гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Дон Жуан: 4 = смерть

Прага. Сословный театр
Сословный театр
29 октября 1787 года на сцене Сословного театра прошла мировая премьера одной из известнейших опер австрийского гения Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791). Это было событие, подобного которому музыкальная Прага еще не видела, а легендарный композитор, который первые исполнения дирижировал лично, сразу стал любимцем метрополии на Влтаве.

О постановке этой блестящей оперы ходит много легенд. Из этого точно достоверно, что первоначальная дата исполнения была отложена на 14 дней из-за того, что Моцарт - согласно некоторым источникам умышленно - якобы забыл написать увертюру. Писал ее в ночь перед премьерой и, вероятно, только за час до звучания первых нот переписчики закончили копировать партии.

Либретто оперы, подобно текстам нескольких других произведений Моцарта, пронизано скрытой символикой. Моцарт любил серии чисел. О музыке говорил, как о математике, там и там видел симфонию Божьего творения. Поэтому для написания текстов побудил либреттиста Лоренца да Понта поиграть числами и для Дон Жуана. В арию с каталогом он вставил следующую формулу:
 
	Италия 		640 = 10 = 1
	Германия 	231 = 6 = 6
	Франция 	100 =1=1
	Турция 		91 = 10 = 1
	Испания 	1003 = 4 = 4
	Итого 		2065=31=13=4
Число за названием страны показывает количество женщин, которых Дон Жуан соблазнил во время своего пребывания там. Следующие числа получаются путем сложения цифр.

Число 31 соответствует возрасту Моцарта, в котором он начал писать оперу. 4 соответствует количеству смертей, коснувшихся Моцарта в последнее время: в феврале умер его друг граф Hatzfeld, в мае отец Амадеуса Леопольд, известный австрийский масон и настоящий друг своего сына, в сентябре друг семьи доктор Barisani, а также Моцарт сильно переживал смерть домашнего любимца - скворца, которого он похоронил в саду и в память о нем написал стихи. Чтобы сконструировать количество женщин, Моцарт исходил из числа, которое для него в неблагоприятном 1787 году имело действительно мистическое значение. Ключ к пониманию этой известной на весь мир оперы звучит просто: смерть.

Казанова Согласно легендам прототипом обольстителя Жуана стал итальянский авантюрист, хорошо известный женщинам Джакомо Казанова. С Моцартом они были знакомы, встречались во время пражской премьеры оперы, на которой, говорят, Казанова присутствовал лично.

История либретто Дон Жуана, хотя типичная для того времени, для оригинального Моцарта характерной не была. Т.е. речь идет об усовершенствованном плагиате. Вместе с Лоренцо да Понтом они более-менее заимствовали главную сюжетную линию либретто «Каменного гостя» Джованни Бертати, которую недолго исполняли в январе 1787 года в Венеции. Это, однако, не исключает, что главный персонаж Дон Жуан может содержать некоторые элементы или интересные случаи из жизни итальянца.

Казанова развлекал общество благородных дворов Европы своими историями, а свою жизнь записал также и в книге Historie de ma fuite des prisons de la Republique de Venise («История моего побега из тюрьмы Венецианской республики»). Дописал ее в 1787 году уже в Чехии, и годом позже она была издана в Лейпциге. В конце 18 века вся Европа говорила о приключениях Казановы. Некоторые исследователи творчества Моцарта предполагают, что композитор намекал на свою встречу с Казановой как на встречу командора с Дон Жуаном.

И другая известная опера «Свадьба Фигаро» несет числовую символику вольных каменщиков. Она появилась через год после инаугурации Амадея в Венской ложе, и либреттист по желанию Моцарта вставил в нее числовую криптограмму. Фигаро, измеряя комнату, предназначенную для него и Сусанны, поет: «5…, 10…, 20…, 30…, 36…, 43…». Сумма 144, из чего получается 9. Именно столько лет прошло после увольнения с ненавидимой Амадеусом службы в Зальцбурге в 1777 году. Девятка здесь - число свободы Моцарта, а также важное масонское число 3 - трижды по 3.





гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты