гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Храм Соломона над Прагой
Национальный памятник на Виткове - это массивная каменная постройка с рядом явных масонских тем, скрытых как в самой архитектуре Памятника, так и в его оформлении. Витков стал национальным символом со второй половины 19 века. В то время, в 1877 году также Королевские Винограды I были переименованы в Жижков. Этому значительно способствовало то, что здесь 4 июля 1420 произошла победная битва гуситов над крестоносцами. Начало организации по созданию мемориала датируются как раз серединой 19 века. Новым импульсом стало появление Чехословацкой республики в 1918 году. Сразу в мае 1919 года под руководством Министерства национальной обороны создается институт Мемориала сопротивления. Ему поручено собирать письменные и вещественные реликвии, посвященные сопротивлению. В 1920 году Мемориал сопротивления превращается в отдельный военный институт во главе с полковником Рудольфом Медеком. В 1925 году был объявлен публичный конкурс на строительство памятника. В первом здании, расположенном на холме Витков должны быть похоронены выдающиеся представители первого сопротивления, а второй объект, у подножия холма, планировался как административные и музейные помещения. Сегодня здесь находится Военный исторический институт. Первый приз в этом конкурсе получил архитектор Ян Зазворка, член ордена масонов, а именно ложи “Sibi et Posteris”.
Геолог Вацлав Цилек пишет в книге «Прага подземная», что в 1927-1928 годы на строительной площадке музея под мемориалом на Виткове были обнаружены обширные подземные коридоры общей протяженностью 71 метр. Коридоры были высотой 3 и более метров и шириной 2 метра. Как выяснилось позже, это были пивные подвалы. И намного позже совершенно случайно произошло еще одно «подземное» открытие: «В 2006 году Эдуард Страка из Пршибрама сообщил еще об одном открытии на Виткове. Во время проходки нового железнодорожного тоннеля под Витковом компания Subterra наткнулась на длинную подземную штольню. Вход был немедленно запрещен по соображениям безопасности, и на место была вызвана Горная спасательная служба, которая штольню задокументировала и сделала ряд фотографий. Штольня оказалась обрушенной, на высоте 1,6 - 1,8 м в профиле она была больше похожа на подвал, чем на штольню. Затем ее заполнили зольной смесью, чтобы не подвергать угрозе стабильность туннеля. Цель штольни совершенно неясна, и ее существование является неожиданным». (Вацлав Целек) До ноября 1942 года нацисты не обращали внимание на здание памятника. В 1939-1942 годы управляющие объекта воспользовались этим для секретных мероприятий, во время которых были вывезены все ценные материалы и произведения искусства. То, что нельзя было эвакуировать, было замаскировано. В ноябре 1942 года памятник был занят администрацией оккупантов и служил складом вермахта.
Одним из немногих, что не было перекрашено, оказались, рельефы с легионерской тематикой, расположенные в Центральном зале. Их вытесал Франтишек Белик по дизайну Карла Покорного. Барельефы, изображающие Атаку (атакующий французский легионер), Оборону (защищающий русский легионер) и Смерть (мертвый сербский легионер). Рельефы вырезаны на мраморных огромных блоках, встроенных непосредственно в конструкцию здания. Они не были уничтожены только благодаря тому, что качество рельефов оценил Антонин Запотоцкий - каменщик по образованию, принимавший участие окончании строительства Святовитского храма. Неизвестно, что побудило масона Яна Зазворку включить в строительство масонскую символику. Вряд ли во время столь масштабной реализации это была только его собственная инициатива, а не преднамеренное скрытое решение. Памятник обладает характерными чертами священного храмового строительства. В первую очередь речь идет об ориентации здания восток-запад. Поговаривают даже, что памятник, будучи настоящим храмом красной идеологии, после ноября 1989 года был освящен католическим священником.
Пара постаментов, предназначенных для Вечного огня, как аналог пары колонн, указывает, что это храм библейского царя Соломона. Храм является одним из самых важных масонских символов. К главному входу ведет трехмаршевая лестница. Последняя ступень к Церемониальному залу, сердцу храма. Сегодня неиспользуемый вход в Мемориал закрыт массивными бронзовыми воротами с историческими сюжетами. Аналогичные ворота с рельефным изображением истории закрывали входы в средневековые храмы, в том числе Святовитский в Пражском граде. Пространство перед воротами памятника-«храма» выложено черно-белой плиткой. Сочетание характерно для пола масонских лож.
Если сравнить с некоторыми более ранними реконструкциями библейского храма Соломона, которые, безусловно, знал масон и архитектор Ян Зазворка, то заметно сходство с боковым разрезом Соломонова храма из библейского словаря Новотного издания 1935 года.
Элементы храмовой архитектуры наиболее ярко выражены в Церемониальном зале, на втором этаже памятника. Это трехнефное помещение с эмпорами (галереями) над боковыми нефами и более высоким средним нефом. Впечатление храмового пространства усиливает и кафедра в западной части Церемониального зала с органом и местом для хора. В пространстве между лестницами находится куб из мрамора (масонский символ) с большим металлическим лавровым венком (намек на Медное море Соломонова храма? - медный резервуар для воды поблизости от жертвенника). Автором гигантского венка был профессор Карл Штипль, также масон. Пол выложен черно-белой мозаикой.
Рядом с Церемониальным залом находится приемная президента республики, так называемый Президентский салон с великолепными синими парчовыми обоями на стенах с византийским рисунком, заимствованным из погребального одеяния Пршемысла Отакара II. Подобный мотив и на мозаике в Часовне павших. Мозаика Макса Швабинского была закончена в 1935 году. Вышеупомянутый узор находится в поле с апофеозом Родины на одеянии княжны Людмилы. Плафон Часовни павших украшен мозаикой с изображением туманности, звезд и Млечного пути - т.е. звездного неба, важного масонского символа.
Зал освобождения - по сути, полукруглая апсида у основного объема храма. Эта восточная часть Памятника была построена после Второй мировой войны. Архитектор Ян Зазворка планировал ее уже во время оккупации как место почитания Второго сопротивления. В Зале освобождения мозаичный потолок так же изображает небесный свод, окруженный так называемой цепью объединения. Построенный позже, этот зал не связан с «Соломоновым храмом». У памятника Неизвестному солдату масонской символики не обнаружено, но здесь похоронен вместе со своей супругой генерал Алоис Элиаш, председатель протекторатного правительства, казненный при Гейдрихе. Член ордена масонов, как и его противник на немецкой стороне Константин фон Нейрат. Пражский Храм Соломона десятилетиями молчаливо возвышался над Прагой, и только его стены знают, какие тайны он еще скрывает. Но не все мистерии есть и могут быть раскрыты. Aleš Česal |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|