гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|
УлицаСтароместский рынок находился на дороге между Пражским градом и Вышеградом. Так и первые улицы появились на линии связи обеих крепостей, преимущественно по направлению к единственному деревянному мосту. Это были еще далеко не улицы в нашем понимании. Не представляли собой сплошную линию, т.к. дома чередовались с входами во дворы. На улице стоял каменный дом, за ним были узкие постройки и объекты, заглубленные в землю - землянки из прутьев и глины.
Дома строили на возвышенных местах около многочисленных притоков Влтавы. Местность здесь была холмистая, и позже ее выровняли привезенной землей.
В 14 веке на рынке начали строить магазины - котцы, на месте которых позже появились блоки домов. К рынку вели короткие улицы, нынешние Железная, Мелантрихова, Перлова и др. Уже был насыпан новый рельеф местности, потому что на Влтаве мельники строили плотины, что увеличило опасность затопления. Например, Староместская площадь в центре еще долго оставалась ниже, чем по краям. Для ее выравнивания использовали землю, выкопанную для устройства крепостного рва за староместкими городскими стенами.
Самые старые улицы вынуждены были учитывать неровности местности и притоки, поэтому были весьма извилистыми. Для широких улиц было условие, что на них должны разъехаться две повозки при встречном движении. При основании Нового Места пражского Карл IV потребовал, чтобы улицы были прямые и широкие. Однако в старой застройке было много узких улиц и улочек. В 15 веке было запрещено ездить на повозках по некоторым улицам. В 1487 году вышло постановление, в котором говорилось: «В Праге есть много улиц, по которым на повозках не ездить, а только ходить пешком или ездить верхом». Верхом ездили везде, по широким и узким улицам, даже по замковым лестницам. Также люди ходили пешком, разве что богатые дамы приказывали носить их на носилках. Зимой по Праге ездили вместо повозок на санях, больших и маленьких, грубо отесанных и расписных и резных. Позже в них даже были печи для обогрева в морозную погоду.
По обеим сторонам улицы были канавы. Дорога между домом и канавой принадлежала владельцу дома, а между канавами - городу. Тротуаров не было. Между домом и канавой стояли каменные скамьи или камни для посиделок, столы, магазины, лазы в погреб. Люди ходили посередине улицы. Если было увернуться от повозки или всадника на коне, то перепрыгивали через канаву. Место для пешеходов было обозначено не только канавами, но и колесоотбойными тумбами на углах улиц. Сейчас их можно увидеть на Велкопршеворской площади на Малой Стране. Улицы на ночь закрывались цепями еще и в 16 веке. В 1594 году была создана комиссия для описи пражских цепей. Результат был печальный - из первоначальных 74 цепей на своем месте оказалось только несколько, в т.ч. На Мустку. Большинство было украдено, вместе со столбиками. В средневековье железо очень ценилось, и за его воровство было суровое наказание, вплоть до казни. Остатки цепи можно увидеть на восточной стороне Новоместской ратуши.
На больших площадях проходили торжества, турниры и собрания. На площадях стояли и позорные столбы для осужденных. Это была каменная или бревенчатая подставка, к которой на определенное время был прикован провинившийся со «скрипкой» - тяжелой доской в форме скрипки, с отверстиями для головы и рук. Император Рудольф II приказал на рынках трех пражских городов около позорных столбов поставить для острастки и виселицы, которые назывались «юстиция» (spravedlnost). Виселицы были не только для предостережения, на площадях бывали и казни. Самая длинная улица в Праге - Пльзеньская на Смихове (10,5 км), а самая короткая - Боршов на Старом Месте (40 м). Václav Cibula |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | Контакты |
---|