гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты
Клементинум и астрономия

После битвы на Белой горе

После поражения чешского Сословного восстания (1618) протестантство в Чехии было запрещено. Преследования постигли и Карлов университет, который до восстания был протестантским. В 1622 году обе пражские школы (университет и Клементинский коллегиум) были объединены.

Прага. Каролинум
Каролинум
Утраквистский университет перешел к иезуитам. Протестантские профессора были уволены, за исключением нескольких, перешедших в католическую веру. Новыми профессорами были назначены члены ордена Иезуитов. Иезуиты сосредоточили свое внимание на философском и теологическом факультетах. Астрономия отошла на задний план.

Дух свободных научных исследований с периода правления Рудольфа II укоренился в Праге достаточно глубоко, и новые церковные авторитеты не смогли его сразу сломить. Ранние иезуиты не были фанатиками или догматиками, как часто о них думают.

Тем не менее, влияние церковных авторитетов и их сопротивление гелиоцентризму оказало влияние и на пражский университет. Предписанная доктрина постепенно заменила разнообразие взглядов. Естественные науки преподавали уже как дополнительные предметы. Прага безнадежно утратила свое первое место в астрономических научных исследованиях.

Тем не менее, некоторые профессора пражского Клементинума достигли в науке существенных успехов. Известен Валентин Стансель (Станцель, Эстанцель) (1621-1705). В 1655 году он издал в Оломоуце свои описания Луны, позже - размышления о Вселенной. Говорят, это он произвел расчет солнечных часов в Клементинуме.

Обсерватория в Пекине
Обсерватория в Пекине
Памятник на могиле Карела Славичка в Китае
Памятник на могиле Карела Славичка в Китае

Карел Славичек, иезуит (1678-1735) - математик, астроном, музыкант и миссионер. Славичек, ученик прославленного математика Якуба Кресы (1648-1715), был назначен профессором математики в 1713 году, а через три года уехал миссионером в Китай.

Миссионерская политика иезуитов, проповедование христианской веры в Китае до 1630 года приписывается, главным образом, иезуитам. Им необходимо было проникнуть в наивысшие круги тамошнего общества, прямо к императору, где кроме теологии продемонстрировать и другие обширные знания. Многие из них были математиками или астрономами.

Иоганн Адам Шалль фон Белль
Иоганн Адам Шалль фон Белль
Очень известным был немецкий математик и астроном Иоганн Адам Шалль фон Белль, иезуит (1592-1666), который при императорском дворе стал главным мандарином (канцлером, советником) и, конечно, управляющим императорской обсерваторией в Пекине.

Он и св. Франтишек Ксаверский стали примером для следующих иезуитов. Обязанностью иезуитов было и изучение языка народа, среди которого они жили и работали. Также и соблюдение некоторых обычаев. Это помогало им достигать их цели. Почти никто из них не вернулся на родину, почти все умерли во время своих миссий.

Славичек доехал до Китая для своего времени рекордно быстро - всего за шесть месяцев, когда обычно дорога длилась на 11 месяцев дольше. Он был встречен с почетом, в миссии занимал должность «математика», потом работал в пекинской обсерватории. Он отличался наблюдательностью в области природных явлений.

Дома же, в Праге, у иезуитов наступил упадок в астрономии - усиливались разногласия между разрешенным геоцентризмом и все более обоснованным научно гелиоцентризмом.
     Фильм «Карел Славичек» (на чешском языке)

* * *

Законы Кеплера способствовали прогрессу в точности вычисления всех планет. После распространения механики Ньютона в 1687 году уже, наверно, вообще никто не мог думать о геоцентризме как о существующей системе. Иезуиты из этой затруднительной ситуации вышли довольно дипломатично. Обратили свое внимание на гномонику - т.е. устройство солнечных часов - и довели ее до совершенства. Дело в том, что конструкция солнечных часов никак не зависит от системы. Они украсили стены Клементинума множеством разных типов солнечных часов.

На Хозяйственном дворе на восточной стене двое часов, как и на южной стене. На Студенческом дворе есть часы на восточной и на южной стене. На Виноградном дворе видны трое часов на восточной стене и трое на южной. В 2005 году здесь были открыты еще двое часов на западной стене. На Астрономической башне сохранились только одни на восточной стене. От часов на западной стене остался только указатель (polos, гномон, стержень). Всего сейчас в Клементинуме 15 часов.

Прага. Солнечные часы на южной стене в Клементинуме
Солнечные часы на южной стене в Клементинуме
Солнечные часы на восточной стене в Клементинуме
Солнечные часы на восточной стене в Клементинуме

У солнечных часов различают, является ли указателем stylos, обычно помещаемый, часто горизонтально, стержень с шариком на конце, или polos - стержень или грань, параллельный оси Земли, направленный к Полярной звезде, или к мировому северному полюсу. У стилоса важен именно тот шарик, бросающий тень, по которой можно уточнить разные сведения. Поэтому стилос часто помещается на стержне, перпендикулярном к стене.

Нужно понимать, что солнечные часы показывают настоящее солнечное время, а не принятое у нас гражданское (поясное) время. Эти два вида времени в течение года более или менее отличаются. Наибольшие расхождения в начале ноября, когда Солнце проходит момент кульминации на 16 минут раньше полудня гражданского времени. Потом в середине февраля, когда Солнце проходит момент кульминации на 14 минут позже полудня гражданского времени. Это применимо к центру зоны - к 15 градусам восточной долготы, на которой расположена Прага.

Прага. Солнечные часы в Клементинуме
Солнечные часы в Клементинуме
Солнечные часы на восточной стене Астрономической башни. Фото Галины Пунтусовой
Часы на восточной стене Астрономической башни

С конца марта до середины сентября эта погрешность не больше 6 минут. Эту разницу между солнечным и гражданским временем называют уравнением времени. Это связано с эллиптической орбитой земли и наклоном экватора к эклиптике. Нужно помнить, что солнечные часы не учитывают переход на летнее время.

С помощью стилоса можно определить не только «который час», но и другую информацию. Например, сколько часов прошло от восхода Солнца, сколько часов остается до захода Солнца. Эти сведения нельзя получить по нашим обычным современным часам. Они зависят от места наблюдения и времени года. Стилос нам также сообщит, каково склонение Солнца, т.е. в какой части года мы находимся.

Прага. Солнечные часы на восточной стене в Томашской улице. Фото Галины Пунтусовой
Солнечные часы на восточной стене на Томашской улице
Солнечные часы на южной стене в Летенской улице. Фото Галины Пунтусовой
Солнечные часы на южной стене на Летенской улице

Считается, что стилос может показать больше сведений, чем полос, который показывает только настоящее солнечное время. Поэтому часто полос и стилос комбинируют, или на полос надевается шарик, который показывает остальные данные. Но за это заплатим более сложным циферблатом часом. Чем сложнее циферблат, чем больше сведений по нему можно прочитать. Баланс сложности и количества сведений дает широкое поле деятельности для создателей солнечных часов. Благодаря этому, хоть в Клементинуме и много солнечных часов, они все непохожи друг на друга.

Тут простые часы с полосом (наклонным стержнем) для чтения солнечного времени, там - часы со стилосом (шариком на конце ровного стержня), у которых циферблат «от восхода Солнца» (по латыни Ab ortu) или «до заката Солнца» (Ad occasum), или по-разному комбинированные часы.

* * *

Следующим доказательством иезуитской «научной» политики являются фрески в Старом и Новом математическом зале. Они иллюстрируют естественные науки, включая астрономию, и особенно различные ответвления физики с соответствующими приборами.

Декор Старого математического зала, ныне читального зала Музыкального отделения Национальной библиотеки, датирован в центральной фреске на подоле юбки женской фигуры - аллегории арифметики (держит табличку с числами) - годами 1703-1747. Это фигура расположена в левой части вместе с женщинами, представляющими оптику (в правой руке держит вогнутое зеркало), географию (держит карту), механику (держит неравноплечные весы) и астрономию (держит подзорную трубу). Две сидящие девушки около невысокой тумбы с малыми солнечными часами представляют гномонику и геометрию.

В правой части фрески группа из семи мужчин. На переднем плане в красном плаще, несомненно, Архимед из Сиракуз. Он чертит на песке геометрические фигуры. За ним слева, вероятно, Аполлоний из Перги. Геометрический эскиз в его руке, наверно, относится к его теории конических сечений. Но это мог бы быть и Пифагор, известный геометр, или Эвклид. Следующая фигура, стоящая у Земного шара за Архимедом, вероятно астроном Гиппарх или Эратосфен Киренский, который измерил окружность Земли.

Клементинум. Аллегории наук. Фрагмент фрески
Аллегории наук. Фрагмент фрески
Клементинум. Риччоли и Тихо Браге. Фрагмент фрески
Риччоли и Тихо Браге. Фрагмент фрески

Один из двух коронованных мужей, вероятно, Клавдий Птолемей, а второй - Альфонс X Кастильский мудрый. Сбоку этой группы стоят Риччоли и Тихо Браге, опирающийся о модель секстанта. За ними видна клементинская Астрономическая башня, значительно отличающаяся от нынешней. Кроме упомянутой центральной сцены с рукой, держащей армиллярную сферу, в Старом математическом зале изображены четыре «части света».

В первую очередь это планетарная система Птолемея. Неподвижная Земля покоится в центре, а вокруг нее обращается Луна. Над ней Меркурий и Венера, у которых должны быть эпициклы и деференты. Над ними Солнце без эпициклов, а потом, снова с деферентами и эпициклами, Марс, Юпитер, Сатурн. Над всем этим расположена сфера звезд.

Следующая система - Коперника. Солнце расположено в центре, вокруг него по окружностям вращаются Меркурий, Венера, Земля с Луной. Далее Марс, Юпитер и Сатурн. За ними звезды.

Также здесь изображена система Тихо Браге. Земля расположена в центре, вокруг нее обращаются Луна и далее Солнце. Все относительные расстояния такие же, как в системе Коперника.

Последняя система на фреске - Джованни Батисты Риччоли, иезуита (1598-1671). Это компромисс и политика. Земля в центре, вокруг нее вращаются Луна и далее Солнце. Вокруг Солнца вращаются Меркурий и Венера, а далее Марс. Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Земли, а не Солнца. Система Риччоли - пример, к чему в естественных науках может привести стремление угодить авторитетам философии.

Систем четыре, а медальонов шесть. Еще добавлено затмение Солнца и затмение Луны.

Прага. Клементинум, Старый математический зал. Фреска Затмение Солнца
Фреска Затмение Солнца
Прага. Клементинум, Старый математический зал. Фреска Затмение Луны
Фреска Затмение Луны

Интересен лепной декор зала, представляющий рельефы с изображением женских фигур между системами и затмениями. Это аллегории четырех христианских добродетелей: Веры (с крестом), Храбрости (с колонной и львом), Справедливости (с весами) и Благодушия (наливает в меру). Над дверьми кроме систем есть Надежда (с якорем), а над входом в читальный зал - Терпеливость (с агнцем).

* * *

В Новом Математическом зале, части Отделения рукописей и старинных изданий Национальной библиотеки (недоступный для посетителей), фрески которого немного младше, чем в Старом, снова упомянутые медальоны, но в более «младшем» варианте. Лепных медальонов нет.

Символика и персонажи в центральной фреске подобны. Однако на ней интересно небо. Над Клементинумом изображена Декартова вселенная. Там много разных звезд, и каждая является самостоятельным солнцем. Вокруг каждой звезды вращаются планеты и кометы. Кометы путешествуют между звездами, что является передовым понятием космоса. Подобную модель Вселенной перед инквизицией защищал Джордано Бруно (1548-1600).

Прага. Клементинум, Новый математический зал
Фреска в Новом математическом зале
Прага. Клементинум, Часы Кляйна
Часы Кляйна

Другим примером изворотливой иезуитской политики в области систем планет являются часы, изготовленные замечательным механикоv, иезуитом Иоганнесом Кляйном (1684-1762). Кляйн был управляющим Математического музея в 1732-1762 гг. Самые известные и самые большие его часы - Коперниковские (1752) и Тихо Браге (1751-1756). Сохранился отпечатанный проспект Йозефа Степлинга к этим часам.

Это часы не птолемеевские, система которого в те годы на самом деле была не актуальна, и не риччолиовские, как могло бы казаться по симпатиям Ордена. Часы Кляйна кроме обычного времени показывают взаимное положение всех тогда известных планет в соответствии с определенной планетарной системой.

Ян Кляйн
Ян Кляйн
Следовательно, иезуит Кляйн позволил себе «измену» Ордену и «свободомыслие». Но это не была его выходка, а иезуитская долгосрочная политика. Просто - зритель, выбирай сам, мы тебе предлагаем все возможное.

Прекрасным примером часового мастерства Кляйна являются и другие - географические - часы (1732) и «барочный хронометр» в зале заседаний.

Создать такой сложный механизм, как часы, показывающие положение планет, в то время без современных мастерских и обрабатывающих приспособлений невероятно сложно (выпиливание зубьев вручную и т.п.). Кляйн создал несколько таких часов.

Кляйн также попытался создать и квадрант, но не закончил работу. Завет «великого Тихо», как многие его называли, был действительно сильный. Во время Тихо в Праге в 1600 году были сконструированы два секстанта - Эразмом Габермелем и Йостом Бюрги. Их использовали для наблюдений при дворе Рудольфа II (Тихо Браге, Кеплер и др.). Ими измеряли угловое расстояние двух звезд или планет, произвольно размещенных в небе, но до максимальной удаленности 60 градусов. Точность этих секстантов приближалась к одной угловой минуте. Оба прибора были сконструированы без использования телескопов, которые в то время еще не были открыты. Оба прибора попали в Математический музей в Клементинуме.

Кляйн хотел построить еще лучший прибор - квадрант, с пределом измерений 90 градусов, снабженный телескопом, указывающей не только градусы, но и минуты и секунды. Такой точности было невозможно достичь в то время, а лишь спустя столетие. Это понял и сам Кляйн, поэтому прибор не доделал. В Праге пользовались тем, что осталось с рудольфинских времен.

Ян Кляйн был гениально искусный и необыкновенно старательный и точный конструктор механических приборов. Но он не обладал способностью прокладывать новые пути в астрономии или уловить их и изготовить для этого новые приборы. Его жизнь полностью соответствовала подходу иезуитов к природе - восхищению творением Божьим.

Светлым исключением в конце существования ордена Иезуитов был Ян Тесанек (1728-1788). Он преподавал математику, был в числе учеников Йозефа Степлинга, восхищался работами Ньютона.

В середине 18 века гелиоцентризм уже был разрешен. Как Степлинг и Тесанек в душе относились к противоречиям между разрешенным геоцентризмом и однозначно вытекающим из физики гелиоцентризмом, как они смотрели на различные случаи иезуитской изворотливости, остается загадкой.
Здислав Шима

главная страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки Контакты