гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты
Масоны в Чехии

Масонская жемчужина

Последний из архитектурных стилей, в котором можно найти скрытую геометрию и глубокую символику в Праге - это модерн. Жемчужина пражской архитектуры - Муниципальный дом. Салон мэра своим декором и планировкой напоминает комнату масонской ложи. Это работа масона, художника Альфонса Мухи.

Самое красивое здание Праги в стиле модерн было построено на месте Королевского двора, где стоял дворец короля Вацлава IV. Здесь с участием короля собрались члены Братства обруча и молота. Во дворце жили чешские короли, гроссмейстеры рыцарского ордена Бурлета - Ладислав Погробек, Иржи из Подебрад и Владислав Ягеллон.

Прага. Королевский двор
Королевский двор
Прага. Муниципальный дом
Муниципальный дом

В чешском клубе Муниципального дома, месте встречи масонов перед образованием Чехословакии, находится мемориальная доска, напоминающая исторические события, связанные с появлением Чехословацкой республики в 1918 году.

Муниципальный дом был центром общественной жизни Праги. События, произошедшие в нем, ясно свидетельствуют о значительном вкладе масонов в создание независимой республики. 6 января 1918 года в Сметановом зале была принята декларация, требующая создания отдельного Чехословацкого государства. Три месяца спустя, 13 апреля 1918 года сторонник масонов Алоис Йирасек зачитал Национальную присягу. В июне того же года в Грегоровом зале Муниципального дома учрежден Национальный комитет, будущий парламент и правительство. В завершение 28 октября 1918 года с балкона было объявлено о рождении Чехословацкой Республики. Автором Манифеста был первый чехословацкий министр финансов Алоис Рашин - масон, как и многие члены комитета и нового правительства.

Прага. Балкон Муниципального дома
Балкон Муниципального дома
Прага. Муниципальный дом
Муниципальный дом

Престижный салон мэра круглый в плане. Восемь колонн поднимаются к расписному плафону. Символика числа восемь в салоне повторяется в разных формах; восемь колонн, восемь женских лиц под историческими личностями, изображающими восемь национальных добродетелей.

Альфонс Муха
Альфонс Муха
Мирослав Тырш
Мирослав Тырш
Индржих Фюгнер
Индржих Фюгнер

Свои крылья над судьбой нации распростерла не славянская голубка, а хищный сокол, «страж порога», который защищает священное место от непосвященных, чтобы в высшее сообщество не вошел посторонний. Несколько раз изображенный сокол может быть и напоминанием об обществе с эмблемой сокола в полете, которое в 1862 году основали Мирослав Тырш и Индржих Фюгнер в физкультурном зале чешского реального училища в Панской улице в Праге под названием «Пражское физкультурное объединение». Позже оно находилось на территории барочного дворца Михны на Малой Стране. Среди его членов и руководителей было много масонов. Одна из масонских лож Первой республики была названа в честь Фюгнера.

Прага. Муниципальный дом, салон мэра
Муниципальный дом, салон мэра
Прага. Муниципальный дом, салон мэра
Муниципальный дом, салон мэра

На плафоне и стенах Муха создал впечатляющие символические сцены. Над главным входом и над зеркалами Муха поместил триптих с изображением решительной борьбы за независимость чешского народа.

Стены салона украшены восемью добродетелями - историческими личностями, сплотившими нацию. Ян из Пернштейна представляет творческую силу, Ходы (группа жителей, охранявшая границу Чешского королевства с Баварией) бдительность, Иржи из Подебрад автономию и Рогач из Дубе непоколебимость. Жижка представляет воинственность, Ян Гус справедливость и Ян Амос Коменский верность, преданность. Единственная женская фигура, Элишка Пршемысловна, символизирует материнскую мудрость. Чешская королева защищает своим «покровом мудрости» маленького королевича Карла, смотрящего в будущее.

А.Муха. Материнская мудрость - Элишка Пршемысловна
Элишка Пршемысловна
А.Муха. Ян Гус
Ян Гус
А.Муха. Ян Жижка
Ян Жижка

Над восемью добродетелями в образе великих личностей чешского прошлого возвышается роспись на плафоне «Славянское единство», символизирующая сплоченность нации. Композиция одновременно изображает «небо» как Вселенную и так называемый «тоннель к свету». Это врата, ведущие в другой мир, состоящие из человеческих фигур и деревьев, напоминающих священную рощу. «Порог», который мы должны пересечь, если хотим войти в царство Божественного Единства и глубоких мистических переживаний. Муха изобразил символическую смерть эго и подъем индивидуума до сверхличного уровня всего славянства. Этим незаметно приоткрыл принцип античных культов посвящения и масонских ритуалов и в то же время идею всеславянской взаимности.
Bohumil Vurm, Zuzana Foffová

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты