гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Магнит чудесный

Народни тршида, 40
Туновский дворец/Адрия
Граф Франтишек Йозеф Тун
Граф Франтишек Йозеф Тун
Прага. Дворец Адрия
Дворец Адрия
В круг интересных людей из высокой пражской аристократии конца 18 века входил и граф Франтишек Йозеф Тун (Thun). Он не скрывал свою принадлежность к свободным каменщикам и в своем дворце принимал брата по ложе В.А.Моцарта, когда тот приезжал в Прагу.

На службе у рода Тунов был в Вене и другой масон, Франтишек Петрань, кроме прочего и автор либретто кантаты Моцарта Die Maurer-freude (Радость масона). Этот человек был посвящен в жизнь сливок венского общества и познакомил своего господина с одним из интереснейших людей того времени - Францем Антоном Месмером (1734-1815).

Франц Антон Месмер
Франц Антон Месмер
Магнетический сеанс
Магнетический сеанс
Месмер - выдающийся врач, признанный целитель, прославленный автор учения о животном магнетизме, образованный человек и виртуозный исполнитель на стеклянной гармонике - воодушевил Туна с первой встречи. Очарованный граф многократно посещал его венский «малый Версаль» на берегу Дуная в доме на Ландштрассе 261 и участвовал в богатых застольях сопровождаемых там и тут концертами Моцарта и Гайдна.

Кроме того он принимал участие в ряде магнетических сеансов, завораживавших его и пробудивших в нем глубокий интерес к этой своеобразной терапии. Много раз граф безуспешно пытался уговорить Месмера посетить Прагу и ввести новые лечебные методы, каждый раз получая вежливый отказ. Тун попробовал хотя бы сам внедрить лечебные методы Месмера с согласия автора, но ему мало что удавалось. Магнитные бассейны месмеровского типа работали в Праге недолго.

Магнетический сеанс
Магнетический сеанс
Вечный памятник своему другу Месмеру создал Вольфганг Амадей Моцарт в 1790 году в опере Cosi fan tutte. Оплатил ему долг, а также проявил благодарность за премьеру его оперы «Бастьен и Бастьенна», которая состоялась в 1769 году в доме Месмера на средства целителя. Веками о легендарном «отце животного магнетизма» будут напоминать слова: «Смотрите, я достал драгоценный магнит от доктора Месмера».

Далее слова оперы намекают, что настоящего признания Месмер достиг позже, когда в 1778 году оставил Вену и удалился в Париж. Там он быстро проник в высшие академические и общественные круги, его учение признала высокая аристократия, и во время его пребывания город над Сеной охватила настоящая месмеромания.

Атанасиус Кирхер
Атанасиус Кирхер
Первое сочинение о животном магнетизме написал иезуит Атанасиус Кирхер (Kircher) в 1654 году, когда впервые разделил органический магнетизм от животного. О нем упоминал уже Парацельс, который в лечении активно использовал магнит. Месмер, имя которого стало синонимом этого способа лечения, открыл новую эпоху интереса к этой терапевтической дисциплине. Животный магнетизм стали понимать в его время как витальный fluidum, находящийся в каждом человеческом теле. От качества и количества этого флюида зависит здоровье. Каждый человек, по мнению Франца Антона, находится во флюидах вселенной, как и небесные тела. Если нарушена раздражимость нервной системы, возникает нарушение отношений к этому флюиду, вызывающее болезнь. Эту болезнь можно лечить прикладыванием природного магнита.
Магнетический сеанс

В венском кабинете Месмера пациенты получали лечебную процедуру в магнитной ванне. В приемной целителя играла тихая музыка, в то время невиданное средство, помещение освещал приглушенный свет. Из воды выступали металлические стержни, которые люди прикладывали к больным местам. Иногда Месмер усиливал воздействие лечения личным присутствием и собственноручным прикладыванием магнитных стержней, которые всегда носил с собой. Эти прикосновения магнитов, как позже было доказано, на самом деле были причиной лечебного эффекта, а у женщин иногда вызывали спонтанные состояния истерии.


гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты