гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Символика пражской архитектуры
Требованием построить мост и Староместскую мостовую башню так, что в день летнего солнцестояния мы можем от Староместской мостовой башни смотреть на солнце, заходящее прямо за собором, Карл указал на секреты своего намерения. Образ Праги, который он создавал вместе с Петром Парлержем, является выражением гармонии человека, архитектуры и Вселенной. Постройки Карла благодаря своей концепции, размещению и формам стали носителями постоянных ценностей, неизменных в веках. Их создатели опирались на древние учения, которые имеют универсальную силу и не поддаются прихотям времени.
Архитектура средневекового центра города стоит на прочных романских фундаментах, которые сегодня скорее угадываются, поскольку на первый взгляд не видны. Они становятся явными, лишь когда мы спускаемся в романские подвалы Старого Места пражского в бывшие первые этажи домов. Эти помещения оказались под землей после поднятия уровня пражских улиц по причине наводнений и последующих строительных работ.
В пражской архитектуре отражается действие братств, цехов и орденов, которые были носителями тайных учений и строительных секретов. Романская духовная архитектура нашла выражение в пражских круглых ротондах и базиликах, имеющих в планировке крест. В Праге тогда действовали монашеские ордена. Среди них особое место занимали рыцарские ордена крестоносцев, чьи строительные мастера построили здесь часовни, церкви и обширные коменды. Стражи Божьего Гроба были первыми, кто основал монастырь за пражскими стенами в поселении на Здеразе. А рыцари Святого Яна Иерусалимского (госпитальеры) построили свою резиденцию с костелом Девы Марии под цепью на Малостранской стороне Карлова моста. На месте нынешней Петрской башни поселились немецкие рыцари. Тамплиеры, известные строительством восьмигранных храмов, построили коменду у ротонды святого Вавржинца вдоль сегодняшней Лилиовой улицы в Старом Месте. Этот самый загадочный и насильственно подавленный орден явился поводом для рождения многих легенд. Часть вольных каменщиков считает себя последователями ордена, что отражается в названиях некоторых высших степеней масонского посвящения (рыцарь востока/меча, рыцарь кадош) шотландского ритуала, названных «степень мести». Под местью понимается расплата за аресты и сожжение тамплиеров, которая вероятно нашла свое исполнение в казни французского короля Людовика, падении французской монархии и ограничении влияния церкви.
Построив Нове Место пражское, Карл втрое увеличил размер мегаполиса. В то время Прага была больше, чем Лондон или Париж, и была сопоставима только с «Вечным городом». Карл строил Прагу, прежде всего, как новый Рим, административный центр, а также по образцу «Святого города» Иерусалима, как средоточие мистики христианской Священной римской империи. Прага стала духовным сердцем Европы. В следующем веке работу парлержовского братства продолжили цехи каменщиков и строителей, в которых творили два чрезвычайно одаренных архитектора пражской поздней готики Матей Рейсек и Бенедикт Рид (Ried /Rejt). На их впечатляющие работы можно до сих пор полюбоваться в частности, на Староместской ратуше или в Владиславском зале Пражского града, где появились первые элементы ренессанса.
Мостиком от готической к барочной архитектуре Праги является небольшое количество очаровательных зданий в стиле ренессанса и маньеризма, которые были созданы во время правления императора Фердинанда и его внука Рудольфа. На рубеже 16 и 17 вв. Прага во второй раз стала императорской резиденцией. Император Рудольф II на удивление предпочел ее габсбургской Вене. Возможно, ему импонировал ее готический вид, который не стал менять даже этот ревностный строитель. Рудольф уже при жизни считался одним из адептов «королевского искусства» - алхимии. Его называли германским Гермесом Трисмегистом. Постройки Рудольфа действительно несут на себе следы более глубокого намерения и знаний, которые передавались в алхимических кругах, а также среди последователей Кристиана Розенкрейцера, членов тайного «братства Розы и Креста», более известных как розенкрейцеры. Вольные каменщики считают розенкрейцеров своими прямыми предшественниками, и одна из высших масонских степеней носит имя рыцаря Розового Креста.
Причудливые ренессансные и маньеристические здания были местом встречи образованных людей и вольнодумцев, а также вдохновением для их дебатов. Чтобы почувствовать это, просто посетите интерьер летнего дворца «Звезда» (letohrádek Hvězda) или прислушайтесь к чарующим звукам Поющего фонтана в садах Пражского града. С рубежа 16 и 17 вв. вместе с ренессансными и маньеристическими изменениями архитектуры в свет проникали идеалы философов-розенкрейцеров. Самым известным их представителем в Чехии является Ян Амос Коменский, иногда также известный как «Ян Креститель вольных каменщиков».
Мнения членов тайных ассоциаций, высказывавших необходимость изменения тогдашней Европы, стали полностью заметны уже во время правления Рудольфа II. Стремление к лучшему миру оставило след в памфлетах, книгах, картинах, скульптурах, а также в архитектуре. После смерти мудрого чудака Рудольфа Прага на нескольких лет стала островом реформ надеждой для всего континента. Угроза целостности Священной римской империи, тогда уже с «предикатом» «немецкой нации», дала повод к первой общеевропейской войне, которая закончилась упадком обеих сторон, и задержала продвижение изменений, которые потребовала овеянное тайнами братство с символом розы и креста. Городу пришлось дожидаться следующей волны действительно большого строительного движения до затишья Тридцатилетней войны. Осуществить идеалы розенкрейцеров во время барочных изменений Праги попытались члены тайных цехов, которые считали себя просвещенными «светом разума». Спустя три столетия после Тридцатилетней войны барочные строители и просветители основывали масонские общества. При этом провозглашали себя сторонниками наследия средневековых строителей соборов и средневековых цехов каменотесов и строителей. В своих ложах они делились древними секретами, уходящими корнями к заре человечества, а также стремились реформировать общество. Их идеи явно проявились в реформах императора Иосифа II. Вид барочной Праги в 18 веке определяли просвещенные архитекторы и меценаты, которые следовали заветам Карла IV. Многие из них были членами тогдашнего братства вольных каменщиков или, по крайней мере, были под влиянием масонской философии. «Фраймауры» (вольные каменщики) барокко и рококо, вольнодумцы и просветители внесли своеобразный колорит во дворцы и летоградеки (летние дворцы), сады, костелы, храмы образования, театры и библиотеки, которыми мы восхищаемся по сей день. Гениальный пражский архитектор итальянского происхождения Ян Блажей Сантини-Айхль в своих зданиях применил синтез обоих основных строительных стилей Праги и создал так называемую барочную готику. Сантини и другие строители обратились к прошлому в поисках "felix temporum reparatio" (возрождение счастливых времен). Их взор был направлен на период зрелой готики Карла, подобно тому, как Карл когда-то обращался к Древнему Риму. Последним комплексным художественным стилем, который исходил из готической духовности, а также восточного декора, был модерн, сецессия. Его самый известный представитель, Альфонс Муха, разработал для города Праги и ее заведений ряд проектов, которые не отрицают его масонскую принадлежность. Символика шедевров сецессии на рубеже 19-20 вв. является современной кульминацией пражской архитектуры. Мы можем снова наблюдать за влиянием и развитием тайных обществ в жизни столицы. Масонская символика в стиле барокко и модерн не исчезла в последующих художественных стилях, только приобрела строгие геометрические формы, выражающие характер новой эпохи. Bohumil Vurm, Zuzana Foffová |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|