гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Люксембурги

Небесный Иерусалим

Если Нове Место пражское, или же вся Прага в видениях Карла представляет собой новый святой город, который стремится стать новым Римом, новым Иерусалимом и должен максимально походить на настоящий Иерусалим, то в Праге есть место, которое, кажется, произошло от апокалиптические видения, содержащегося в Откровении св. Иоанна. Небесный Иерусалим возникает после победы над злом и становится символом нового мирового порядка:

Небесный Иерусалим
Небесный Иерусалим
Увидел я город святой, новый Иерусалим. Он с неба спускался, от Бога. Был убран город, как невеста, украшенная для жениха своего.

… Вокруг него была большая высокая стена с двенадцатью воротами. У ворот было двенадцать ангелов, а на воротах начертаны были имена двенадцати родов Израилевых.
Трое ворот было восточных, трое - северных, трое - южных, трое - западных.

… Стены были построены из яшмы, город же сам из чистого золота, подобного прозрачному стеклу.
Основания стен украшены были всевозможными драгоценными камнями: первое яшмой, второе - сапфиром, третье - халцедоном, четвёртое - изумрудом, пятое - сардониксом, шестое - сердоликом, седьмое - хризолитом, восьмое - бериллом, девятое - топазом, десятое - хризопразом, одиннадцатое - гиацинтом, двенадцатое - аметистом.
Сами же ворота были из жемчуга, по одной жемчужине на каждые ворота. Улицы города были вымощены чистым золотом, как прозрачное стекло.

Я не видел храма в городе, ибо храм его - Господь Бог Всемогущий и Агнец Его.


Часовня св. Вацлава в храме св. Вита
Часовня св. Вацлава в храме св. Вита
Такое место, несомненно, часовня св. Вацлава в соборе св. Вита.

Первоначально тело этого чешского князя покоилось в ротонде св. Вита (после переноса из Старого Болеслава), которая была построена самим Вацлавом.

Карл IV старательно углублял и укреплял это отношение св. Вита - св. Вацлава. После закладки первого камня в фундамент нового собора в 1344 году принималась во внимание и часовня, которая должна была возвышаться над могилой самого важного чешского покровителя. Согласно двум немного отличающимся друг от друга хроникальным сообщениям, мы знаем, что часовня св. Вацлава была достроена в 1366 или 1367 году. Ее декор, однако, был завершен только в 1372 году.

В почтении, которое питал Карл IV к святым и покровителям, видное место занимал св. Вацлав. И неудивительно, ведь Карл тоже Пршемыслович по матери, и св. Вацлав был его предком. В честь св. Вацлава Карл назвал своего первенца. Император сам пишет Легенду о св. Вацлаве и восстанавливает Святовацлавский хорал. Принимает решение, что новая королевская корона будет покоиться на черепе святого, для которого был создан драгоценный золотой реликварий в форме гермы, для остальной части тела - уникальная золотая тумба, украшенная драгоценными камнями.

Часовня св. Вацлава в храме св. Вита
Часовня св. Вацлава в храме св. Вита
Не осталась в стороне и сама часовня, для которой Карл IV приказал изготовить двенадцать статуй апостолов из чистого серебра. Стены часовни инкрустированы полудрагоценными камнями.

Источником вдохновения Карла для декора, безусловно, стали иллюминированные рукописи, с которыми он познакомился во время своих путешествий по Франции, Италии и Германии.

Картины в этих рукописях часто отличаются от того, что прямо описывается как небесный Иерусалим, и архитектурно - мы встречаем не только квадратный, но и круглый план (Велиславова Библия) - и в отделке камнями. И художники часто придавали изображению небесного Иерусалима индивидуальный характер. Однако, с другой стороны, можно обнаружить некоторые идентичные черты с откровением св. Иоанна в связи с часовней св. Вацлава.

Между текстом Откровения, средневековыми изображениями небесного града и архитектурным дизайном и убранством часовни существуют определенные идентичные элементы. Это прежде всего квадратный план часовни...

Свод часовни св. Вацлава в храме св. Вита
Свод часовни св. Вацлава в храме св. Вита
В дополнение к квадратному плану часовни, который не является чем-то необычным в архитектуре сакральных пространств и не обязательно связан с идеей небесного Иерусалима, еще одним общим элементом внешнего вида часовни св. Вацлава и описания небесного Иерусалима в Откровении является украшение полудрагоценными камнями.

В случае украшения драгоценными камнями существует два типа изображений - 12 конкретных камней, соответствующих Апокалипсису, или вся площадь покрыта произвольным количеством.

Таким образом, часовня св. Вацлава имеет квадратную планировку и стены, украшенные полудрагоценными камнями. Однако в Откровении написано, что небесный Иерусалим имеет 12 врат (12 колен Израилевых соответствуют 12 знакам Зодиака). Часовня св. Вацлава имеет только 3 портала: в северной стене, на западной стене и вход в помещение для хранения коронационных регалий на юге.

Тем не менее, есть определенный намек на членение стен в виде двенадцати пилястров, которые делят каждую стену на три поля, на которых нарисованы отдельные изображения пасхального цикла.
Aleš Česal

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты