гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Кокошка имел прямое отношение к обеим мировым войнам - в Первой он участвовал как кавалерист, а во Второй - как агитатор и благотворитель. Художник резко и жестко писал о войне, критиковал Сталина и большевизм. Поэтому мы так мало о нем знаем... Венец мученика и страдальцаДаже самые откровенные подражатели Кокошки не сразу вспомнят, что именно роднит художника с Петербургом и вообще с нашей страной. А между тем он связан прочными нитями с русской культурой. В лондонской галерее Тэйт хранится портрет советского посла в Англии Ивана Майского, написанный Кокошкой в 1943 году. Этот портрет, задуманный сразу же после Сталинградской битвы, имеет прямое отношение к Великой отечественной войне, к событиям на фронтах…
Художник всеми силами приближал победу над фашизмом, думал о ней. Любя архитектуру Дрездена, он мечтал приехать из эмиграции в мирный город на Эльбе и писать там городские пейзажи. Его бесили границы, произвол цензуры и идеологические запреты. Постепенно Кокошка осознал, что им владеет непреходящее чувство мировой скорби и гнева на абстрактное вселенское зло. Оскар Кокошка родился в городе Пехларне в 1886 году в семье чешского золотых дел мастера. Предки художника по линии отца были масонами. Оскар был довольно мирным и спокойным мальчиком, с юности мечтал стать химиком и не помышлял о военной карьере. Затем увлекся живописью и занимался у легендарного венского символиста Густава Климта. Но во время первой мировой войны был призван в армию и отправлен на Восточный фронт. Крестовый поход Оскара Кокошки
В 1915 году Кокошка был ранен и попал в плен, но ему удалось вернуться на родину. Он получил два пулевых ранения и одно штыковое. Интересно, что до войны художник написал автопортрет, на котором он указательным пальцем левой руки показывает на свое правое плечо: именно в это место в 1915 году попал русский штык. Кокошка очень любил сказочные и мифологические сюжеты. В мемуарах он рассказал, что память вернулась к нему в момент, когда санитар в лазарете стал силой заставлять его съесть яблоко. Кокошка выплюнул яблоко и тут же вспомнил, кто он и откуда.
После Сталинградской битвы Кокошка написал портрет посла СССР в Великобритании И.Майского и хотел отдать гонорар получившим ранение под Сталинградом (поровну русским и немцам). Советскому правительству портрет не понравился из-за отсутствия сходства, и Министерство иностранных дел отказалось его оплачивать. Несмотря на ранения, художник дожил до 94 лет (рекорд среди живописцев-экспрессионистов). Поскольку он создал оригинальное изображение голубя мира, в СССР его упоминали в печати как антифашиста и борца за мир. Имена спасших его русских врачей и санитаров неизвестны до сих пор. Незажившие раныВ 2003 году в Эрмитаже было выставлено полотно Кокошки "Отдыхающий рыцарь". Мы видим на картине средневекового воина в доспехах, но тема военных странствий, дальних походов была знакома живописцу не понаслышке. Летом 1915 года он въехал на боевом коне на территорию Российской Империи в составе 15-ого драгунского полка Кайзеровской армии. Он попросил у каптенармуса щадящие шпоры упрощенной конструкции, чтобы не причинить боли своему боевому коню.
Усатые русские санитары вынесли истекающего кровью кавалериста с поля сражения, а врачи военно-полевого госпиталя выходили военнопленного и вернули его на родину. Залечив раны, он продолжил занятия живописью. Некоторое время он смотрел на Россию прежде всего как на военного противника и не испытывал никакого желания узнать имена выходивших его военных лекарей. Узнав об октябрьской революции, Кокошка создал плакат "Задушить большевистскую гадину" с изображением богатыря, который сворачивает голову огромной змее. Пройдет совсем немного лет и Кокошка заинтересуется большевистскими идеями и начнет взахлеб читать письма своих коллег, уехавших в Советский Союз. Раны, полученные на Украине, не только не зажили, но и оставили след на всю жизнь. При этом они не помешали Кокошке увлечься книгами Ленина и запланировать новую поездку в Россию - идеи большевизма становились модными среди австрийских и немецких интеллектуалов. Однако коллеги-писатели, побывавшие в Москве, отговорили Кокошку ехать в СССР и единственным путешествием художника в Россию навсегда остался военный поход времен Первой мировой войны. Особой благодарности к санитарам, вынесшим его с поля боя, он не испытывал и очень смеялся над тем, что русские солдаты приняли золотые нашивки обер-лейтенанта за полковничьи погоны и отдали честь бездыханному телу "австрийского полковника". Одушевленная куклаБлагодаря Кокошке в искусствоведческую терминологию вошло странное слово пигмалионизация. Оно связано с одним важным событием в жизни Кокошки - любви к красавице Альме Малер, жене композитора Густава Малера, с которой у художника перед войной был бурный роман.
Фрау Моос затребовала у художника данные об анатомических особенностях Альмы Малер, чтобы у манекена сгибались руки и ноги. Однако разве принято рисовать возлюбленную как совокупность шарниров и сочленений? Но Кокошка со странной холодностью передал госпоже Моос рисунки, отражавшие все анатомические особенности госпожи Малер. Он был так подавлен своими тяжелыми военными приключениями, что порой не видел грани между интимной и публичной жизнью. Он начал вести беседы с куклой, относиться к ней как к члену своей семьи и это стало достоянием гласности. Писатели и публицисты заинтересовались этим явлением и Кокошка был назван Пигмалионом ХХ века (хотя он сам ничего не создавал, ведь манекен изготовила фрау Мосс). История о художнике, который вел беседы с куклой и воспринимал ее как часть своей жизни, получила статус современного мифа о Пигмалионе. Ученые - психологи и культурологи - тщательнейшим образом изучили общение художника с куклой и увидели в этом различного рода закономерности человеческой психики, в частности, желание вернуть прошлое. Кокошка написал "парный автопортрет" с куклой и эта картина стала одним из самых пронзительных свидетельств неустроенности личной жизни художника. Услуги экстрасенсаЖизнь художника, в особенности история его отношений с женщинами, богата странными событиями. В середине двадцатых годов Кокошка понемногу начал забывать Альму Малер и стал всерьез думать о создании семьи. Однажды он был на острове Джерба в Средиземном море и задумал жениться на девушке из ортодоксальной еврейской семьи. Молодой живописец сделал первый шаг - предложил написать портрет возлюбленной, однако родители девушки не согласились на это, считалось, что портрет еврейки должен писать художник-еврей. И хотя Кокошка был уже автором известных портретов композитора Малера и поэта Карла Краусса, запечатлеть облик возлюбленной на холсте ему не разрешили. Красавицу срочно отправили в Тунис, подальше от навязчивого ухажера.Кокошка не отступил от своих намерений и полетел на самолете в Тунис. Там и началась почти приключенческая история. Молодой художник прибег к услугам местного колдуна. Экстрасенс обещал загипнотизировать красавицу и предупредил "заказчика", что жених должен похитить платок девушки и бросить его у ее порога. Ровно в полночь она выйдет к нему в полубессознательном состоянии. Художник занял пост в кустах, предварительно наняв шофера, и дождался полночи. В назначенное колдуном время "невеста" действительно пришла к жениху в сомнамбулическом состоянии. Похититель невесты понял, что завоевывает возлюбленную обманом, и вдруг заговорила совесть. Похищение невесты не состоялось. Кокошка громко сказал: "Возвращайся к отцу!". Девушка медленно вернулась в дом. Впоследствии фашисты преследовали Кокошку за то, что среди его знакомых и портретируемых было много евреев. Его работы, в том числе нейтральные в идейном отношении городские пейзажи, оказались в списке запрещенных к репродуцированию. Художник покинул Германию и поселился в Лондоне. В пользу раненых под СталинградомПриближались трагичные для Европы военные годы, которые Кокошка не мог не предвидеть. Приход к власти Гитлера был для него настоящим шоком. В середине тридцатых годов начались чистки музейных фондов, из которых начали изымать произведения живописцев-евреев. Из них была скомплектована печально знаменитая выставка "Дегенеративное искусство", которая стала позором немецкой культуры. Кокошка был автором портретов многих знаменитых евреев, и он сразу же попал в список нежелательных для Геббельса деятелей культуры. Со середины тридцатых расовые и вульгарно-социологические дискуссии потрясали Германию, что привело к многочисленным запретам на известных художников и писателей.
Среди друзей художника было немало русских. Но это были эмигранты первой волны и взгляд Кокошки на Красную Армию - это мнение зарубежного интеллектуала, мало и поверхностно знающего Советский Союз. Узнав о числе погибших в Сталинграде, а также о числе раненых, Кокошка решил что-нибудь для них сделать. Тогда и было решено, что он напишет портрет советского посла в Англии И.Майского, а деньги за этот портрет будут переданы раненым участникам Сталинградской битвы: половина гонорара - русским, а половина - немцам.
Но Майский позировал художнику молча, да еще читал газету. Кокошку это обидело. Через некоторое время он попросил Майского вывернуть газету другой стороной, так как он, Кокошка, и сам уже прочел (или даже перерисовал) всю страницу. Майский иронии не понял - он не был настроен на беседу, но все же художник и модель обменялись репликами. Ныне портрет хранится в Лондонской Тэйт-галерее. Очень интересно, что за спиной у Майского стоит статуэтка, являющаяся миниатюрной копией фигуры Ленина, предназначенной для установки на крыше будущего Дворца советов. Художник написал ее нарочито грубыми мазками, словно и не было в его жизни кратковременного увлечения ленинскими идеями и мимолетного желания переехать в Москву. Для него был важен сам факт создания портрета в благотворительных целях. В те годы Кокошка уже был довольно известным живописцем и сумма гонорара за портрет была весьма внушительной. Никто так и не отчитался художнику, как был израсходован гонорар. Красные в ВенеВ изданных на Западе мемуарах о войне закрепилась странная традиция - подчеркивать среднеазиатскую внешность красноармейцев, словно среди советских солдат не было русских. Кокошка восхищался подвигом советских солдат, разгромивших фашистов под Сталинградом, но это не мешало ему изображать освободителей Вены как оккупантов и грабителей. Он написал, что по улицам Вены ездили отряды калмыков и татар (???), которым столица Австрии была отдана на разграбление. Неспособность одного советского часового прочесть текст штампа в паспорте художника привела Кокошку в ярость - он продолжал видеть в русских неотесанных медведей. Невольно он внес свою лепту в формирование образа русского солдата как захватчика и грабителя с монголоидным типом лица (впоследствии этот типаж прижился в западной пропаганде).Именно поэтому советская цензура и засекретила мемуары художника. В них не было ни слова об освобождении Австрии Красной Армией. Очень трудно сейчас оценить, каких "калмыков" и "татар" видел в столице Австрии впечатлительный художник, для которого война обернулась настоящим психологическим шоком. Мир, населенный лягушкамиПосле войны Кокошка женился на чешке Альде Палковской и этот брак оказался продолжительным и счастливым. Последние годы жизни художник провел в Швейцарии. Он не хотел быть публичным человеком и считался почти что затворником.Когда летом 1968 года советские танки вошли в Прагу, Кокошка сказал: "Ну вот, скоро на Земле останутся одни лягушки". Он считал, что настоящих людей на Земле почти не осталось и человечество живет по волчьим законам. Приближалась старость и художник выражался все более абстрактно. Он все глубже погружался в мир классики, иллюстрировал Шекспира и Аристофана. СССР он не любил, так и не оценил истинной роли Красной Армии в разгроме фашизма. Ведь получалось, что Гитлера разгромили те самые русские, которых он в начале жизни уважал за анархистские и революционные идеи, потом воспринимал как военных противников, после войны возненавидел, а потом даже пробовал изучать глазами философа и мудреца. Кокошка остался в истории искусства ХХ века как одна из самых ярких и интересных личностей. Мало кому из деятелей европейской культуры выпало на долю столько тяжелейших испытаний. Кокошка справился далеко не со всеми неудачами, часто давал волю гневу и умер почти что отшельником. Он тихо скончался в швейцарском городе Монтре 23 февраля 1980 года - в самый разгар идеологической войны в Европе. Это было напряженное время. Мир обсуждал советское военное присутствие в Афганистане и гадал, поедут ли спортсмены ФРГ и США на Олимпиаду-80 в Москву. В нашей стране никто не отреагировал на смерть засекреченного живописца, когда-то триумфально въехавшего в Россию на боевом коне со щадящими шпорами. Так почти незаметно ушел из жизни чудаковатый художник-мученик, сердце которого было узлом страданий и противоречий мира. Андрей Дьяченко |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|