гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Рыцарские идеалы


Сподвижники Христовы

Бернард Клервоский призывает к крестовому походу
Бернард призывает к крестовому походу
Первоначальное название тамплиеров Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона связано с представлением о христианском воине. Идея непрерывного боя между добром и злом, который каждый из нас должен предпринять, прозвучала и в Ветхом Завете в книге Иова, что жизнь человека на земле - борьба: «Не определено ли человеку время на земле, и дни его не то же ли, что дни наемника?» (Иов 7:1)

Выражение «воин Христов» использовал апостол Павел в одном из своих посланий. Оно также связано с метафорой «Всеоружие Божье», которое появляется в Послании к Ефесянам (6:11), написанном Павлом по преданию в 63 году в римской тюрьме: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было встать против козней дьявольских».

Аллегория рыцаря, воюющего со смертными грехами
Аллегория рыцаря, воюющего
с семью смертными грехами
Слова Павла нашли отклик в представлениях духовного отца ордена тамплиеров Бернарда Клервоского, который в «Хвале новому рыцарству» написал: «Рыцарь тамплиер поистине бесстрашный, охраняемый со всех сторон, потому что его душу защищает панцирь веры, как тело защищают стальные латы. Так он защищен дважды, и может не бояться ни демонов, ни людей».

Воин Божий был образцом не только для храбрых воинов тамплиеров, но и для многих других в течение следующих столетий. Сторонником идеалов Христова воина стал барочный боец за правду, основатель рыцарских орденов и меценат искусства граф Франтишек Антонин Шпорк.

Выражение «Воины Христовы» было использовано для четырех предводителей первого крестового похода: Готфрида Бульонского, нормандского бойца Танкреда, Боэмунда Тарентского и графа Раймонда Тулузского. В живописи и скульптуре они изображены как христианские римские рыцари, конные воины, св. Мартин, св. Иржи (Георгий). А также их пример - архангел Михаил, полководец ангельского воинства последней битвы за спасение человечества, которая произойдет перед Страшным судом.

Образ Божьего воина послужил инспирацией для создания ордена тамплиеров в 1119 году. Изменение группы из девяти рыцарей в церковный орден спустя десять лет осуществил процитированный выше Бернард Клервоский. Так появился христианский парадокс - воин-монах.

В противоположность высказыванию Христа, провозглашающему любовь к ближнему и скромность, зародился идеал гордого и безжалостного воина, хотя и набожного и живущего в бедности, тем не менее, обладающего большой властью и несметным богатством. Готового не только положить жизнь за веру, но и пожертвовать жизнью другого человека.
Bohumil Vurm, Zuzana Foffová

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты