гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты

Средневековье в Чехии

Дом и семья

В средневековье понятие семьи заменяло более широкое понятие дома, включавшее всех, кто жили под одной крышей, вместе питались и признавали авторитет хозяина дома. Кроме родителей и детей это могли быть бабушка и дедушка, неженатые/незамужние братья и сестры хозяина или его супруги, а также слуги.

Главенствующее положение занимал мужчина - хозяин дома. Он представлял семью в обществе, имел право распоряжаться имуществом и нес ответственность за поведение всех членов семьи. Жена полностью подчинялась своему мужу, у нее не было своего имущества, она не могла распоряжаться собственностью мужа, но у нее были широкие полномочия по ведению хозяйства. Среди мещан не была редкостью вдова, которая после смерти мужа с помощью опытных подмастерьев продолжала его ремесло или вела торговлю. Эти женщины часто обладали большим имуществом.

Имущественные интересы членов дома регулировали правовые нормы. Кроме свадебных договоров рассматривали и наследство. Завещанием, или кшафтом (kšaft), владелец распределял доли имущества. Обычно имущество делилось поровну между всеми наследниками в отличие от старой практики, когда жена получала 1/3.

Граница старости была очень индивидуальной и, как правило, зависела от возможности индивидуума выполнять определенную работу не только по дому, но и в ремесле. Большинство мещан доживали свою жизнь у себя дома, а те больные или немощные, о которых некому было позаботиться, отправлялись в богадельни (špitál). Богадельни содержал город, иногда и богатые мещане. Также ими занимались некоторые духовные ордены.

После вступления в брак у человека появлялась возможность найти себе применение в обществе. Свободное состояние общество признавало только у духовных лиц и у вдов, которые по различным причинам не выходили замуж повторно.

Светский подход к обряду при заключении брака с 12 века был вытеснен церковным браком, который единственный стал считаться законным. Усиление контроля церкви за заключением брака произошло в 16 веке, когда появились метрические книги.

Первым шагом к супружеству был обмен взаимных обещаний. В первом - при помолвке - партнеры выражали желание жить вместе. Клятву в соблюдении верности уже можно рассматривать как брак, и она предшествовала церковному венчанию.

Юридически брак фиксировался заключением брачного договора и внесением его в специальные городские книги. Оба супруга вносили в семью свой вклад.

Возможность повлиять на выбор партнера у девушек была очень ограничена. Активная роль была у будущего мужа и родителей. Взаимная симпатия не имела большого значения, важно было равное социальное положение. Возраст мужчины при первом браке был 27-30 лет, женщины - 23-25. Мужчине нужно было сначала получить профессию.

Развод в среде католиков был почти невозможен. В крайнем случае - например, если один из супругов отошел от веры или совершил прелюбодеяние.

Главным смыслом брака было - родить и вырастить детей. Ребенок считался Божьим даром, а бесплодие супружеской пары сказывалось на их положении в обществе и рассматривалось как наказание за грехи.

Подросшие дети принимали участие в домашнем хозяйстве, выполняли мелкие поручения, заботились о младших братьях и сестрах. С 12 лет их отдавали на учебу или на службу, городские дети посещали школу, где учились читать и писать.

Положение незаконнорожденных детей было очень тяжелым. Среди них были различия. Хуже всего было детям, рожденным от двойного прелюбодеяния. По-другому относились к детям, появившимся на свет от случайных отношений или дети родителей, которые жили в незарегистрированном браке. Их не принимало общество, они не могли пользоваться правами, им препятствовали в получении профессии, имущества, основании семьи.

Крещением ребенка принимали в христианское общество. Важен был выбор крестного отца, который, как правило, был из более высокого социального слоя, чем родители ребенка. Крестный отец участвовал в воспитании ребенка и был для него защитником в случае смерти родителей.

Воспитанием осиротевших детей занимались опекуны. Опекуна выбирал сам умирающий родитель, часто из близких родственников. Опекун получал все права отца, даже если была жива мать детей. Мать тоже могла стать опекуном. Задачей было управлением имуществом сирот до их совершеннолетия.

До 18 века, когда закрепились фамилии, большой вес имело крестное имя. Прозвищем могло стать название профессии, телесный или душевный признак; некоторые произошли от растений и животных.


гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты