гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты



Император Карл IV

Карл IV был медиумом?

Император римский и король чешский Карл IV был просвещенным, для своего времени необычайно образованным правителем. Он расширил территорию королевства, построил храмы, короче - Отец Чехии, как его справедливо называют.

Карл IV делится опытом правителя со своими последователями
Карл IV делится опытом правителя со своими последователями
Мало кому известно, что эта незаурядная личность обладала и другими удивительными способностями. Карл IV был в некотором роде ясновидцем, медиумом. Необычно то, что у него были случаи из области сверхчувственного восприятия.

Обычно люди об этом не рассказывают. К счастью, император записал о своих встречах с удивительными явлениями. Умелый политик, который практически без войн сумел запущенное королевство превратить империю европейского значения, должен быть человеком, твердо стоящим на земле.

Как и многие великие люди, Карл не отстранялся от мистики, религии или тайн. Об этом свидетельствует написанная им автобиография Vita Caroli (Жизнь Карла), в которой наряду с описанием государственной деятельности присутствует содержание снов, предсказывающих будущее, а также рассказывается о встречах с духами. Карл пишет без эмоций, предположений, не стараясь привлечь к себе внимание. Его автобиография напоминает научное описание.

Карающий ангел смерти
Первый сюжет со сверхчувственной интригой произошел, согласно рассказу Карла, во время его похода в Италию против местной аристократии. Молодой королевич сопровождал своего отца Яна Люксембурга. Летним днем по пути в Парму король с сопровождающими лицами остановился у селения Теренцо.

Сон королевича Карла о смерти герцога Гига
Сон королевича Карла о смерти герцога Гига
Ночью там Карлу приснился сон, в котором ангел очень неприятным способом лишил жизни герцога Гига из Вьенны - дальнего родственника и союзника Яна Люксембурга в бою против графства Савойя. Именно ему на помощь направлялся чешский король. Во сне Карл увидел, как ангел мечом отсек половой член едущему на коне герцогу Гигу, мотивируя тем, что несчастный много грешил.

«И вот, второй ангел спустился с неба и огненным мечом ударил одного из всадников в колонне, отрезав ему половой член. А тот, смертельно раненый, умирает, сидя на коне. Держа нас за волосы, ангел спросил, знаком ли нам этот человек. Я отвечал, что незнаком, и место тоже. Он сообщил, что это Дофин из Вьенны, которого Бог таким способом ранил за грех разврата. Следите за собой и отцу своему можете сказать, чтобы остерегался подобных грехов, чтобы вас не постигло еще более тяжелое наказание».

Утром Карл проснулся очень уставшим. Своему отцу сказал, что в походе больше нет смысла, потому что герцога уже нет в живых. Ян ответил: «Не верь снам, сын!» В то время он не мог знать, что герцог действительно смертельно ранен стрелой из арбалета. Позже, получив известие о смерти герцога, Ян сильно удивился, что сын ему предсказал это событие. Однако способности Карла продолжал игнорировать.

Возможно, этот сон привел Карла от слишком светской жизни к глубокому интересу религиозной мистикой.

Духи пражского бургграфства
Другой удивительный случай произошел во время ночевки в старом доме пражского бургграфства, когда Карл приехал в Прагу из Кршивоклата. Вот как он описал события в своей автобиографии:

Старое бургграфство на Пражском граде
Старое бургграфство на Пражском граде
«В то время мы ехали на конях из Кршивоклата в Прагу, чтобы встретиться со своим отцом. На Пражский град мы поздно прибыли в старый дом бургграфа, в котором жили несколько лет, пока строился большой дворец.

«Ночью мы легли на кровать, а Бушек старший из Велгратиц лег на другую кровать перед нами. В комнате горел большой огонь, потому что это было зимой, горело много свечей, было светло, все окна и двери были заперты.

Когда мы начали засыпать, то что-то ходило по комнате, и мы оба проснулись. Мы приказали Бушеку встать и посмотреть, что это. Он встал, ходил по комнате и смотрел, но ничего не увидел и не смог найти. Тогда он добавил огня, зажег еще больше свечей и направился к кубкам, которые стояли, полные вина. Выпил, поставил кубки около большой горящей свечи. Потом снова лег на кровать.

Мы, накрывшись плащом, сидели на кровати и опять услышали шаги, однако никого не было видно. А потом мы увидели перевернутый кубок, потом его же кто-то бросил через кровать Бушека в стену из одного угла комнаты в другой. Ударившись о стену, кубок упал посреди комнаты. Увидев это, мы испугались, потому что слышали шаги в комнате и никого при этом не видели. Потом, перекрестившись, мы спали уже до утра. Утром мы нашли кубок в середине комнаты и показали его друзьям, которые к нам пришли».

Это запись сделана рукой римского императора и чешского короля. Карл констатирует факты без каких-либо комментариев - как и описание битвы, придворных интриг, тучи саранчи в Австрии и т.д. Карл, в соответствии с духом своего времени, принимал сверхъестественные явления так же безусловно, как и остальные события, не пытаясь их объяснить.

Небесный Иерусалим на Влтаве
С годами Карл все сильнее склонялся к религиозной мистике. Известно, что он усердно поддерживал церковь, строил храмы, ревностно собирал святые мощи и другие христианские реликвии. Гораздо менее известно, зачем он это делал. Причины были не в боязни ада и не в расчетливости правителя, что в согласии с могущественной церковью удобнее править.

Небесный Иерусалим
Небесный Иерусалим
Многие исследователи считают, что план Карла был возвышенный, и его взор был направлен далеко за пределы обычных смертных. Вероятно, он верил, что когда настанет Страшный суд, святые начнут поиск своих тел, и если их святые мощи будут собраны в Праге, то они явятся туда.

И тогда город станет избранным местом, небесным Иерусалимом, в котором навеки воцарятся гармоничные отношения с Богом. Прага станет городом, который описывает Новозаветное Откровение Яна Богослова: «Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою» (Откр. 21:24)

Император хотел создать духовный центр, который с Божьей помощью возродится и возвысится над мерзостью ежедневного мытарства по жизни.

Почему его внимание привлекла именно Прага, в то время сильно запущенная, находящаяся на периферии европейских событий? Мать Карла принадлежала чешскому королевскому роду. Но этого недостаточно. Будущий император с семи лет пребывал за границей, а до этого пережил такие события в Чехии, которые оставили недобрую память, в том числе изоляцию от матери, заключение в крепости Локет. Вернувшись из-за границы, он не говорил по-чешски, а страну в убогом состоянии у него могли отобрать так же, как она была безразлична его воинствующему отцу Яну Люксембургу.

Однако у Праги с самого ее появления был потенциал стать чем-то больше, чем центром правительства и торговых дорог. Расположение в центре страны, неестественное ограничение горным кругом, удивительно созданная панорама холмов над внезапным двойным меандром Влтавы, включающим несколько островов, предания о языческих святынях и, возможно, энергия не из этого света предназначали ее к положению культового места. Это место должно стать мистическим центром Вселенной, омфалом (пупом Земли), связанным не с одной древней верой. Афины на Влтаве, как это видят некоторые биографы? Нет, скорее, Дельфы на Влтаве, но Дельфы строго христианские, центр истинной веры. Именно Карл, необычайный правитель, одаренный сверхчувственными способностями, мог считать, что ему предначертано исполнить предназначение этого места.

Могла ли Прага стать земным центром света?
Друг Карла поэт Франческо Петрарка (1304-1374) многократно призывал его возродить славу античной Римской империи. В Праге бы это не удалось, т.к. Рим все еще был могущественной резиденцией главы западного христианства. Мощь церкви не пострадала от того, что в то время Папа Римский оказался в авиньонском плену, и позже произошла схизма (раскол) - существование двух Пап Римских.

Карлу не приходило в голову восстать против церкви. Обладая незаурядными способностями государственного деятеля, интеллектуальными и, возможно, даром сверхчувственности, он ясно осознавал, что империя римского типа в позднем средневековье была бы неживым анахронизмом. Прежде всего, он, как можно судить по некоторым фразам в его автобиографии, мечтал о чем-то более возвышенном. Вполне возможно, что он обладал даром внутреннего видения, которым сумел распознать духовный потенциал города удивительной формы на Влтаве, издавна окруженного священными холмами. Или верил в это.

Новый Иерусалим, а может, Новая Прага, которая одолеет напор Ада
Новый Иерусалим (или Новая Прага), который одолеет напор Ада
Нельзя исключить, что и в этом случае в его решении присутствовали рациональные и иррациональные элементы. Как искренне верующий он страдал от упадка морали и схизмы в церкви. Наверно, надеялся, что создаст духовный центр, который привлечет все лучшее из христианства, и оно возродится?

Для возвышения Праги Карл вложил огромные средства и огромные усилия. Однако после его смерти в 1378 году исполнение его намерений остановилось, а потом и вовсе привело к кровавому вихрю гуситских войн. Однако… что было бы, в случае предпочтения неспособного Вацлава IV более выдержанному, работящему и способному Зикмунду? Осталась бы Прага центром империи? Избежала бы опустошения гуситами? Была бы Чехия сегодня центром Европы?

Возможно, именно Карл создал предпосылки к тому, чтобы Прага заинтересовала Рудольфа II и чтобы еще раз, последний, стала духовным центром света.
Jan A. Novák

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты