гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Люксембурги

Новый Иерусалим

Концепция Чехии как святой земли (Terra Sancta) или Палестины появляется в эпоху барокко. Отдельные места в Чехии получили библейские названия и, следовательно, совершенно особый духовный заряд. Или, наоборот, барочная топономастика пыталась этими названиями охарактеризовать духовный заряд места. Но корни этого представления о Чехии уходят в средние века. Ян Милич из Кромержижа (+1374) хотел создать новый Иерусалим из нескольких домов в старом городе, в которых жили бы падшие женщины. Концепцию Нового Иерусалима реализовал современник Яна Милича Карл IV, который построил Нове Место пражское.

Вифлеем в Куксе
Вифлеем в Куксе
Среди мест, которые имеют библейские названия и, таким образом, являются частью чешской святой земли, упоминаются гора Ореб, гора Фавор, гора Сион или даже Вифлеем в Куксе. В Праге это Страгов, монастырь в Эмаузах. Копия часовни Лорето, датируемой 17 веком, также подпадает под эту концепцию. В конце концов, оригинал был привезен в Италию ангелами из святой земли.

Карл IV, король Чехии и император Священной Римской империи, имел в своем распоряжении экстраординарные средства, чтобы ускорить второе пришествие Христа. Говорят, что он пожелал, чтобы в тот день, когда ангельские трубы воскресят мертвых и призовут на Страшный суд, большинство святых воскресли бы в Праге. Возможно, именно поэтому у Карла было страстное желание коллекционировать реликвии и святые мощи.

Его страсть к реликвиям и святым мощам зашла так далеко, что он лично срезал часть дерева Креста Христова в Трире, который, как говорили, был привезен в Трир Еленой, матерью императора Константина. Карл получил одобрение на этот поступок от епископа Трира и других членов капитула только после настоятельного давления и был вынужден тайно вывезти ценную реликвию. Представление, как Карл IV где-то в склепе отрезает кусок Креста, может показаться странным. Но ведь он умел плести корзины (якобы для улучшения своих двигательных навыков после травмы позвоночника), а русский царь Петр Великий - работать корабельным плотником?

План Нового Места пражского соответствует символике плана небесного Иерусалима, который проявляется в нумерологических и астрологических соотношениях и в ориентации храмов и светских зданий. Кроме того, Нове Место стало символическим мостом между старой крепостью - Вышеградом и новым кафедральным собором.

Нове Место пражское как Небесный Иерусалим
Нове Место пражское как Небесный Иерусалим
Вилем Лоренц, автор книги " Nové Město pražské ", сравнивает южную часть Нового Места пражского с историческим Иерусалимом и приводит к замечательным результатам.

Сакральная геометрия также проявляется в планировке романских и готических зданий, которые в городе создают идеальную сеть, соответствующую астральным отношениям.

Поскольку император был большим знатоком священного Писания, его, вероятно, привлекли библейские отрывки, описывающие священный город Иерусалим - особенно великолепные деяния царя Соломона или видение небесного Иерусалима в откровении святого Иоанна.

Когда, согласно тексту старых чешских хроник, императору предложили предпринять крестовый поход и завоевать Иерусалим, он отклонил это и привел весомые аргументы. Но идея священного Иерусалима, как одной из важных составляющих образа Праги, несомненно, запечатлелась.

Представление небесного Иерусалима исполнилось здесь благодаря бесчисленным мощам святых, которые Карл IV раздобыл для Праги. Они в духовном восприятии Праги воплощали общину Бога - небесный град Иерусалим.

Прага Карла IV была среди самых значимых городов христианского мира, а особенно Священной Римской империи, и с их святынями. Через реликвии и патроциниум (освящение) она тонкими нитями связана с духовным миром... Эти реликвии и таинства, привезенные в Чехию, должны были освятить землю Чешского королевства и особенно Прагу. Они связывали Прагу как с персонажами Священного Писания, так и со многими святыми, а также с местами их действия...

Панорама Праги

Многочисленные здания монастырей, капитульных и приходских костелов и часовен, возвышающийся над городом кафедральный собор, их патроциниум и хранящиеся в них реликвии и таинства создали священный нимб Карловой Праги.

Таким образом, если Чехия - символическая святая страна, то Прага - их законная правительница.

Однако кто правит священным городом?
Aleš Česal

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты