гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|
Право и юстицияИстория средневековья полна насилия. Общественная власть практиковала насилие - наказание заключалось жестокости к осужденному. Организация правосудия в средневековье была сложная. Каждый социальный слой руководствовался своим правом и относился к своему суду. Имущественные и уголовные вопросы дворян рассматривал земский суд. Судебные полномочия над королевскими городами были у гофбурмистра (hofrychtar). У церкви было свое правосудие.
Городскому суду подлежали все мещане и остальные жители города и предместий. Полномочия суда распространялись и на деревни, которые подчинялись этому городу. Суду председательствовал бургомистр, а сам суд состоял из членов городского самоуправления. Сначала бурмистр (rychtář) был самым важным, а часто и самым богатым жителем города. В его должности сочетались обязанности городского судьи и управляющего городом, ответственного за сбор налогов и поддержание общественного порядка. За это ему полагалась треть от суммы штрафов и судебных сборов. Также у него была «свободная», т.е. не облагаемая налогами корчма. По мере усиления городского самоуправления бурмистр превратился в полицейского чиновника, который отвечал за порядок в городе и разбирался с мелкими проступками. Наказание не имело системы. Оно было демонстративным мщением преступнику. Вид наказания часто был подобным совершенному преступлению. Поджигателей сжигали, богохульникам палач вырывал язык, ворам отрубал руку. Иногда наказанию подвергали и мертвое тело. Исполнение наказание было публичным, как проявление власти, суда, закона, а также как устрашающее зрелище.
Некоторые наказания носили оскорбительный характер - провинившегося выставляли к позорному столбу, выжигали на нем клеймо или лишали чести. Распространены были и финансовые наказания, включая и конфискацию имущества. Эшафот располагался за городом, чаще на ближайшем холме или у развилки дорог. Виселицы того времени были обычно каменными, с высоким фундаментом, каменными столбами, между которыми были горизонтальные балки. Внутреннее пространство служило также и для погребения казненных. Казни проводились только днем, в присутствии населения. Иногда наказание исполнялось на месте совершения преступления. Городская тюрьма обычно размещалась в подвалах ратуши. Важные заключенные сидели в башне ратуши.
Судебные приговоры исполнял палач. Так как контакт с палачом осквернял, потому что его считали отверженным человеком, то он, его семья и помощники подвергались многим дискриминационным предписаниям. У семьи палача была отдельная скамья в костеле, свое место в определенной корчме, часто их дом располагался за городской чертой. Палач был только в больших городах, потому что его содержание обходилось дорого. И в больших городах за год было только несколько казней и экзекуций в год. Города, не имевшие своего палача, нанимали его из соседнего города. Палач подчинялся городскому бурмистру. Кроме своих прямых обязанностей - участие в допросах, пытки, казни и исполнение разных, будь то уродующих, или «всего лишь» бескровных наказаний вплоть до порки виновника - палач еще исполнял обязанности погодного. Т.е. убирал трупы животных, ликвидировал бродячих собак и кошек. Он же убирал трупы самоубийц. Палач следил за чистотой в городе, подметал площадь. Считалось, что волшебной силой обладают использованные принадлежности палача - веревка, щепка от колеса, на котором ломали осужденного (ее рекомендовали вложить в рукоятку оружия, чтобы его владелец стал неуязвимым) - а также и части тела казненных. Их использовали в магических ритуалах. Для исполнения поручений, помощи в полицейских делах, вручения повесток, приговоров суда служил надсмотрщик (biřic). Он же следил и за исполнением приговоров, а в небольших городах в его попечении была тюрьма. Как и палач, он тоже считался «низким» человеком. В городах уровень преступности был выше, чем в сельской местности. Кражи, грабежи, насилие были колоритом каждого города. Во время ярмарок, церковных праздников возрастало количество карманных краж, ограбление пьяных, насильственного проникновения в дома. Группы преступников ходили от города к городу, крали, нападали на кучеров и купцов. Средневековое общество придавало большое значение чести. Утрата чести или ее недостаток означало практически исключение из социальной группы. Ряд наказаний носил намеренно оскорбительный характер. Сословное право преследовало оскорбление личности, но человек, который не оборонялся, не смог защитить свою честь, утрачивал ее. Порой защита чести для пострадавшего имела разрушительные последствия. |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|