гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Тот свет
погребальные традиции в старые времена

Со смертью члена семьи был связан ряд представлений и обычаев. Считалось, что душа умершего способна вернуться на землю. Основой погребальных обычаев было препятствие возвращению умершего и исключение его из членов семьи и общества. В некоторых областях старались забрать лишить хозяина его собственности, и для этого в гроб клали монету. Молодым людям в руку давали ветку мирты, а на голову надевали миртовый венок. Детей окружали освященными иконами.

Иллюстрация к балладе К. Эрбена
Иллюстрация к балладе К. Эрбена
Чтобы душа могла покинуть помещение, открывали окна и останавливали часы. Усопшему закрывали глаза и рот, чтобы он никого не мог взять с собой. Покойного облачали в особую одежду, называемую саван. Неженатых молодых людей одевали как на свадьбу, детей - в белые одежды.

Смерть в фольклоре занимает важное место и представлена во многих видах. От персонифицированного образа в сказках до рассказов о мире мертвых и духов. Персонаж Смерти в сказках играет двойственную роль. С одной стороны, ее боятся, избегают, а с другой - она часто выступает в роли помощника главного героя. Типичен, например, мотив бедняка, который выбирает Смерть своей тетушкой, потому что она справедлива.

Страх вызывали те, кто возвращался из посмертного существования - духи умерших. К ним относится и умерший жених из баллады Карела Яромира Эрбена «Свадебная рубашка».

В легендах встречается более «цивилизованный» образ Смерти. В рассказах о жизни реальных исторических лиц она как бы связывает предания с действительностью. Не смотря на то, что традиция часто изменяет жизнь исторического лица до неузнаваемости, вид смерти героя обычно описывает верно, хотя и овеивает его разными мотивами.

Тема смерти в произведениях народных умельцев связана с рекатолизацией Чехии в 17-18 вв. В этот период углублялось религиозное восприятие и с ним связанные культы Девы Марии, Яна Непомуцкого и др. святых.

Маски смерти
Маски смерти
Пьета. Конец 19 века
Пьета. Конец 19 века
Распятие
Распятие

Проявления религиозности возникли в изображениях христианского цикла. Наиболее известная тема связана со смертью Христа. Этот сюжет появляется во всех формах искусства - рисунки на стекле, иконы, статуи, разные типы крестов.

Смерть ребенка
Смерть ребенка
Несмотря на распространяемый Марианский культ, изображение смерти Девы Марии было не настолько популярно в народе. Чаще изображается ее вознесение. То же самое касается и остальных святых. В их изображениях использованы характерные атрибуты, указывающие, каким видом смерти они умерли или были замучены.

Интересны изображения угрозы смерти, например, падение с коня, предотвращение смерти обращением к Деве Марии и святым.

В 19 и начале 20 века в деревенских семьях часто умирали новорожденные. Глубоко верующие родители и родственники считали, что это по воле Божьей. Такой вывод следует из поговорки: «Бог дал, Бог взял».

Поэтому было важно, чтобы ребенок был окрещен. В некоторых случаях крестила и повивальная бабка. Так душа крещеного младенца могла попасть на небо. В гроб ребенку клали игрушки, освященные иконы, девочкам фартучек, чтобы могли собирать цветы на небесных лугах.

Некрещеных детей хоронили в углу кладбища.

Лента с картинками и текстами, которая символизировала воображаемый рост Девы Марии и Христа
Лента, символизирующая воображаемый рост
Девы Марии и Христа. Вторая половина 19 века
Популярным амулетом была бумажная или шелковая лента с картинками и текстами, которая символизировала воображаемый рост Девы Марии и Христа. Народ верил в магическую силу этих лент, что они спасают от грозы и огня, от врагов видимых и невидимых.

Раньше траурным цветом был белый, символизирующий свет, день, невинность. Он остался при погребении детей и молодых неженатых юношей и девушек. Их укладывали в гроб, одетых как жених или невеста в миртовом венке. Остальная молодежь шла на похороны, одевшись как друзья жениха и подружки невесты.

Женщины надевали на похороны белые фартуки, белые чепчики и платки, девушки ходили в белых рубашках без пальто, а мужчины прикрепляли к шляпам белую ленту.

Покойного одевали в праздничную одежду, в которой он мог бы предстать перед Богом - в темный костюм. Женщины желали быть похороненными в национальном костюме, иногда в свадебном чепце на голове.

Женщинам, умершим при родах или в течение шестинедельного послеродового периода, в гроб клали занавес, который отделял постель матери с ребенком от остальной комнаты. Обувь на покойного не надевали, потому что и Иисус ходит в раю босым. Подготовленного таким образом покойного клади на кровать или в гроб, где он оставался до погребения.


гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты