гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

О палачах старой Праги

Палач старой Праги Много веков назад, во времена, пропитанные грязью и нуждой, у простого народа было мало забав. Поэтому их удовлетворяло болезненное зрелище, главную роль в котором исполняет палач - мужчина, который ужасает и одновременно очаровывает. Также как и кровь, эта красная тягучая жидкость, которая стекает с его топора.

Как себе представить палача? Как великана, голову которого украшает красный капюшон, а глаза горят жаждой смерти? Что вы! Профессия палача в прошлом была работой, как любая другая.

Добрый слуга, однако…
В средневековье палач был особой, так сказать, заниженной. Окружающие часто его презирают больше, чем осужденного, которого он должен казнить. Палач не только вынужден жить за пределами населенного пункта, как лишенный чести «изверг», он еще должен справляться с задачами, которые решительно не приносят эстетических впечатлений. Так, например, обязанностью самого известного чешского палача Яна Мыдларжа (1572-1664) было убирать безжизненные тела самоубийц, очищать улицы от падали или ликвидировать бродячих собак. В других городах его коллеги даже чистили туалеты в отдельных домах! Кто хотел бы оказаться на их месте?!

Ни Мыдларж, ни его коллеги ни в коем случае не смели сесть в костеле или трактире иначе, как на специально выделенное для них место. Если хотели танцевать, должны были хорошо заплатить музыкантам и довольствоваться тем, что будут танцевать со своей женой только соло.

Реальное доказательство о тяжелой участи палачей в прошлые времена можно найти хронике г. Йичин, где сохранилась запись от ноября 1701 года, в которой одному горожанину строго напоминают о его контактах с местным палачом Михаэлем Ружичкой. При этом городской совет констатирует: «Если хочет остаться по соседству, должен прекратить подобное общение и остерегаться».

Заключенные в золотой клетке
Ремесло палача, уже хотя бы из-за своей исключительности, часто передавалось по наследству. Следовательно, место отца обычно занимал его сын - ему ничего другого не оставалось. Целомудренное общество его не приняло бы в свои ряды, даже если бы он выбрал себе другую профессию. Как и в дошедшей до нас истории Карла Гусса (1761-1838), сына палача, желание которого стать священником потерпело крах не только от ненависти соучеников, но и у кантора.

Молодой Гусс вынужден был довольствоваться местом палача в Хебе, что еще раз подтвердило - палачи и их семьи живут как в клетке. Однако, в золотой клетке! Общественные ограничения палачам компенсировались буквально по-королевски. Ремесло палача в прошлом было одним из самых прибыльных. Несмотря на то, что палачи пребывали в презрении в своих непривлекательных жилищах, им доставались самые лучшие удовольствия мира. Их грязная, выполняемая несколько раз в неделю работа оплачивалась очень щедро.

Палач и после смерти
Судьбы палачей несли свое необычное клеймо и после их последнего вздоха. Дело в том, что смерть не снимала с них низкого положения - для их останков на кладбище было особое место. Придерживались правил, что тело палача на кладбище несут тоже люди низкого положения, т.е. его помощники.

Без чести и с почтением
Ремесло палача не является феноменом христианской Европы. Головы отрубали «профессионально» еще в античном Риме. Там палач должен был находиться не менее мили от города, а когда шел по дороге, звонить в колокольчик, чтобы его, как особу нечистую, люди обходили стороной.

В Греции казни поручали рабам, у которых не было никакой чести, а потому и терять им было нечего. У османских турков, наоборот, палач был высокопоставленной особой, имевшей свое место в дружине правителя.

Вид средневекового города представляет собой романтическую картину домов и храмов, опрятно упакованных в крепостные стены. У всей этой красоты был один недостаток - присутствие поблизости холма с виселицей - места, где проходили все виды казней, которые только может выдумать человеческая фантазия…

Точно и быстро
В Чехии топор как инструмент палача перестал использоваться в 14 веке. С тех пор в его руках блестит меч. Казнь отделением головы от тела считается проявлением милости. Обезглавливание происходит моментально, и осужденный благодаря этому может сохранить свою честь и на том свете. Поэтому такой способ чаще всего использовался для казни людей благородного происхождения. С другой стороны, обезглавливались и простые грешники, отягощенные слишком большими провинностями: повторными кражами, прелюбодеянием, святотатством, не слишком жестоким убийством. Сам акт обезглавливания проходил по следующему сценарию: осужденный на эшафоте с завязанными глазами встает на колени или садится на скамейку, слегка вытягивает шею с коротко остриженной головой - и готово! Умелый удар палача, направленный на горло с левой стороны, завершал все зрелище.

Если работа палача не удастся с первой попытки, будет проблема. Как, например, при событии 1588 года, когда на Погоржельце в Праге местный палач сделал три попытки. Он настолько рассердил зрителей, что толпа атаковала его и забросала камнями. Палач не выжил.

Записи с казни 27 чешских панов на Староместской площади 21 июня 1621 года сообщают, что к этой форме экзекуции, предназначенной для государственных преступников, первоначально был осужден и известный врач Ян Ессениус (Jan Jessenius) (1566-1621). К счастью для него, в последний момент он дождался уменьшения наказания так, что четвертование заменили классическим обезглавливанием.

Виселицы и гильотины
Когда говорят «виселица», многие представляют себе простую конструкцию, законченную петлей. В действительности это было богато оборудованная, поднимающаяся до 3 метров с поднимающейся «сценой». Внутри нее складывали инструменты палача, иногда и останки казненных. В небольших городах виселицы служили виселицы служили как места для отрезания голов или дробления колесом, о чем доныне говорят названия, как например Stinadla, т.е. давние эшафоты, специализировавшиеся только на отрезание голов.

* * *

Четыре известнейших чешских палача: любителей женщин, ученых, острословов.
Мясники? Монстры? Вовсе нет! Палачи - личности ренессанса, всегда обладающие чувством юмора. Как, например, Ян Креститель Пипергер, который всегда встречал осужденного словами: «Я искренне рад с вами познакомиться. Жаль, наше знакомство продлится недолго»

Слава и богатство за одну казнь
Ян Мыдларж (1572-1664)

Было 21 июня 1621 года - день, записанный в историю не только из-за казни 27 чешских панов на Староместской площади, но и историей палача, который при массовой казни затупил несколько мечей.

Сразу после того, как раскаты пушек дали знать о начале казни, на сцену выходит печальный герой - палач Ян Мыдларж. Что с того, что в душе он не согласен с приближающейся экзекуцией? Он пражский палач, исполняющий приказы императора Фердинанда II и императорского комиссара Карела из Лихтенштейна. Свое место в истории он занял и благодаря воспоминаниям одного из свидетелей казни Павла Скалы из Згорже (1583 - примерно 1640). «Это убиение особ мечом совершалось одним и тем же палачом в четыре часа так быстро, что ни одной особе не было сделано ни одного ошибочного удара, а было всего четыре меча».

Имя Ян Мыдларж в наше время почти что синоним палача. Но откуда этот мужчина появился и как дошел до своего нездорового ремесла? Версий несколько. Причем наиболее правдоподобная говорит о студенте, который вместо того, чтобы стать признанным врачом, идет к хрудимскому палачу в помощники. «Виновата в этом любовь. Несчастная любовь к осужденной на смерть красивой девушке. Мыдларж девушку от смерти не спас, да и не мог. А себе определил судьбу изверга, который навсегда останется нечистым человеком», - писал биограф палача.

Так или иначе, Мыдларжу не приходилось сетовать на свою судьбу. Ведь благодаря самой большой массовой казни в истории Чешского королевства стал очень богатым мужчиной и имел большой успех у слабого пола. 77 лет было Мыдларжу, когда взял в жены девушку Катержину, младше его на два поколения. Свадебный пир устроил еще более залихватский сын Мыдларжа Ян Вацлав, который обещал: «Отец, с гордостью возьму за вами меч палача в городе пражском». Так и стало в 1650 году…

Палач, который стал другом Гете
Карел Гусс (1761-1838)

В молодости Карелу Гуссу из города Мост доставалось от учителей и одноклассников. «Палач, нечисты, бесчестный палач», усмехались над ним. Он не ожесточился. Покорно принимал неприятный факт, что родился в семье палача, и пообещал: «Однажды я вам покажу!» Сын палача умудрился к своим 16 года спровадить со света 17 мерзавцев, к 17 годам - ровно две дюжины. А в 18? У него уже достаточная подготовка, чтобы отправиться по свету. Сначала в Дрезден, потом в Хеб, где 16 апреля 1781 года его старый и слабый дядя назначает палачом. Первая казнь новичка так описана в местной хронике: «После третьего вызова палач Карел Гусс завязал несчастному грешнику голову и глаза и моментально одним движением меча снес голову к ногам осужденного. Потом своим мечом поприветствовал командующего майора и ушел с эшафота к своему жилищу».

Несмотря на то, что палач, Карел Гусс заслужил себе в городе репутацию любезного и всегда помогающего мужчины, который в своем жилище, вместе с сестрой Маркетой «чародействует» - пользуется своими глубокими знаниями ботаники и врачевания. «Где не поможет врач, там зовите Гусса», - вскоре заговорили в Хебе. Через несколько месяцев в Хебе стала небывалое - даже самые благородные не раздумывая приглашали палача, если у них кто-либо заболевал!

Июнь 1782 года спалил землю своей жарой, когда всеми любимого палача Гусса позвали к событию, о котором никогда не забудут. Его пациенткой, а вскоре и невестой стала Жофия, дочь богатого пекаря в Хебе. Однака тот Гусс, для которого все двери были открыты, получает от будущего тестя жесткую пощечину: «Хочешь уничтожить мою дочь? Навсегда испачкать ее имя?» «Да!» - выкрикнула это магическое слово (на 20 лет старше!) влюбленная Жофия, и в будущем не жалела об этом.

Чучелами птиц, дорогими породами дерева, минералами, коллекцией монет и лечебными травами в течение лет заполняется жилище ученого палача Гусса. Это все предсказывает поворотный пункт в его яркой карьере, которая после того, как в 1790 году он прекратил срубание голов (а продолжает «всего лишь» выжигать клейма), превращается в серьезную деятельность во многих научных отраслях!

Ранее неуютное жилище палача решительно перестраивается внушительный музей естествознания, как магнит притягивающий и такую личность, как Иоганн Вольфганг Гете. Хроника города Хеба сообщает: «Благородный гость Хеба господин Гете посетил музей г-на Гусса несколько раз подряд. Здесь он выменял несколько уникальных вещей и они вели беседу».

Нет необходимости добавлять, что дружба простого мужчины из провинциального города и представителя большого света стало не только большой сенсацией, но и помогло Гуссу рассеять столетние представления, которые унижали и связывали его предков палачей и его самого.

В 1838 году, т.е. в конце своего почтенного возраста, когда подвергавшийся насмешкам Гусс стал настоящим авторитетом в городе Хеб. В связи сто своим поселением в городе он может сожалеть только об одной неприятности, о которой пишет в мемуарах: «12 ноября 1828 года от руки злодея пострадал ряд моих экспонатов, и те, которые мне подарил сам княз Меттерних. Самое плохое в этом несчастье, что меня, старика, семь лет подозревали, что я совершил это инсценировал!»

С палачом можно и пошутить
Ян Креститель Пипергер (1838-1888)

Ян Креститель Пипергер обладал красивым лицом, быстрым умом и утонченным чувством юмора. Во второй половине 19 века он был настолько популярен, что его реплики с эшафота (например «Ваша шея, пани, заслуживает самую лучшую заботу») забавляли не только пражское общество.

Но обо всем по порядку. Ян Креститель родился в Австрии одним из 17 детей палача. Хотя сначала казалось, что работа у него будет нормальная (выучился на обойщика), он все же продолжил семейные традиции.

В 1871 году, т.е. 6 лет после поступления в учреждение, Пипергер отличается на казни цыгана Яна Янечка. Специально ради этого он покидает Прагу и отправляется в Пльзень, причем Narodni listy пишут: «Дважды убийца и разбойник, который со своей бандой более полутора лет зверствовал во всей Западной Чехии, был с помощью войска и 15000 наблюдателей повешен в Пльзне на Борах». В своем самом плодотворном году, т.е. 1877, среди его клиентов есть и трижды убийца из Будейовиц Йозеф Вагнер, официант Фиала, который забил свою возлюбленную, и двое убийц, заколовших сторожа.

В сумме Ян Креститель Пипергер в течение 23 лет своей постоянной активной карьеры палача отправляет на тот свет 50 осужденных. При этом он сам чуть не закончил жизнь на виселице. Это было в 1872 году, когда внезапно умерла его жена. Пипергер как главный подозреваемый оказался в заключении. Наконец, выясняется, что его жена отравилась испорченной пищей, но ничего не поделаешь! Шокированный палач до конца жизни возненавидел окружающий мир и умер совершенно один…

На помощь! Кровь!
Леопольд Фольшлягер (1855-1929)

Он лишился работы и теперь решил отомстить за себя и свою семью. Купил револьвер, которым позже застрелит инспектора-оберштейгера. Ведь это немцы и «Эксплуататоры». После убийства добровольно сдастся жандармам. Это краткое описание происшествия с 22-летним горнорабочим из Пршибрама Антонина Гофманна, жизнь которого закончилась в пуках пражского палача Леопольда Фольшлягера.

Для палача это была его первая самостоятельная казнь и, возможно, самая тяжелая задача в его карьере хотя бы потому, что Гофманну сочувствовала агрессивная толпа. К счастью, у ювелира по профессии прекрасная школа. Ведь его отчимом был бывший пражский палач Ян Креститель Пипергер, которому Леопольд уже в свои 15 лет помогал при казни в Пльзене. О Фольшлягере говорили, что он не переносит вида крови. К счастью, во время его работ казнили только через повешение. Так в его руках закончилась жизнь и следующих 23 осужденных, среди которых были и женщины. Из них самая известная Юлия Гумлова, которая избила до смерти свою неродную пятилетнюю дочь.

Пражский палач Фольшлягер пользовался уважением и после образования Чехословакии, когда был назначен первым государственным палачом с годовым окладом 15 тыс. крон с «премиями» 500 крон за каждую исполненную казнь. Для сравнения – зарплата рабочего в те времена была около 7 тыс. крон.

* * *

Крупнейшие казни в истории Чехии
1108 - Правящий род Пршемысловичей позаботился об убийстве конкурентного рода Вршовичей. Часть из них приказал казнить в Праге на современной Староместской площади или на Петршине. Сведения о количестве казненных до нашего времени не сохранились.

1437 - Император Зикмунд Люксембург приказывает казнить Яна Рогача из Дуба и его дружину (52 мужчины). Непокорного гуситского гетмана ждет в Праге на Шибеничном холме (sibenice - шибенице - виселица), в нынешнем Жижкове, позолоченная петля.

21 июля 1621 года - казнь 27 чешских панов на Староместской площади (3 господина, 7 рыцарей, 17 горожан). Среди казненных были также и графы Яахим Ондржей Шлик, Вацлав Будовец из Будова, Криштоф Гарант из Польжиц и Бездружиц.

2 половина 17 века - Северную Моравию потрясает серия процессов над колдунами, при которых заканчиваются жизни десятки человеческих жизней (примерно 104 жертвы). Здесь свирепствовал алчный инквизитор Индржих Боблиг из Эдельштадта.
David Halatka
* * *

В число многих приспособлений, с помощью которых палачи выполняли свою работу, входил и меч. В отличие от судебного меча, который является регалиями при провозглашении приговора, меч палача является инструментом исполнения наказания. Он не считается оружием, с мечом схож только по названию и форме, но не по своей функции. Служил для лишения жизни правонарушителя путем отрубания головы, которое проводилось ударом по горлу стоящего на коленях или сидящего осужденного. В идеальном случае голова должна быть отделена от тела одним ударом между 3 и 4 позвонками. В отличие от остальных видов казни обезглавливание мечом считалось оскорбительным для чести приговоренного и его семьи.

Меч палача
Меч палача
В отличие от судебного меча меч палача должен быть полностью функциональным. С его назначением связаны и его конструктивные особенности. При длине 97-110 см у него обоюдоострое лезвие длиной 80-90 см, на котором часто вырезан короткий желобок. В отличие от боевых мечей его характеризует значительная ширина (4-7 см) и полукруглое тупое окончание. Лезвие более тонкое и гибкое. Его ширина связана с регулярной заточкой.

Тупое завершение меча связано с тем, что в отличие от боевого оружия, он предназначен не для колющих, а для рубящих ударов. Обычно короткая, скорее, формальная гарда, часто крестообразная, иногда слегка загнутая. Длина эфеса, часто деревянного, покрытого тканью, кожей или обмотанного проволокой, представляет 1/5 длины всего меча (17-22 см) и соответствует пользованию двумя руками. Вес меча палача колеблется от 1,1 до 2,2 кг - тяжелее, боевых мечей, вес которых не больше 1,5 кг. Поэтому хорошо уравновешены, но иначе, чем боевые мечи. Обычно меч хранился в простых ножнах, висящих на ремне или на плече.

Мечи палача имели гораздо более скромный декор, чем боевые. Он сосредоточен обычно на лезвии и указывает на связь с исполнением правосудия. Обычно изображаются инструменты для казни - виселицы, иногда с повешенным, колесо или целый сюжет. Встречаются и надписи, в виде обращений к Богу или морали. Некоторые надписи или гербы указывают на город или суд, которому принадлежит меч. В исключительных случаях на лезвии был список казненных выдающихся людей или имя палача, имя мастера или знак мастерской, изготовившей меч.

Мечи стали собственностью судов разными путями. Меч мог быть изготовлен по заказу суда или городского совета, за который заплатил он или правонарушитель. Это бывало в случае аристократов, которые не хотели быть казненными уже использованным мечом. Городу мог подарить меч сам мастер или меценат.

Могла наступить ситуация, когда специального меча не было под рукой. Тогда мог быть использован и обычный боевой меч, как например, при казни опольского князя Микулаша II в 1497 году.

Специальный меч палача, по своей сути являющийся не оружием, а инструментом, появился в начале 16 века в результате эволюции ремесла палача. Европейский меч палача перестали использовать в связи с просвещенным гуманизмом во второй половине 18 века, когда перешли на более «гуманные» формы казни. Символом этих перемен стала гильотина.
Vilem Knoll

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты