гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Страсти по Оскару Кокошке

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка
Выдающийся австрийский живописец Оскар Кокошка (1886-1980) получил в гитлеровской Германии статус "дегенеративного художника", работы которого подлежали уничтожению, а в СССР сначала заслужил авторитет пламенного антифашиста, а затем был предан забвению.

Кокошка имел прямое отношение к обеим мировым войнам - в Первой он участвовал как кавалерист, а во Второй - как агитатор и благотворитель. Художник резко и жестко писал о войне, критиковал Сталина и большевизм. Поэтому мы так мало о нем знаем...

Венец мученика и страдальца

Даже самые откровенные подражатели Кокошки не сразу вспомнят, что именно роднит художника с Петербургом и вообще с нашей страной. А между тем он связан прочными нитями с русской культурой. В лондонской галерее Тэйт хранится портрет советского посла в Англии Ивана Майского, написанный Кокошкой в 1943 году. Этот портрет, задуманный сразу же после Сталинградской битвы, имеет прямое отношение к Великой отечественной войне, к событиям на фронтах…

Оскар Кокошка и президент Масарик
Оскар Кокошка и президент Масарик
Трудно переоценить ту роль, которую играли в жизни Кокошки мировые катаклизмы. Он хотел писать портреты и пейзажи, но войны и революции накрывали его с головой точно волны. Обе мировые войны вошли в его биографию как страшные потрясения.

Художник всеми силами приближал победу над фашизмом, думал о ней. Любя архитектуру Дрездена, он мечтал приехать из эмиграции в мирный город на Эльбе и писать там городские пейзажи. Его бесили границы, произвол цензуры и идеологические запреты. Постепенно Кокошка осознал, что им владеет непреходящее чувство мировой скорби и гнева на абстрактное вселенское зло.

Оскар Кокошка родился в городе Пехларне в 1886 году в семье чешского золотых дел мастера. Предки художника по линии отца были масонами. Оскар был довольно мирным и спокойным мальчиком, с юности мечтал стать химиком и не помышлял о военной карьере. Затем увлекся живописью и занимался у легендарного венского символиста Густава Климта. Но во время первой мировой войны был призван в армию и отправлен на Восточный фронт.

Крестовый поход Оскара Кокошки

Оскар Кокошка
Оскар Кокошка
Вскоре после начала Первой мировой войны Оскар Кокошка отправился на фронт не из любви к Императору Францу-Йосифу, а от несчастной любви. Надеялся забыться в боях с врагом и обрести себя в бою. Кокошка не скрывал, что хотел убивать русских: он так и написал в своих мемуарах, которые в библиотеках СССР выдавались по специальному разрешению.

В 1915 году Кокошка был ранен и попал в плен, но ему удалось вернуться на родину. Он получил два пулевых ранения и одно штыковое. Интересно, что до войны художник написал автопортрет, на котором он указательным пальцем левой руки показывает на свое правое плечо: именно в это место в 1915 году попал русский штык.

Кокошка очень любил сказочные и мифологические сюжеты. В мемуарах он рассказал, что память вернулась к нему в момент, когда санитар в лазарете стал силой заставлять его съесть яблоко. Кокошка выплюнул яблоко и тут же вспомнил, кто он и откуда.

Оскар Кокошка
Автопортрет
Существует предание, что при поступлении в Венскую Академию искусств Кокошка конкурировал с молодым Гитлером (Кокошку приняли, а Гитлера нет). Фюрер не простил этого Кокошке и преследовал его, причислив к дегенеративным художникам. В 1938 году лидер венского авангарда переехал в Великобританию.

После Сталинградской битвы Кокошка написал портрет посла СССР в Великобритании И.Майского и хотел отдать гонорар получившим ранение под Сталинградом (поровну русским и немцам). Советскому правительству портрет не понравился из-за отсутствия сходства, и Министерство иностранных дел отказалось его оплачивать.

Несмотря на ранения, художник дожил до 94 лет (рекорд среди живописцев-экспрессионистов). Поскольку он создал оригинальное изображение голубя мира, в СССР его упоминали в печати как антифашиста и борца за мир. Имена спасших его русских врачей и санитаров неизвестны до сих пор.

Незажившие раны

В 2003 году в Эрмитаже было выставлено полотно Кокошки "Отдыхающий рыцарь". Мы видим на картине средневекового воина в доспехах, но тема военных странствий, дальних походов была знакома живописцу не понаслышке. Летом 1915 года он въехал на боевом коне на территорию Российской Империи в составе 15-ого драгунского полка Кайзеровской армии. Он попросил у каптенармуса щадящие шпоры упрощенной конструкции, чтобы не причинить боли своему боевому коню.

Оскар Кокошка. Отдыхающий рыцарь
Отдыхающий рыцарь
Это обстоятельство сыграло роковую роль во время боев на территории Украины, где обер-лейтенант Кокошка хотел совершить ряд боевых подвигов. Спасаясь от казаков во время боя под Владимир-Волынском, он не сумел пришпорить коня и получил три пулевых ранения, одно из них - в голову.

Усатые русские санитары вынесли истекающего кровью кавалериста с поля сражения, а врачи военно-полевого госпиталя выходили военнопленного и вернули его на родину.

Залечив раны, он продолжил занятия живописью. Некоторое время он смотрел на Россию прежде всего как на военного противника и не испытывал никакого желания узнать имена выходивших его военных лекарей. Узнав об октябрьской революции, Кокошка создал плакат "Задушить большевистскую гадину" с изображением богатыря, который сворачивает голову огромной змее. Пройдет совсем немного лет и Кокошка заинтересуется большевистскими идеями и начнет взахлеб читать письма своих коллег, уехавших в Советский Союз.

Раны, полученные на Украине, не только не зажили, но и оставили след на всю жизнь. При этом они не помешали Кокошке увлечься книгами Ленина и запланировать новую поездку в Россию - идеи большевизма становились модными среди австрийских и немецких интеллектуалов. Однако коллеги-писатели, побывавшие в Москве, отговорили Кокошку ехать в СССР и единственным путешествием художника в Россию навсегда остался военный поход времен Первой мировой войны. Особой благодарности к санитарам, вынесшим его с поля боя, он не испытывал и очень смеялся над тем, что русские солдаты приняли золотые нашивки обер-лейтенанта за полковничьи погоны и отдали честь бездыханному телу "австрийского полковника".

Одушевленная кукла

Благодаря Кокошке в искусствоведческую терминологию вошло странное слово пигмалионизация. Оно связано с одним важным событием в жизни Кокошки - любви к красавице Альме Малер, жене композитора Густава Малера, с которой у художника перед войной был бурный роман.

Оскар Кокошка и Альма Малер
Оскар Кокошка и Альма Малер
Впоследствии Альма рассталась с художником и он тяжело переживал эту утрату. Чтобы создать хотя бы иллюзию общения с любимой женщиной, художник заказал ее изображение. Но не в виде портрета или мраморного бюста, а в виде… куклы в натуральную величину. Заказ на это странное произведение искусства согласилась выполнить немецкая художница и конструктор одежды Гермина Моос. Кокошка подписал с ней контракт на изготовление манекена в натуральную величину. Принято считать, что это самый удивительный контракт в истории бизнеса германоязычных стран. Ведь фактическим предметом сделки было возвращение прошлого.

Фрау Моос затребовала у художника данные об анатомических особенностях Альмы Малер, чтобы у манекена сгибались руки и ноги. Однако разве принято рисовать возлюбленную как совокупность шарниров и сочленений? Но Кокошка со странной холодностью передал госпоже Моос рисунки, отражавшие все анатомические особенности госпожи Малер. Он был так подавлен своими тяжелыми военными приключениями, что порой не видел грани между интимной и публичной жизнью. Он начал вести беседы с куклой, относиться к ней как к члену своей семьи и это стало достоянием гласности. Писатели и публицисты заинтересовались этим явлением и Кокошка был назван Пигмалионом ХХ века (хотя он сам ничего не создавал, ведь манекен изготовила фрау Мосс).

История о художнике, который вел беседы с куклой и воспринимал ее как часть своей жизни, получила статус современного мифа о Пигмалионе. Ученые - психологи и культурологи - тщательнейшим образом изучили общение художника с куклой и увидели в этом различного рода закономерности человеческой психики, в частности, желание вернуть прошлое. Кокошка написал "парный автопортрет" с куклой и эта картина стала одним из самых пронзительных свидетельств неустроенности личной жизни художника.

Услуги экстрасенса

Жизнь художника, в особенности история его отношений с женщинами, богата странными событиями. В середине двадцатых годов Кокошка понемногу начал забывать Альму Малер и стал всерьез думать о создании семьи. Однажды он был на острове Джерба в Средиземном море и задумал жениться на девушке из ортодоксальной еврейской семьи. Молодой живописец сделал первый шаг - предложил написать портрет возлюбленной, однако родители девушки не согласились на это, считалось, что портрет еврейки должен писать художник-еврей. И хотя Кокошка был уже автором известных портретов композитора Малера и поэта Карла Краусса, запечатлеть облик возлюбленной на холсте ему не разрешили. Красавицу срочно отправили в Тунис, подальше от навязчивого ухажера.

Кокошка не отступил от своих намерений и полетел на самолете в Тунис. Там и началась почти приключенческая история. Молодой художник прибег к услугам местного колдуна. Экстрасенс обещал загипнотизировать красавицу и предупредил "заказчика", что жених должен похитить платок девушки и бросить его у ее порога. Ровно в полночь она выйдет к нему в полубессознательном состоянии. Художник занял пост в кустах, предварительно наняв шофера, и дождался полночи.

В назначенное колдуном время "невеста" действительно пришла к жениху в сомнамбулическом состоянии. Похититель невесты понял, что завоевывает возлюбленную обманом, и вдруг заговорила совесть. Похищение невесты не состоялось. Кокошка громко сказал: "Возвращайся к отцу!". Девушка медленно вернулась в дом.

Впоследствии фашисты преследовали Кокошку за то, что среди его знакомых и портретируемых было много евреев. Его работы, в том числе нейтральные в идейном отношении городские пейзажи, оказались в списке запрещенных к репродуцированию. Художник покинул Германию и поселился в Лондоне.

В пользу раненых под Сталинградом

Приближались трагичные для Европы военные годы, которые Кокошка не мог не предвидеть. Приход к власти Гитлера был для него настоящим шоком. В середине тридцатых годов начались чистки музейных фондов, из которых начали изымать произведения живописцев-евреев. Из них была скомплектована печально знаменитая выставка "Дегенеративное искусство", которая стала позором немецкой культуры. Кокошка был автором портретов многих знаменитых евреев, и он сразу же попал в список нежелательных для Геббельса деятелей культуры. Со середины тридцатых расовые и вульгарно-социологические дискуссии потрясали Германию, что привело к многочисленным запретам на известных художников и писателей.

Оскар Кокошка. Задавить большевистскую гадину
Задавить большевистскую гадину
Кокошка внимательно следил за событиями на фронте. Он и не знал, что замысел его старого плаката "Задавить большевистскую гадину" был использован художниками-антифашистами, но уже в другой интерпретации - змея уже олицетворяла не большевизм, а гитлеровский фашизм (почтовая марка с этой композицией вышла в Люксембурге). Расположение богатыря и змеи было таким же, как на плакате, который Кокошка разработал в 1917 году.

Среди друзей художника было немало русских. Но это были эмигранты первой волны и взгляд Кокошки на Красную Армию - это мнение зарубежного интеллектуала, мало и поверхностно знающего Советский Союз. Узнав о числе погибших в Сталинграде, а также о числе раненых, Кокошка решил что-нибудь для них сделать. Тогда и было решено, что он напишет портрет советского посла в Англии И.Майского, а деньги за этот портрет будут переданы раненым участникам Сталинградской битвы: половина гонорара - русским, а половина - немцам.

Оскар Кокошка. Портрет Ивана Майского
Портрет Ивана Майского
Старые раны художника болели и он помнил, что Россия для него - страна самых трагических переживаний. Бывшего кавалериста вновь потянуло в этот край, захотелось узнать, что там происходит… Поэтому он был склонен поговорить с высокопоставленным русским, работая над его портретом.

Но Майский позировал художнику молча, да еще читал газету. Кокошку это обидело. Через некоторое время он попросил Майского вывернуть газету другой стороной, так как он, Кокошка, и сам уже прочел (или даже перерисовал) всю страницу. Майский иронии не понял - он не был настроен на беседу, но все же художник и модель обменялись репликами.

Ныне портрет хранится в Лондонской Тэйт-галерее. Очень интересно, что за спиной у Майского стоит статуэтка, являющаяся миниатюрной копией фигуры Ленина, предназначенной для установки на крыше будущего Дворца советов. Художник написал ее нарочито грубыми мазками, словно и не было в его жизни кратковременного увлечения ленинскими идеями и мимолетного желания переехать в Москву.

Для него был важен сам факт создания портрета в благотворительных целях. В те годы Кокошка уже был довольно известным живописцем и сумма гонорара за портрет была весьма внушительной. Никто так и не отчитался художнику, как был израсходован гонорар.

Красные в Вене

В изданных на Западе мемуарах о войне закрепилась странная традиция - подчеркивать среднеазиатскую внешность красноармейцев, словно среди советских солдат не было русских. Кокошка восхищался подвигом советских солдат, разгромивших фашистов под Сталинградом, но это не мешало ему изображать освободителей Вены как оккупантов и грабителей. Он написал, что по улицам Вены ездили отряды калмыков и татар (???), которым столица Австрии была отдана на разграбление. Неспособность одного советского часового прочесть текст штампа в паспорте художника привела Кокошку в ярость - он продолжал видеть в русских неотесанных медведей. Невольно он внес свою лепту в формирование образа русского солдата как захватчика и грабителя с монголоидным типом лица (впоследствии этот типаж прижился в западной пропаганде).

Именно поэтому советская цензура и засекретила мемуары художника. В них не было ни слова об освобождении Австрии Красной Армией. Очень трудно сейчас оценить, каких "калмыков" и "татар" видел в столице Австрии впечатлительный художник, для которого война обернулась настоящим психологическим шоком.

Мир, населенный лягушками

После войны Кокошка женился на чешке Альде Палковской и этот брак оказался продолжительным и счастливым. Последние годы жизни художник провел в Швейцарии. Он не хотел быть публичным человеком и считался почти что затворником.

Когда летом 1968 года советские танки вошли в Прагу, Кокошка сказал: "Ну вот, скоро на Земле останутся одни лягушки". Он считал, что настоящих людей на Земле почти не осталось и человечество живет по волчьим законам. Приближалась старость и художник выражался все более абстрактно. Он все глубже погружался в мир классики, иллюстрировал Шекспира и Аристофана. СССР он не любил, так и не оценил истинной роли Красной Армии в разгроме фашизма. Ведь получалось, что Гитлера разгромили те самые русские, которых он в начале жизни уважал за анархистские и революционные идеи, потом воспринимал как военных противников, после войны возненавидел, а потом даже пробовал изучать глазами философа и мудреца.

Кокошка остался в истории искусства ХХ века как одна из самых ярких и интересных личностей. Мало кому из деятелей европейской культуры выпало на долю столько тяжелейших испытаний. Кокошка справился далеко не со всеми неудачами, часто давал волю гневу и умер почти что отшельником. Он тихо скончался в швейцарском городе Монтре 23 февраля 1980 года - в самый разгар идеологической войны в Европе.

Это было напряженное время. Мир обсуждал советское военное присутствие в Афганистане и гадал, поедут ли спортсмены ФРГ и США на Олимпиаду-80 в Москву. В нашей стране никто не отреагировал на смерть засекреченного живописца, когда-то триумфально въехавшего в Россию на боевом коне со щадящими шпорами. Так почти незаметно ушел из жизни чудаковатый художник-мученик, сердце которого было узлом страданий и противоречий мира.
Андрей Дьяченко

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты