гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
![]() Новый Иерусалим Карла IV2 сентября 1347 года Карл IV был коронован чешским королем вместе со своей супругой Бланкой Валуа. Помазание будущего монарха на царство, входящее в состав христианской церемонии, уже само по себе подразумевает благословение его Богом. Желая возвысить сакральный характер коронационного регламента, Карл IV составил новый порядок - Ordo ad coronandum Regem Boemorum. Церемониал начинается вечерним богослужением накануне дня коронации и означает переход из профанной сферы в духовную. На следующий день этот процесс завершается помазанием и посвящением, что является сутью обряда коронации. Князь завершает свою светскую жизнь и переходит новой высшей жизни, чтобы своим добрым правлением прийти к спасению. Земной и небесный Новый Иерусалим Карла IV Карл IV считал Чешское королевство центром своей империи. Он был очень набожным и одновременно очень амбициозным. В то время Иерусалим лежал в руинах, не был в руках христиан, и Карл хотел создать новое место паломничества, центр христианства, самый большой и самый важный севернее Альп.
О начале тысячелетнего правления Христа можно судить по событиям, когда прекратились официальные преследования христианства. В 313 году оно было признано Миланским эдиктом императора Константина. Годом раньше первый христианский император под знаком креста победил в битве у Мульвийского моста, перед смертью он принял крещение. О завершении тысячелетнего периода свидетельствовало впечатляющее сходство драматических событий, описанных в «Откровении св. Яна». В год рождения Карла IV свирепствовал чудовищный голод, вызванный неурожаем в результате жары и холода. Когда ему было около 30-33 лет, вспыхнула эпидемия чумы, Черной смерти. В январе 1348 года в Европе произошло сильнейшее землетрясение силой в 7-9 баллов. От этих катаклизмов ушла из жизни почти половина Европы. Карл изобразил эти ужасы в меньшей из карлштейнских башен, в костеле Девы Марии. Последние две главы «Откровений» описывают светлое будущее истинных христиан и видение нового неба и новой земли. Все завершается явлением священного города Нового Иерусалима. Драматическое и оптимистическое завершение Нового Завета, вероятно, вдохновило Карла IV к великолепной идее об облике будущего города верных христиан. При строительстве новой Праги Карл всеми средствами стремился приблизить свою империю и Чешское королевство к Иерусалиму, как небесному, так и земному. Его новый город - Нове Место - был спроектирован и построен как земной прообраз Нового Иерусалима.
Что касается реального Иерусалима, так В. Лоренц пишет: «Если сравним Нове Место Пражское в том же масштабе с историческим Иерусалимом, то он бы занял территорию примерно от Вацлавской площади до св. Катержины, оттуда до ворот в Ечной улице, до старой дороги на Вацлавской улице. При дальнейшем сравнении сходны определенные размеры: основные расстояния и длины улиц». Во времена Карла граница между духовным и материальным была не слишком четкой. Было взаимное проникновение этих сторон, поэтому многое из черт сакральной геометрии города можем интерпретировать как приземленно, так и теологически. Наиболее экономически продуманными средневековыми постройками были монастыри, но в то же время они являются образом, приближающимся к раю. Нечто подобное действительно и в отношении города, который должен быть приближен к идеальному городу - Иерусалиму. В плане Праги осуществлены оба Иерусалима - тот настоящий, исторический, по плану которого расположены улицы южной части Нового Места, и тот идеальный, который устроен в виде круга. Согласно Библии Новый Иерусалим - город красивый, как невеста, он чистый и прозрачный как кристалл. Свет его подобен драгоценному камню. У города двенадцать ворот, и он в форме куба. В городе нет храмов, потому что храмом является сам Бог. Карл со своими мастерами создал в замке Карлштейн часовню Святого Креста. Внутри она облицована драгоценными камнями, над ней раскинулся золотой купол - небесный свод, усеянный звездами и планетами. Карл не допускал в это священное место, выражающее его представление о Небесном Иерусалиме никого, кроме нескольких избранных людей. Для широких масс он оформил подобным образом часовню св. Вацлава в костеле св. Вита на Пражском граде.
Часовня св. Вацлава является самым мистическим местом кафедрального собора. Ее место обозначено Золотыми воротами на южной стороне, на стороне солнца. Как и в часовне Святого Креста на Карлштейне, стены здесь украшены шлифованными драгоценными камнями. В часовне св. Вацлава происходит соединение земли и неба, все взаимосвязано. Нужно переступить через «порог». Часовня является этим «порогом», а также и весь город. Прага содержит в себе скрытый потенциал Нового Иерусалима. Возможно, поэтому Карл IV хотел создать центр христианского мира именно в Праге. При наблюдении из Староместской башни Карлова моста в день летнего солнцестояния можно видеть, как солнце заходит за кафедральным собором прямо над часовней. Часовня Божьего Тела Вернемся к земному образу Нового Иерусалима. Построенная на Скотном рынке (Карловой площади) часовня Божьего Тела должна была стать выдающимся христианским паломническим центром севернее Альп. Согласно мнению Вилема Лоренца Карлова площадь представляет собой Храмовую гору Иерусалима с часовней Божьего Тела, которая там когда-то стояла, как Храм Соломона. Про обстоятельства основания часовни рассказывает одно из пражских преданий. Некая женщина по дороге со святого причастия незаметно вынула изо рта облатку и бросила ее в кучу дров посреди рынка. И начали происходить странные вещи - скот, который гнали через площадь, стал обходить это место, а по ночам над кучей дров появлялось странное свечение. Люди стали искать причину, кучу дров разобрали и нашли совершено неповрежденную облатку. В память об этом событии здесь построили часовню.
Он добился у Папы Римского учреждения праздника Копья и гвоздей Господа (Svatek kopi a hrebu Pane). По выданной им в 1352 году привилегии ежегодно в этот день, первую пятницу после Пасхи, из Карлштейна на повозках доставляли в часовню коронационные регалии и другие священные предметы, бывшие атрибутами христианского королевства. Каноники демонстрировали народу священные реликвии, напоминающие о мучениях Христа. Здесь выставляли золотой крест, украшенный драгоценными камнями. В него вложены фрагменты казни Иисуса Христа. Это кусочек древа Животворящего Креста, часть веревки, которой Иисус был привязан к кресту, один из гвоздей, которыми Он был прибит к кресту, части тернового венца и фрагменты губки, которой в последний раз утоляли жажду Спасителя. Считалось, что это подлинные предметы. Упоминание о показе этих святынь можно найти у Яна Гуса в его сочинениях. В 1382-1393 гг. деревянную постройку заменили каменной восьмигранной часовней Божьего Тела. В 1784 году по приказу императора Иосифа II ее закрыли и в 1791 году снесли. Прага как реальный и идеальный Иерусалим Реальный Иерусалим почти прямоугольный, идеальный Иерусалим круглый. Средневековая копия, как мы уже говорили, является аналогией. Прага в себе комбинирует оба Иерусалима. Тот реальный является частью концепции Карла, а идеальный - старше. Это круг, описанный костелами св. Петра на Поржичи, св. Вита на Пражском Граде и св. Петра и Павла на Вышеграде. Центром этого круга является костел св. Михаила архангела в Ирхаржих. Идеальный Иерусалим - небесный город, и его охраняет небесное войско во главе с победителем самого дьявола. Карл IV был великим мистиком, как можно судить по его автобиографии Vita Caroli. Он сравнивает человеческую жизнь с двумя лицами человека, который смотрится в зеркало. У него есть как материальная, земная жизнь, так и внутренняя, духовная, которая, конечно, более важна. |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|