гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Алхимия ЛюксембурговАлхимия больше всего ассоциируется с правлением императора Габсбурга Рудольфа II, но первые свидетельства культивирования этой загадочной дисциплины в Чехии относятся к 14 веку. То есть к люксембургскому периоду, если не считать предшествовавших алхимии металлургов.Считается, что первоначальная информация об этой науке поступила в Прагу из зарубежных университетов - из Парижа и итальянских. Нельзя утверждать, что алхимия преподавалась непосредственно в университетах, но существовал слой интеллигенции, который, безусловно, интересовался алхимией.
История же, как это ни парадоксально, приписывает одно из алхимических сочинений этому противнику оккультного искусства. Но, с другой стороны, народная мудрость учит нас, что именно под подсвечником тьма самая большая. Так же обстоит дело и с папой Иоанном XXII, который в 1330 году дал своему врачу, епископу Кавайонскому, деньги на перегонный куб, который предназначался для приготовления алкоголя и "определенной секретной работы". Секретная работа - это не что иное, как приготовление эликсира жизни. Таким образом, сам автор не воспринимал свою Буллу всерьез. Хотя в то время уже существовало различие между настоящими алхимиками и мошенническими золотоискателями, против которых, в частности, была направлена Булла.
Согласно документу, сохранившемуся в императорской библиотеке, Карл IV также был близок к алхимии. Алхимическую литературу можно найти в каталоге коллегий (общежитий) Карлова университета и в библиотеке капитула собора св. Вита. К алхимии также относятся вокабулы из Словаря Кларета. Не менее заманчива идея о том, что одна из жен императора занималась алхимией, но в этом случае речь идет о мистификации. Алхимия упоминается племянником архиепископа Арношта из Пардубиц, Смилом Флашкой из Пардубиц. В его книге "Новый совет" 1395 года мы можем прочитать, как обезьяна дает советы царю зверей Льву: "Направь свою волю и желание на работу с различными чарами и золотом“. Пражские архиепископы и придворные короля Вацлава IV также пытались раскрыть тайну материи: Зикмунд Альбик из Уничова (1358-1427), которого король должен был попросить во время лечения "пропустил его через алхимическую реторту, как при изготовлении розовой воды или искусственного бальзама", или Конрад из Вехты (+1431). На знаменитом церковном соборе в Констанце обсуждалось, что Конрад был колдуном, алхимиком, святотатцем, халатно относился к своим обязанностям и т.д. Однако гораздо большим грехом, вероятно, было то, что Конрад защищал магистра Яна Гуса. Другим придворным Вацлава, посвятившим себя алхимии, был автор трактата "Беллифортис" Конрад Кайзер.
Кайзер на рубеже 13-14 веков работал врачом при дворе чешско-римского короля Вацлава IV, который, вероятно, интересовался алхимией. Кайзер закончил свой трактат в 1405 году, когда он уже был на пути из Чехии... Его работы в основном сосредоточены на средневековом военном искусстве, оружии и военных технологиях (часто фантастических). Сочинение начинается описанием семи планет и их зодиакальных знаков, которые управляют человеческими судьбами. В седьмой главе он обсуждает различные вещества, которые излучают свет даже в дождь, туман и ветер, а в восьмой главе он упоминает зажигательные вещества... В следующей главе Кайзер дает инструкции по строительству паровых бань, кухонь и печей. В целом, можно сказать, что его трактат близок к технологической природе, однако алхимия интересовала автора, без сомнения, еще и из-за ее особенных целей... В отличие от предположения, что жена Карла IV была алхимиком, достоверно известно, что Барбора Цельска, вдова императора Зикмунда, жившая в замке в Мельнике, городе чешских королев, посвятила себя алхимии. Барбору посетил чешский алхимик Ян из Лаза, который получил прозвище Ласниоро (ит.Laz Nien Oro или Laz не золото) за свою честность. Он обвинил императрицу в мошенничестве и написал о своем визите в Мельник:
В моем присутствии она взяла для опытов ртуть, мышьяк и какое-то другое вещество, которое, однако, не назвала, хотя хорошо ее знала. Все это она растерла в порошок и превратила медь в серебро с помощью порошка. Этот металл на камне пробирщика хотя и вел себя как серебро, но его нельзя было ковать. Она одурачила таким образом многих людей. Я также видел, что она посыпала раскаленную медь каким-то порошком, который, войдя в медь, изменил ее так, что она стала напоминать обожженное серебро. Но когда его расплавили, оно снова стало медью. И она показала мне много таких нечестных трюков. Поскольку я увидел у нее сплошную ложь и обман, я упрекнул ее в этом. Она хотела посадить меня за это в тюрьму, но я с Божьей помощью сбежал. Aleš Česal |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|