гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Последняя ночь апреля традиционно связана с сожжением ведьм. По всей Чешской республике загораются тысячи костров, около которых люди собираются для забавы и поджаривания колбасы и сарделек. Уже немногие связывают эту ночь с магическими ритуалами, которые согласно вере предков, обладали большой силой. Сохранившиеся документы сообщают, что в эту ночь злые силы наиболее могущественны, и люди вынуждены защищать себя, свой дом и скот. Происхождение этих традиций связано с дохристианскими пастухами. Они считали 1 мая началом нового полугодия, переходом от холодного периода к теплому, когда выпускали на пастбище скот, до того времени стоявший в хлеву. Здоровье скота подвергалось опасности из-за резких перемен, а пастухи приписывали это злым силам. Для защиты от ведьм было много способов. Например, постройку окропляли святой водой, перед воротами втыкали прутья и колючий терн, под дерн клали яйцо и т.д. В Германии зажигали огонь на возвышенных местах, что со временем преобразовалось в сожжение ведьм, когда молодежь поджигала метлу и подбрасывала ее вверх, что сохранилось до наших дней. Кельты в этот день отмечали праздник Beltine (Белтайн, Белтэнэ), во время которого проводили много очистительных обрядов, а ночью танцевали и пели. По традиции зажигали огни, которые должны были избавить все живые существа от нечистого, которое накопилось за темное зимнее время, а также дать защиту для наступающего периода. Полночь является границей между двумя полугодиями. Ночью зажигаются по два костра, а рубеж между ними является границей между темной и светлой частями года. Молодежь перепрыгивает через огонь, а остальные, вместе с животными очищаются тем, что проходят между двумя кострами. Наряду с описанием веселья, танцев и пения сохранились сведения о некоторых обычаях. В их число входили, например, состязания юношей по бросанию вверх горящих березовых метелок, установка и охрана майских деревьев, что сохранилось до наших дней, очищающее купание или хотя бы символическое окунание в речку, очистка хлева, нарезание ивовых прутьев и др. Обрученные или влюбленные пары накануне праздника Белтайн отправлялись в лес, где занимались любовью, чтобы земля обрела плодородие, а утром возвращались. Так месяц май стал символом сексуальной свободы, сексуального приобщения и любовных игр. В это время заключался пробный супружеский брак на год и один день. Если отношения не складывались, партнеры через год просто расходились. Наверно, с тех времен остался обычай целоваться на первое мая под цветущей черешней, березой или другим деревом. Последняя ночь апреля считается самой плодовитой, когда могут забеременеть женщины, которые не надеялись на ребенка. Дети, зачатые на Белтайн, живут счастливо всю свою жизнь. Ночь может также раскрыть тайные связи, в том числе измены. Например, в Австрии существует обычай посыпать тропинки любви. Узкие белые полоски извести или песка ведут от одного дома к другому, и утром первого мая вся деревня знает, кто с кем встречается. Тропинки иногда направляются и к женатым людям и разглашают изменников. В некоторых районах вместо сожжения ведьм сжигают Морану - языческую богиню смерти. Она является олицетворением зимы, весной заканчивается ее власть, поэтому ее уничтожают - топят или бьют. Однако нельзя ее считать только богиней смерти или какой-нибудь безобразной старухой. Говорят, она очень красива. Вынос Мораны и ее сожжение или утопление - традиционный ритуал, практикуемый и в наше время. Чаще всего Морану сбрасывают с моста или со скалы. Издавна дерево представляло собой духа, защищающего поселение, поэтому и деревья, которым предстояло стать майскими, должны быть мощными, ровными и высокими. Часто для этих целей использовали елки, сосны, потому что они долго стоят зелеными. Популярной была и береза. Ствол майского дерева должен быть гладкий и очищенный от коры. Зеленая верхушка кроны украшается цветными лентами, платочками, шарфиками, цветами. Под украшенной вершиной часто висел венок из зеленой хвои, так же украшенный. Майские деревья стояли в селениях до праздника св. Троицы, а иногда и до лета. До того дня, когда его срубят, дерево нужно было охранять, потому что украсть у соседей майское дерево было вопросом престижа. Дерево с венком представляет собой символ весны, но также и символ любви. Поэтому в некоторых деревнях парни ставили небольшие «майки» перед домом своих девушек. В день рубки майского дерева устраивались танцы и забавы. Им предшествовал обход с музыкой и радостными криками тех домов, перед которыми стояли «майки». К веселой процессии присоединялись девушки, и она направлялась на площадь, где стояло главное майское дерево, около которого танцевали. |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|