гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Священные помещения Карлштейна
Крепость Карлштейн строили постепенно, с 1348 по 1365 гг. по местному и французскому образцам в виде дворца и двух жилых башен. Крепость имеет трехступенчатую структуру, в низшей сфере которой находится императорский дворец, в средней - малая башня с часовнями Девы Марии и св. Катержины (реликвий Страстей Христовых), и в самой высокой - большая башня с часовней святого Креста. На особое назначение крепости указывают несколько сакральных помещений.
Генеалогическое древо, содержащее 65 лиц, было изображено в 1355-1357 гг. О его содержании сейчас можно судить еще по двум источникам - хронике брабантского летописца и посла при дворе Вацлава IV Эдмунда де Динтера и так наз. Реляциям о ремонте крепости Карлштейн 1597 года выпуска.
Из зала для аудиенций был вход в императорскую опочивальню с часовней и преветом (туалет в виде эркера в стене и отверстием снизу). В полуциркульной башне на каждом этаже дворца были часовни (св. Вацлава и св. Пальмация), которые обрушились в 16 веке. Часовня св. Микулаша на втором этаже, по сведениям итальянского летописца Джованни Мариньолы, украшена настенными росписями с сюжетом чуда со святыми мощами св. Микулаша. Этот случай произошел с Карлом в монастыре св. Анежки Чешской. При посещении монастыря король повелел показать ему реликвию - палец св. Микулаша, от которого он хотел получить небольшой кусочек. Когда он отломил эту часть, палец начал кровоточить. Для украшения личной дворцовой часовни, вероятно, на третьем этаже, был предназначен диптих «Мадонной и аллегория Боли» работы Томмазо да Модена.
Учредительный документ - исключительный источник для понимания значимости Карлштейна. Кроме иного, в нем отмечены реликвии Страстей Христа, которые были в собственности Карла. Самыми ценными были частички Святого Креста, Священное копье Лонгина и гвозди, которыми Христос был прибит к кресту. Копье входило в состав императорских реликвий (reliquie imperialis), которые Карл получил от наследников Людвика Баворского. Поэтому по просьбе Карла Папа Римский Иннокентий VI установил для немецкого и чешского государств Праздник копья и гвоздей Господа, отмечавшийся в пятницу после Пасхальной недели. Он признал сокращение наказания за грехи на три года и три квадрагены (40х3=120 дней) покаяния тем кающимся и приверженцам, которые посетят в этот день костел или часовню, где хранятся эти святыни. Это распространялось и на Карлштейн. В упомянутом большом зале в башне Карл приказал обустроить и 27 марта 1357 года освятить два священных помещения в честь Девы Марии и Реликвий Христовых Страстей, как об этом написано в учредительной грамоте карлштейнского капитула.
Часовня Девы Марии имеет прямоугольную форму, не сохранившаяся алтарная менза (престол) первоначально находилась у южной стены. Стены часовни украшают фрески так наз. апокалиптического цикла, завершающегося сюжетом Жены, облечённой в солнце.
Продолжение цикла было не на восточной стене, а на южной (всадники Апокалипсиса), где цикл был нарушен прорезанным в конце 16 века окном. После этого серия продолжается на восточной стене. Сюжет Апокалипсиса здесь изображен последовательно в четырех рядах. Нижний ряд создан иллюзорной архитектурой с парапетом. На восточной стене не сохранился верхний ряд фресок, но остались соответствующие им тексты. Здесь следующие сюжеты:
В высшей сфере на южной стене первоначально были настенные росписи с изображением Наисветлейшей Троицы, короля Карла IV и его жены Бланки Валуа. На западной стене - фигуры апостолов и двух следующих жен Карла, о чем повествуют сохранившиеся надписи. Там не была изображена его четвертая жена Альжбета Поморжанская, на которой он женился в 1363 году. Карлштейнский апокалипсис выполнил не один художник, над ним работало несколько мастеров. С точки зрения изобразительного искусства цикл находится в начале так наз. мягкого, или пластического стиля, который преодолел более старший линейный стиль. Мастер, исполнивший роспись на восточной стене, был хорошо знаком с иллюстрированием книг. Он очень деликатно «сделал монументальными» масштабные сцены битв с сюжетами Освобождения четырех ангелов у реки Евфрат и Бой ангелов с дьяволом. Наиболее явная склонность к пластическому стилю заметна на южной стене у всадников Апокалипсиса. Другой живописный принцип представляют росписи на западной стене. Особенно у летящей в пустыню женщины видны элементы (дематериализация тела, паучьи пальцы), которые открывают путь к стилю Мастера Тршебоньского алтаря.
В сюжетах изображен французский король Жан Добрый или его сын дофин Карл, передающий Карлу IV два шипа из тернового венца Христа и часть древа Креста. Во втором сюжете Карлу IV дарит, вероятно, византийский император Иоанн V Палеолог (венгерский король Людвик или Петр I Лузиньян?) неизвестную реликвию (губка, которая была смочена уксусом, когда Христа мучила жажда?). В последней сцене Карл укладывает упомянутые реликвии в золотой крест-реликварий, которым можно считать сохранившийся до наших дней крест Чешского королевства. Этот крест определенное время хранился в часовне Реликвий Христовых страстей, обычно называемой часовней св. Катержины. Сюжеты с реликвиями идейно связаны с Апокалипсисом. Причиной могут быть эсхатологические (связанные с концом первого тысячелетия) прогнозы о приходе Антихриста. Об этом размышлял и Карл IV. Он даже пришел на проповедь Яна Милича из Кромержижа об Антихристе, во время которой проповедник объявил Карла бестией из Апокалипсиса. Орудием борьбы Карла против Антихриста были реликвии, связанные с Христовыми страстями, которые обладают священной силой. Поэтому с Апокалипсисом связаны Сюжеты с реликвиями. Оконную нишу украшают настенные росписи с марианскими (Смерть Девы Марии, Коронация Девы Марии) и христологическими сюжетами (Сошествие Христа в ад, Вознесение Христа, Ниспослание Духа святого). На южной стене оконной ниши выполнена роспись Воскресение Господа. Под ней находится sepulchrum (могила - здесь помещение для реликвий) с реликвиями и их перечнем на латыни. Это часть камня из могилы Христа и могилы Девы Марии, фрагмент яселек Христа, реликвия с Последней вечери, реликвия с места, где Фома Неверующий коснулся ран Христа, куски камня с места, откуда Христос вознесся на небеса, с места, где умерла Дева Мария. Под сепулькрумом находится большой крест, выполненный из драгоценных камней.
По узкому проходу, облицованному драгоценными камнями и декорированному фреской с сюжетом Наисветлейшей Троицы в виде Трона милости и фигурой ангела с кадилом можно пройти в часовню св. Катержины, завершенной двумя полями крестового свода. Замковые камни сводов декорированы розовыми цветами и покрыты драгоценными камнями. В центре замкового камня, который ближе к восточной стене, сохранилась античная камея с головой Медузы. Часовня св. Катержины в нижней части была облицована драгоценными камнями, в верхней - фресками с изображениями апостолов с крестом в руках и покровителей Чехии. Передняя сторона алтарного престола украшена росписью с Распятием. Распятие было также на витраже в окне часовни, в другом окне был витраж с Arma Christi (Орудиями Страстей Христовых), сохранившийся только частично. На притолоке в интерьере часовни находится фреска с сюжетом Exaltatio Crucis (Воздвижение Креста), на которой Карл IV, подобно императору Константину, с супругой Анной Свидницкой поднимают Святой Крест.
Часовня первоначально была декорирована фресками с изображением апостолов и чешских покровителей, направляющихся к алтарю. Каждый апостол держал в руке крест. Кресты и ныне украшают потолок часовни. Нетрудно представить себе на алтаре крест-реликварий Чешского королевства, упомянутый в булле об индульгенциях 1359 года, в который Карл поместил драгоценные реликвии.
На восточной стене на уровне глаз сохранился ряд с головами части коллегиума апостолов и чешских покровителей. Это случилось, потому что здесь была помещена реликвия - доска из повозки, на которой перевозили тело св. Вацлава из Старого Болеслава на Пражский град.
Многократно варьированный сюжет креста указывает на назначение часовни как хранилища креста-реликвария. В эту часовню приглашались единичные посетители, для которых Карл попросил у Папы Римского индульгенции. Первая просьба датирована 18 мая 1357 года. В ней Карл просит о выдаче индульгенций для посетителей королевской часовни в меньшей башне на Карлштейне. Вторая просьба от 2 декабря 1357 года (третья от 21 декабря 1357 года), касается индульгенций к кресту-реликварию, который для Карла изготовили пражские ювелиры. Папа Римский Иннокентий выдает индульгенции к кресту грамотой от 5 апреля 1359 года, в которой перечисляет реликвии, вложенные в крест: часть древа Креста, часть гвоздя, часть губки и два шипа. Самым важным и самым красивым священным помещением на Карлштейне является часовня Реликвий страстей Христа, находящаяся на третьем этаже большой башни. О ее значимости свидетельствует то, что в нее смели войти только самые высокопоставленные лица двора, а мессу здесь мог служить только епископ с правом понтификалия. Согласно хронике Бенеша Крабице из Вайтмиле часовня была освящена в воскресенье после праздника Очищения Девы Марии (Сретения), т.е. 9 февраля 1365 года. Она должна была служить хранилищем императорских и чешских реликвий, а также коронационных регалий: «Во всем свете нет крепости и часовни такой прекрасной работы, и по праву, потому что в ней хранились императорские регалии и сокровища всего королевства». Прототипов для такой часовни в Европе немного. Во время поездки в Рим Карл IV, вероятно, посетил личную часовню Папы Римского Sancta sanctorum в Латеранском дворце или декорированную мозаикой прекрасную часовню св. Зенона в базилике Santa Prassede (св. Пракседы), в которой показывают колонну, к которой был привязан Христос во время Бичевания. В Париже Карл восхищался Sainte-Chapelle (часовня-реликварий Сент-Шапель). Часовню-реликварий византийских императоров, облицованную мрамором и драгоценными камнями, в 1204 году видел француз Робер де Клари. Карл мог слышать о ней.
Лестница декорирована фресками с сюжетами преданий о св. Вацлаве и св. Людмиле, а также «пршемысловской» родословной Люксембургов. Серии разворачиваются в противоположных направлениях - о св. Вацлаве снизу вверх, о св. Людмиле - сверху вниз. На своде лестницы можно увидеть ангелов, что наводит на мысль, что лестница символизирует лестницу Иакова (scala Jacobi, scala coeli), как отметила Милада Студничкова. Идея украшения лестницы сериями о свв. Вацлаве и Людмиле, вероятно, принадлежит самому Карлу IV, потому что по матери он происходит из «семьи св. Вацлава». Впрочем, сам Карл в 1355-1358 гг. составил на латыни легендарную автобиографию св. Вацлава (Hystoria nova de sancto Wenceslao martyre, duce Bohemorum Romanorum regem Bohemiae compilata), в которой подчеркнул благочестивые поступки святого. В легенде император проецирует свою личность на личность св. Вацлава, хочет быть, как и он, правителем, который свое благочестие доказывает поступками. При написании Карла вдохновляли более ранние легенды: Crescente fide christiana, Vita et passsio sancti Wenceslai et sanctae Ludmilae ave eius; Чешская хроника Космаса (Chronica Bohemorum) и хроника Далимила. Остается вопрос, когда эти росписи были выполнены. Напрашивается вывод, что до 1365 года, однако нельзя исключить и 1365-1367 гг., как отметил Иво Глобил. В последних сценах обоих циклов видны коленопреклоненные фигуры правителя под аркадами. К сожалению, невозможно судить об их первоначальном виде, т.к. в 1897-1899 гг. искажены незначительными правками. Изображенные персонажи представляют собой семью Карла IV, некую родословную чешских Люксембургов в ветви Пршемысловичей. Зарисовки в Вольфенбюттельских картуляриях (сборнике документов) считаются копиями упомянутой серии правителя. Серии св. Вацлава и св. Людмилы являются исключительной реликвией и с художественной точки зрения. Видно, что обе фрески не являются работой одного автора, это общее стремление найти естественные взаимоотношения фигуры и пространства. Об итальянской школе мастеров, работавших над сериями на лестнице, свидетельствуют и некоторые детали. Лестничную площадку перед входом в часовню украшают росписи Плата Вероники и Карла IV, укладывающего реликвии в алтарь в присутствии трех епископов и трех женщин с коронами на головах. Сейчас здесь находятся копии. Плат символически охраняет вход в часовню Святого Креста. Подобное место он занимает и на Золотых воротах кафедрального собора св. Вита. Не совсем понятна значимость сюжета с Карлом IV, епископами и королевами перед алтарем с крестом. Это либо изображение литургического обряда освящения часовни Святого Креста, либо торжественное перенесение реликвий в часовню, что можно предположить по изображению креста-реликвария и реликвария в виде домика на алтаре.
Прямоугольное помещение часовни Святого Креста разделено на две части решеткой с аркой, на которой висело 12 драгоценных камней. Слабое освещение часовни обеспечивается тремя окнами, заполненными кремнистыми самородками, вставленными в стекло. Декор стен оформлен в три ряда. Росписи нижнего ряда имитируют облицовку мрамором, во втором - дерево, инкрустированное крестиками из драгоценных пород дерева. «Земную» от «небесной» сферы отделяет полоса из сотен вертикально направленных заостренных штырей, в углах и оконных нишах расположенных горизонтально. Эти штыри не служили для насаживания на них свечей, это было символом тернового венца Христа.
Свод часовни украшен золотыми звездами, Солнцем и Луной, покрытые выпуклыми стеклянными пластинками. Оконные ниши украшены фресками, с которыми связаны размещенные здесь образы на иконных досках. Левую нишу украшает сюжет «Поклонение 24 старцев Апокалипсиса» с «Явлением Бога Апокалипсиса». Роспись Поклонения 24 старцев отличается локальной цветовой гаммой, ее связывают с именем Микулаша Вурмзера из Страсбурга. Роспись Явления апокалиптического Бога выполнена в технике гризайль и связана с мастером Теодориком. В левой оконной нише было изображено Второе пришествие Христа, а в противоположном - Первый приход Спасителя, представленный сюжетами Благовещения, Встречи Марии и Елизаветы, Поклонения трех королей с криптопортретом Карла IV. Третью нишу украшает сильно поврежденная фреска мастера Теодорика с сюжетом Угощение в доме Симона, Воскрешение Лазаря и Noli me tangere (Не прикасайся ко мне). Относительно сюжетов можно предполагать, что в формулировании иконографии принимал участие архиепископ Арношт из Пардубиц, большой почитатель Марии Магдалены. Автором росписей в технике гризайль в обеих оконных нишах с большой вероятностью является мастер Теодорик. Росписи отличаются грандиозностью и пластичностью, формы созданы краской. Стены часовни украшают 129 (было 130, один утрачен) изображений на иконных досках работы мастера Теодорика и других мастеров, из мастерской Теодорика или тех, которых как членов пражского братства художников св. Лукаша пригласил к сотрудничеству мастер Теодорик. На иконных досках изображены пророки, святые и ангелы, сгруппированные согласно иерархии небесного воинства Христова или победоносной церкви (Ecclesia triumphans). Несомненно, что должен был существовать подробный проект расположения образов, потому что между святыми существует сложная взаимосвязь. Под образами на алтарной стене встречаются рисунки полуфигур святых в рамах, которые, вероятно, служили для проверки подходящих размеров портретов святых, а не синопией (эскизом) для росписи.
На остальных стенах можно увидеть святых дьяконов, епископов, монахов, Римских Пап, мучеников, мучениц, приверженцев веры, дев, вдов, рыцарей и чешских покровителей, включая Пять святых братьев (Бенедикт, Матоуш, Ян, Изак, Кристин, преемники дела св. Войтеха на территории Польше). Особой группой, вероятно, связанной с королевским заказом, являются святые короли, некоторых из которых можно идентифицировать по гербам (св. Штепан, св. Людвик). В центре этого изображение доминирует изображение св. Карла Великого (с небольшой короной на голове), покровителя императоров Священной Римской империи.
На западной стене на оконных откосах помещены изображения четырех отцов церкви у кафедры, олицетворяющих vita aktiva (активность), а над ними изображения святых отшельников, представляющих vita contemplativa (созерцательность). На иконной доске Распятия, здесь исключительно в самой росписи, а также в рамы ряда следующих портретов святых были вложены святые мощи. Таким образом, святой присутствовал здесь и своим идеализированным изображением, и телесно. Из ранних записей (Богуслав Бальбин) известно, что в часовне висел мнимый дракон св. Иржи, а в действительности крокодил, а в стенах были вложены олифанты (средневековый декорированный рог из слоновой кости) - предположительно трубы, звуком которых евреи разрушили стены Иерихона. Поэтому о карлштейнской часовне можно говорить как о часовне-реликварии.
Более сложным является вопрос о характере и происхождении стиля мастера Теодорика. Ранние источники осторожно предполагают Италию и Францию. Для росписи Теодорика, как настенной, так и на иконных досках, характерна монументальность форм. Полуфигуры святых на досках в часовне Святого Креста на Карлштейне заполняют все живописное пространство, часто изображение переходит на раму и создает впечатление совершенной иллюзии. Эффект усиливает абстрактный фон изображений с упорядоченным пластическим декором, который в большей мере появляется во Франко-Фландрии. Здесь превосходство цвета, с помощью освещения тонко моделируются могучие лица. Типичным являются исполненные натуралистически руки с толстыми пальцами и выразительными венами, большие выпуклые носы. Мастер Теодорик продолжал на Карлштейне то, что начал французски ориентированный придворный художник императора Карла IV Микулаш Вурмзер из Страсбурга, упомянутый в документах 1359-1360 гг. Jan Royt |
гл.страница | легенды | мистика | старая прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|