и выдавал это свидетельство декан.

Кроме учеников всеобщих школ еще частные учителя приводили своих учеников. Профессор Кодициллус любил приводить на beanie своих учеников из дворянства и мещанства. В списках университета бывали и ученики немецких наставников.

Беан, став студентом, мог взять себе новое имя. Брали себе латинские или греческие имена. Зоубек стал Дентулинус, Рисовский - Линцеус, Червенка - Эритраэус, Фоусек - Кринитус, что было переводом. Стремление сделать свое имя иностранным было настолько модным, что если не делали перевод своего имени, то хотя бы приводили к латинскому виду. Конечный стал Конециус.

После внесения в университетские метрики (immatrikulace) студент должен был дать присягу на верность королю, этому королевству, повиновение ректору и явиться по его приглашению, сохранять статус, беречь университетское добро, не мстить за свое бесправие.

Какого рода студенты были в Чехии? Один вид студентов в 15 веке прекратил свое существование. Это студенты, которые жили в бурсах. Бкрсой был частный дом профессора, который держал студентов под своим надзором. Они жили и питались у него, там же он читал им лекции. Т.е. это были конвикты без стабильных фондов, студент в бурсе платил сам. Этот платеж назывался бурсой, он и дал конвикту название. Студенты могли переходить из одной бурсы в другую на полугодовые сроки, в день св. Гавела и св. Иржи. Профессор был хозяином и ректором бурсы. Члены бурсы были связаны домашним и университетским порядком. Бывали и бурсы бедных студентов, которые в них жили бесплатно и просили себе еду.

Следующий тип студентов - студенты коллегиума. От бурс они отличались стабильным фондом. Кроме коллегиумов для проживания профессоров были еще коллегиумы для студентов. Студенты жили в них на средства фонда и за свой счет.

В Праге студенческих коллегиумов было пять. Коллегиумы королевы Гедвиги и коллегиум Народа чешского были с начала существования Пражского университета. Речков и Лаудов коллегиумы возникли позднее. Они были предназначены для проживания 24 студентов, по 12 в каждом, три остальные должны были содержать столько студентов, сколько позволит фонд.

Студенты коллегиума королевы и Назаретского должны были в определенные дни петь на мессах в Бетлемской часовне и молиться за благотворителей и основателей. Студенты Речкова коллегиума должны были прислуживать при богослужениях в костеле св. Штепана в стене. Чешский коллегиум служил в часовне Божьего Тела. Разумеется, они должны были учиться и не пропускать занятия. За небольшие провинности студента мог наказывать пробст, за более важные судили директора и профессора, а самым тяжелым наказанием был документ фонда об отчислении из коллегиума. Это могло произойти с недостаточно прилежным студентом.

Рассмотрим жизнь студента в коллегиуме. Все начинается с приема в коллегиум. Принимают директора. Обычно молодой человек обращается к одному из профессоров с просьбой походатайствовать за него. На конференции профессор своего студента рекомендует. Рекомендация может быть и от друзей университета. Иногда около каждого имени студента написано, кто его рекомендовал. В разное время у профессоров был и выбор из кандидатов, и нехватка студентов. При недостатке учащихся преподаватели ходили по школам.

Сыновья богатых полностью платили за пребывание в коллегиуме. Такого студента ректор принимал лично. Если студент был неплатежеспособный, преподаватели не отказывали ему в обучении, он ходил на лекции, а жил где-нибудь в приходской школе, питался вместе с бедными учениками.

Студент alumnus
Принятых в коллегиум студентов называли alumnus (питомец, воспитанник) и pronunciat. К принятым в коллегиум алюмнам обращался с речью один из преподавателей, которым был поручен присмотр за учащимися. Он призывал быть набожными, утром и вечером молиться, читать Библию, всем присутствовать при чтении Библии перед едой, вести себя порядочно, быть осторожным с огнем, не ходить без фонаря, иметь воду для тушения пожара, между собой разговаривать только на латыни, не пропускать диспуты и лекции, готовились к экзаменам, не ходить в кухню и не мешать кухарке, днем и вечером не стоять у коллегиума и не зевать по сторонам, с дочерьми квартиросъемщиков не заигрывать и т.д. «Не забывай, зачем тебя сюда послали из отеческого края - чтобы ты вернулся облагороженный манерами и знаниями».

В мае 1619 года директор коллегиума Кампанус велел алюмнам писать стихи о Святом Духе, которые потом профессора им исправят, вообще не говорить на родном языке - кто будет по-чешски щебетать, будет удален из-за стола. Напомнил, что за провинность их посадят в «курятник». Алюмны должны ходить на богослужения в Бетлемскую часовню или костел св. Штепана в стене в соответствующем одеянии.

Одежда алюмнов сначала была клерикальной. Она отличалась от облачения выпускников. На картинках видно студенческую юбку, серую, красную, с капюшоном. Однако алюмны страдали от насмешек над тонзурой и клерикальной униформой и носили свою модную одежду. Только в школу и костелы надевали на себя длинную юбку, как клирики. Рокицана сердился, что у учеников недостаточно закрыты ноги, что они заносчиво показывают туфли. Наверно, специально укорачивали клерикальные юбки. В 16 веке студентам грозил штраф за шелковые шляпы, узкие пальто. Преподаватели хотели, чтобы они носили длинные пальто и береты. В 1603 году профессор Бахачек запретил студентам «чудовищную одежду» - штаны и чулки разных цветов. Но студенты упорно следовали моде.

Только в 1609 году студентам позволили не надевать клерикальное облачение в школу, т.к. оно «больше подходит теологам, чем философам». На торжественные события ходили в тогах, или vestitus talaris.

А сколько запретов было не носить оружие! Особенно популярны были топорики или по испанской моде кинжалы.

При поступлении в коллегиум у алюмна появлялись обязательства к службам в храме при университетских часовнях. Пели в хоре в определенные дни.

Вставали рано, около 5 часов утра. Шли на учебу, потом на лекции. После них был завтрак. После полуденных лекций или упражнений ели второй раз. За час или два до заката был ужин. Продукты были дорогие, студентов кормили плохо. Богатые родители подкармливали своих сыновей. Алюмны считались бедными студентами. Некоторые благодетели, оказавшись на смертельном одре, помогали студентам, писали завещания. Профессора учили алюмнов, как получить помощь от мещан - на улице с ними и их женами учтиво здороваться. Тяжелее было добровольно ходить на похороны соседей и удаленных селений.

Студент famulus
Третий род студентов были famulus, или министры. Во всем подобны алюмнам, но должны были прислуживать профессору. Каждый профессор мог выбрать себе слугу по дому, для чести дома. Это должен быть талантливый юноша, подающий надежду, что однажды станет профессором в коллегиуме. Профессор должен был известить о своем избраннике ректора и коллектив, чтобы они его утвердили. Во время приема фамулус обещал верность ректору, прилежание и молчание. Его клятва была записана в книгу.

Сколько студентов становились фамулами? Т.к. каждый профессор мог выбрать себе фамула, то количеству фамулов равнялось числу профессоров. Фамулус, назначенный главным, назывался экономус (oeconomus). У него было много работы и обязанностей по хозяйству. Он выдавал товары кухарке, следил за количеством хлеба и пива, ему доверены ключи от кладовых, иногда и ключи от Большого коллегиума - по ночам он должен был ходить открывать двери. Распорядок требовал, чтобы из-за этих ключей экономус никуда из дома не выходил. А если куда-то нужно пойти, то передавал ключи пробсту.

В 1617 году, во вторник 11 января около 3 часов ночи в двери коллегиума кто-то постучал. Когда экономус открыл, то никого не было, и только на двери был приклеен портрет профессора Ессениуса с унизительными стихами.

Один министр читал Библию за столом, другой - famulus communis - заботился о еде профессоров, накрывал на стол, как и другие, но кроме того приносил кухарке дрова и отапливал помещение перед обедом. Комнаты профессоров студенты отапливали по очереди. Между фамулами были распределены обязанности по столу. Не смели ругаться с кухаркой. Провинности наказывались. Самой большой провинностью было отсутствие ночью в коллегиуме. Слушателями университета были также бакалавры, которые готовились к экзаменам на магистра. Они уже не были в полном смысле студентами. Они служили учителями в пражских латинских школах. Сельские бакалавры приезжали на лекции перед экзаменами, остальное время обучались у себя самостоятельно.

Бывали и студенты, которые переходили из одного университета в другой. Их называли vagant, bacchant, чехи называли бродягами. Такие бродячие студенты с конца 14 века до конца 16 века были во всех странах. Они были веселые, компанейские, пели на родном и латинском языках песни, сатирические, легкомысленные, любовные, застольные. Просили милостыню, воровали, ухаживали за женщинами, их приветливо принимали, также били и прогоняли. Многие после приключенческих студенческих лет занимали важный пост в церковных и светских учреждениях.

Студенты ссорились с кухаркой, избивали ее. Дрались между собой и отправлялись на драку со студентами других коллегиумов. Когда были в добрых отношениях, то впадали в другой запрещенный грех - играли в коллегиуме в карты и кости. О буйном поведении за пределами коллегиума можно много рассказывать. Танцы, фехтование, выпивка, драки составляют ядро студенческой жизни.

Студенты были обременительны для пражской Карловой школы. Выходили и перед домом высмеивали прохожих, провоцировали на драку и даже сами первые нападали. В 1592 году подмастерья пекаря шли из бани, это были 6 немцев. Перед Речковым коллегиумом сидели три алюмна, которые начали разговор с подмастерьями. Вскоре обе стороны собирали кирпичи и камни. Начался бой, студенты скрылись в здании коллегиума. Пекари бросали в них камни, а когда ворота были закрыты, долго бросали в коллегиум кирпичи и камни. Кроме пекарей дрались студенты и с подмастерьями известкового завода.

Популярнее драк были ночные прогулки и выпивки. По ночам обычно вылезали в окно и через него же возвращались. Прилежные студенты, оставшиеся дома, помогали гулякам. Алюмнам и фамулам плохим примером служили старшие студенты. В 1620 году в Каролинуме профессор встретил экономуса так напившегося, что не мог стоять на ногах, упал бы с лестницы. Профессор увидел, что по халатности этого экономуса коллегиум остался открытым на ночь. На латыни он сказал студенту, что его бы надо бить плетью, но всего лишь закроют в карцер.

Если в трактирах студенты пили тихо, то это могло остаться в тайне. При этом могли и петь. Старинные студенческие песни написаны с юмором. Когда застольные песни студентов-бродяг вышли из моды, студенты могли спеть в трактире мотет и другие религиозные песни. Однако выпившие студенты сильно шумели в трактирах и дрались на улицах. А это уже сердило городское управление.

В 1605 году около часа ночи студенты Речкового коллегиума через сад и виноградник коллегиума проникли на кладбище у св. Штепана меньшего, залезли на башню и начали звонить в колокол. В те времена в неурочное время звонили при грозах и пожарах. Люди сбежались со всех сторон, узнать, что случилось. Прибежали поноцные (ночные сторожа), чтобы по приказу мэра арестовать пьяных студентов. Те сопротивлялись, началась борьба с ними. На следующий день они предстали перед ректором и на трое суток были помещены в Староместскую тюрьму. Через несколько дней один из них шел по галерее коллегиума, пьяный. Упал с галереи, сломал позвоночник. Был похоронен на том же кладбище, где несколько дней назад веселился и потревожил все поселение.

Во время своих ночных похождений студенты избивали прохожих и сами бывали битыми. Между студентами и ремесленниками была сословная ненависть. Пострадавшие прохожие приходили жаловаться ректору.

Из других грехов студентов можно назвать сбор орехов и фруктов из чужих садов. За воровство в то время суды наказывали строго. В 1618 году студенты прочесали все ореховые деревья в Карловом коллегиуме. Преподаватели отправили их в курник с заданием написать элегию об орехе. Также сообщили свое решение - кто в следующий раз первым сорвет орех, заплатит за всех остальных.

На совести студентов было много любовных интриг и грехов. Они совращали и их совращали. Женщины легкого поведения собирались около коллегиумов. Однако студентов интересовали женщины благородного происхождения. Некоторые алюмны не искали безнадежную любовь за стенами коллегиума, а заводили отношения дома с дочерью квартиросъемщика в коллегиуме или с прислугой.

В старые времена студенты часто общались с образованными людьми. В университете не было диспута, выборов, торжеств, чтобы сто всех Пражских городов не пришли образованные мужчины. Эти добрые отношения между мещанством и высшими учебными заведениями были везде.

Студенты активно вмешивались в события общественной жизни, особенно в начале гуситского периода. В 1412 году одели одного из студентов в наряд невесты, посадили на повозку, повесили на него послания, якобы из канцелярии Папы Римского, потом эти листы сожгли у новоместского позорного столба. А сколько сатирических стихов написали обе религиозные стороны друг на друга!

После гуситского периода студенты шли в ногу со временем и затерялись в нем. В 1481 году напомнили о себе, пойдя против течения. Тогда появилась Община чешских братьев.

* * *

У студентов иезуитского Пражского коллегиума обряд beanie стал обязательным с 1573 года. В тот год иезуиты приняли решение, чтобы их университет не отличался от Карлова и от традиций других старинных университетов других. Первая беания прошла 26 ноября, а потом проводились регулярно перед зимним семестром и в апреле или мая перед летним. Обычно за день до начала занятий.

Как и в Каролинуме, на обряд приходили школяры, большие и маленькие, слушатели философии и ученики гимназий. После проведения беании студенты записывались в университетский альбом - метрику. Поступивших в другие школы тоже вносили в список. Получали свидетельство о зачислении. Так обучение получало полномочия к получению академической степени, особенно магистра. Тех, кто в той книге не был записан, к экзаменам не допускали. Последняя беания перед Сословным восстанием происходила 8 ноября 1617 года. Обряд возобновился в 1624 году.

Дисциплина в пражских иезуитских школах была более строгой, чем в протестантских. Иезуиты мотивировали своих студентов с помощью честолюбия. Предлагали декламацию, диспуты. Теологи соревновались с философами, а те с риториками и гуманитариями.

Младшим ученикам, равно как и взрослым, иезуиты старательно внушали набожность. Она обуславливала самодисциплину. Протестанты тоже учили в своих школах религиозности. По сути, принципы иезуитов и протестантов были одинаковы, различие было в достижении цели.

Иезуитские студенты были главными помощниками роскошного культа и публичных церковных торжеств. Кроме этого их постоянно побуждали к благочестию. Религиозностью было пронизано все. Не было дня, чтобы студенты не посещали храм, а некоторые и несколько раз в день. Месса была каждый день, на вечерню студенты ходили по субботам и перед праздниками, по субботам читали литанию к Матери Божьей, кроме того были духовные занятия в костеле и в школе несколько раз в неделю.

Иезуиты следили, чтобы проживавшие в коллегиуме студенты старательно молились. Экстернистам благочестие было рекомендовано и контролировалось во время посещения руководителя у них на дому. Студенты сразу после пробуждения и умывания должны были молиться. По вечерам перед сном четверть часа должны обращаться к своей совести и налагать на себя добровольные наказания за провинности. Остальным студентам был назначен исповедник, к которому они должны обращаться. По четвергам на проповеди призывали к покаянию и к принятию Тела Господня. Не менее раза в месяц иезуитский студент должен исповедоваться. Были такие, которые причащались каждую неделю, а то и дважды в неделю.

Для большего благочестия студентов призывали объединяться в общества. В 1575 году в коллегиуме организована Марианская конгрегация, направленная на ревностное служение культу Божьей Матери.

Церковных праздников у иезуитских учеников было больше, чем в протестантской академии. К праздникам студенты писали стихи. Во время Адвента и постов посещали храмы еще чаще. В 1608 году началось и публичное самобичевание, истязание плоти. Или единоличное самоистязание каждую пятницу и субботу по время Адвента и постов.

Постоянные религиозные занятия до того разжигали болезненное мышление некоторых студентов, что они замечали у себя сверхъестественные способности, о которых записывали в книги. Кому-то являлся ангел, дьявол, привидение, дух. И не во сне, а среди белого дня, в коллегиуме, костеле, где угодно. О таких явлениях иезуиты рассказывали остальным студентам, а педагоги использовали для воспитания.

Например, в 1594 году один из пражских студентов не пошел на мессу, а прогуливался по коридору. Было записано, что ему явился незнакомый человек, в котором по копытам и когтям он узнал дьявола. Студент сразу перекрестился, и дьявол исчез, оставив за собой смрад. Студент покаялся, а остальным объяснили, до чего доводит непосещение храма.

Одному 18-летнему студенту в 1603 году явился дух умершего опекуна. Стаскивал с его постели одеяло и будил его всеми способами. Молодой человек сообщил об этом отцам. Они научили его, о чем нужно спросить духа, когда тот снова придет. Студент спросил, дух с плачем отвечал: «Витек, я душа из Чистилища. Ты знал, что я умер, и не молился за меня!». Молодой человек признал свою вину - уже 10 дней знал о смерти опекуна, жившего в 15 милях от Праги, и не молился за него. По приказу иезуитов немедленно 30 раз прочитал молитву, и с тех пор дух больше не появлялся – молитвы освободили его из Чистилища.

В конвикте и семинарии иезуиты строго следили за студентами, но те все равно были склонны к бойкости и живости. У студентов из аристократии были преимущества в конвикте перед студентами обычного населения. В школе у них были более удобные места, хотя правила требовали от педагога одинакового отношения ко всем учащимся.

Иезуиты советовали студентам, как себя вести в обществе. Философам рекомендовали парами и молча первыми выходить из костела. Ученики низших классов следовали после них. Тренировали и тело - игры с мячом, аристократы тренировались в фехтовании, в свободные дни прогулки.

Строго следили за одеждой студентов. Клерикальное облачение надевали только в школу, но не позволяли слишком следовать моде. Приходить в школу с оружием было запрещено, только с ножиками для обрезания перьев. За пределами школы могли носить оружие.

Посещение трактиров студентам университетов не разрешалось, как и студентам младших классов. Равно как и играть в карты и кости. Студенты-иезуиты были под юрисдикцией ректора, и их это очень устраивало. В Праге в 1598 году ректор защищал своей юрисдикцией и против высочайших панов. Один иезуитский студент был арестован за ночные похождения, во время которых поранил поноцного. Одновременно был арестован и другой студент, которого отпустили, когда он пообещал явиться на суд. Конечно же, не явился. И второго студента ректор привел к себе из тюрьмы. Он не выдал их городскому управлению и тогда, когда ему сказали, что император лично желает знать, кто бродит по ночам. Обещал сам их наказать. Оба студента получили устные замечания. Другого наказания не последовало, потому что нет истца (раненый поноцный не пришел с жалобой), нет и суда.

Население Праги, в большинстве некатолическое, не доверяло домашнему суду иезуитского ректора, а предпочитало городской суд. Они ориентировались на Каролинум, но у профессоров Каролинума были другие причины – они не хотели признавать иезуитский коллегиум академией, поэтому не признавали и их юрисдикцию. Они подавали жалобу в ратушу, если иезуитский студент чем-то провинился перед членами Карлова университета. Такие жалобы не были редкостью.

Обвиняли некоторых иезуитских студентов, что побили или ударили каролинских, подняли на смех одного из профессоров Каролинума. Члены городского самоуправления пришли к иезуитам, а ректор им выговорил, что его удивляет поведение каролинских профессоров, которые будто не знают, что законный трибунал находится у него в коллегиуме. И добавил, что при его суде будет достаточно справедливости и строгости при обращении к законному судье - ректору коллегиума.

Ошибочно было бы думать, что студенты Клементского коллегиума в Праге, находясь под религиозной дисциплиной, были скромными агнцами. Они нападали на студентов иной веры и их школы. Например, в 1601 году пришли в Карлов коллегиум помешать диспуту бакалавров. Они собирали на улице камни, собираясь бросать их в окна аудитории, но помешали прохожие.

Не с добрым умыслом один иезуитский студент в июле 1593 года спрятался в кладовке коллегиума короля Вацлава. Был обнаружен, и оправдывался, что ищет какого-то посла. Пробст коллегиума Марек Биджовский размышлял, подать ли жалобу в городское право.

Иезуитские студенты были очень любезны с представительницами женского пола. В 1594 году была сделана судебная запись о любовных отношениях иезуитского студента с женой староместского мещанина Мартина из Михельберка. Мещанин потом убил свою жену.


гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты