гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты



Император Карл IV

Последний император

Отражением идей Карла IV являются Сюжеты с реликвиями - настенные росписи в костеле Девы Марии на Карлштейне с изображением Карла, принимающего священные реликвии от двух других правителей, вероятно, от своего племянника Карла V и кипрского и иерусалимского короля Петра I из династии де Лузиньянов. Это может быть ссылкой на легенду, согласно которой французский и иерусалимский короли оказывают почести последнему императору. Легенда повествует, что последний император вынужден передать светскую власть в руки Антихриста, который будет править до Страшного суда.

Чехия. Крепость Карлштейн
Крепость Карлштейн
Чехия. Крепость Карлштейн. Костел Девы Марии
Карлштейн. Костел Девы Марии

В погребальных одах императору Карлу появилась не только связь с основателем Священной Римской империи императором Карлом Великим, но и с римским императором Константином. Константин, первый крещеный правитель Римской империи, считается святым основателем императорской христианской традиции. Ян Очко из Влашима в своей речи неоднократно называл Карла вторым императором Константином (скончался в 337 г.), «императорский жезл» которого он получил спустя тысячелетие. Подобным образом высказался и Войтех Ранькув из Ежова, в своей надгробной речи назвав Карла alter Constantinus с добавлением christianissimus imperator (самый христианский император).

Чехия. Крепость Карлштейн. Карл IV принимает священные реликвии
Карл IV принимает священные реликвии
Чехия. Крепость Карлштейн
Роспись в костеле Девы Марии

Правление Константина и Карла разделяла тысяча лет. В глазах тех, кто ожидал Страшный суд и конец света, этим закончилось тысячелетнее правление Христа на небе, как его описывает последняя книга Нового Завета - Откровение Иоанна Богослова. Страшным судом должно завершиться временное правление Антихриста, которому вынужден передать власть последний из христианских императоров.

Символика «первого» и «последнего» императора появилась еще до правления Карла. В средневековых легендах, предсказывающих конец времен, фигурирует «последний император света», который объединит народы и подготовит мир ко второму приходу Христа. Он появится как катехон («удерживающий») - тот, кто задержит приход Антихриста и ослабит его влияние. Впервые легенда появилась в тексте 7 века, названном «Откровение Псевдо-Мефодия», постепенно раскрывалась и стала особенно популярной в 14 и 15 вв.

Легенда повествует о восхождении и правлении Антихриста, нашествии со всех четырех сторон света враждебных народов Гога и Магога, всевозможные страдания перед концом света. Последнему императору в этой легенде отводится роль, подобная Спасителю. Сюжет заимствован из Предсказания тибуртинской сивиллы, первоначально записанного около 380 года. Согласно преданиям тибуртинская сивилла сообщила свое пророчество императору Августу, который правил в год рождения Христа. В нем говорится, что император по имени Constanc задержит приход Антихриста, но потом передаст империю в его руки. Антихрист в течение определенного периода будет править миром, пока не вернется Спаситель. После Страшного суда Христос приведет всех записанных в Книге жизни в Небесный Иерусалим.

Карл IV
Карл IV
Подобные мысли высказала и известная немецкая монахиня, наделенная даром пророчества, Кристина Эбнер (1277-1356), которая жила в монастыре св. Яна Крестителя в Энгентале около Нюрнберга. В хронике императорского города Нюрнберга имеется запись о посещении монастыря Карлом 28 мая 1350 года. Там Карл узнал, что Божий глас сообщил Кристине о короле Карле, наследнике его вечного царства, в котором он зажег огонь и свет и открыл пред ним небесное царство.

Император Карл стремился жить в соответствии с тем, как он понимал Божий замысел. Себя считал представителем Христа на земле, из рук которого он принял ответственность за Священную Римскую империю.

События 14 века, начиная с перемещения резиденции Папы Римского из Рима в Авиньон, голодные годы, землетрясения и эпидемия чумы, а также власть двух Пап Римских, в глазах верующих соответствовали великим трагедиям, описанным в Откровении святого Иоанна. Не удивительно, что Карл при вступлении на римский и чешский трон видел в событиях своего времени знамение приближающегося Страшного суда.
Bohumil Vurm, Zuzana Foffová

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты