гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты



Император Карл IV

Карлштейн как крепость святого Грааля

Так это или нет? Кто найдет ключ и откроет замок? На самом Карлштейне лежат связки разных «ключей», но который из них откроет «замок»? Который приведет к ответу на вопрос, почему вообще Карл IV приказал построить свой Карлштейн? Или этих замков, т.е. вопросов много

Каменная жемчужина
Начнем с самого основного. Было ли основание Карлштейна чем-то исключительным? Акт основания как таковой точно не был ничем особенным. Многим известны постройки, у истоков которых стоял этот великий правитель. Например, Карлов мост, университет, храм св. Вита, Нове Место пражское, костел Девы Марии в Нюрнберге, Карлштейн, закладной камень которого по приказу императора положил архиепископ Арношт из Пардубиц 10 июня 1348 года.

Карлштейн
Карлштейн
На первый взгляд эта дата не представляет собой ничего особенного. Достаточно посмотреть, у кого в этот день святки. Это Гита, сокращенный вариант от Маргариты, у которой тот же корень слова, как и у Маркеты. Св. Маркета была любимой святой Карла IV. Подобно св. Иржи, она прославилась тем, что победила дракона, т.е. дьявола. Однако ее праздник приходится на 13 июля (Св. Маркета бросила серп в жито, рожь). Вероятно, Карл IV не замышлял почтить эту святую прямо, но хотел обратить внимание именно на эту основу ее имени - маргарита, или жемчужина.

Предположим, что Карлштейн должен был стать жемчужиной. Это слово само по себе представляет целую палитру различных значений - драгоценность, раритет, чистоту, совершенство. Также и «сокровище», скрытое внутри неприметной раковины. Если пойдем еще дальше, этой крепкой и обычной скорлупой могут быть крепостные стены, а сокровищем, или жемчужиной, то, что скрывается за ними. Было ли это сокровище когда-либо действительно доставлено на Карлштейн? И что бы это могло быть?

Образ небесной крепости
Вероятно, Карл IV задумал строить Карлштейн первоначально как свою представительскую резиденцию, чтобы отметить свой титул. Поэтому и назвал его «для большей славы», как написано в учредительной грамоте крепости, и построил его на расстоянии одного дня езды от своего столичного города - около 30 км от Праги. Так было в 1348 году.

Однако через два года император получил на турнире очень серьезную травму позвоночника, вызвавшую паралич на несколько недель, перелом челюсти и утрату передних зубов. Так рыцарь, который не избегал светских утех, во время продолжительного беспомощного пребывания в постели стал духовно ориентированным человеком со сгорбленной спиной. Он уже рассматривает Карлштейн не как свою императорскую визитку, а собирается посвятить его духовности. Поэтому и меняет свои первоначальные указания относительно строительства.

Карлштейн
Карлштейн
В первую очередь решает с помощью двух башен подчеркнуть его сходство с мистической, тоже двухбашенной небесной крепостью (городом) Сионом. Намеревается разместить здесь императорские коронационные регалии. Зал для застолий (?) превращает в костел, освященный в честь Девы Марии.

Отделка полудрагоценными камнями должна воспроизводить великолепие небесного города, сцены из Апокалипсиса - вызывать надежду и страх перед окончательным расчетом Бога с человечеством - Страшным судом. На этом священном месте, а конкретно в Большой башне, император запретил сексуальные отношения между мужчиной и женщиной, включая и супружеские. Позже это разрослось до запрета пребывания женщин на территории всей крепости, что Ярослав Врхлицкий отразил в своей комедии «Ночь на Карлштейне».

Исходя из этого, можно предполагать, что Карл IV надеялся, что ему как рыцарю со временем удастся получить и самую драгоценную реликвию - Святой Грааль - чашу, в которую была собрана кровь из ран распятого Христа. Он даже старался эту реликвию привлечь ближе к себе, потому что Грааль сам выбирает, кому из избранных явиться. Поэтому Карл построил для него великолепную крепость, свою рыцарскую жизнь превратил в набожную, особенно после той роковой травмы на турнире, вообще устранил в крепости возбуждающее присутствие женщин и секса. Также стремился отметить, что он сам относится к числу избранных и посвященных, т.е. достойных явления Грааля.

Неприметные попугаи
Вероятно, такова миссия Сюжетов с реликвиями в костеле Девы Марии, написанных в 1357 году. На них Карл IV получает ценные реликвии.

Чехия. Крепость Карлштейн. Сцена с реликвиями в костеле Девы Марии
Сцена с реликвиями в костеле Девы Марии
В первом сюжете французский дофин Карл, будущий король Карла V, передает ему крестик, изготовленный из древа Креста Христова и два шипа из его тернового венца. Во втором сюжете Карл IV принимает, вероятно, от мантуанского герцога Людвика Гонзаго часть губки, которая была пропитана уксусом и подана Христу на Кресте для утоления жажды. В третьем сюжете Карл IV укладывает эти реликвии на алтарь.

Почему бы подобным образом, согласно древнему утверждению, что подобное притягивает подобное, не мог бы «получить» и Святой Грааль? Чтобы Божье провидение не запуталось в этих персонажах, император обозначил себя как этого избранного. Для этого в первом сюжете он использовал мантию с изображением зеленых попугаев, в то время невиданных в Европе. Во втором сюжете он одет в мантию королевского пурпурного цвета, а в третьем - с золотыми королевскими лилиями.

Чехия. Крепость Карлштейн. Сцена с реликвиями в костеле Девы Марии. Карл IV в мантии с попугаями
Карл IV в мантии с попугаями
Если размышлять о мантии с попугаями, вероятно, она была сшита из материала, вытканного где-то в Италии, возможно, на Ближнем Востоке. Если она попала в Центральную Европу, почему бы и Грааль не мог здесь оказаться?

К тому же попугай считался символом марианского почитания, потому что единственный из птиц и животных может произнести слово Ave. А его зеленый цвет указывает на возможность желаемого мистического перехода Святого Грааля между мирами. В соответствующее место, усилиями подходящего человека - на Карлштейн благодаря Карлу IV. Возможно, эти неброские попугаи и являются тем важным ключом к разгадке тайны Карлштейна.

Можно рассматривать мантию, сшитую из экзотической ткани с попугаями, просто как проявление некоторого тщеславия в одежде, которым Карл отличался в молодости. Однако после его тяжелой, почти смертельной травмы в 1350 году напрашиваются объяснения мистического характера.

Орнитологи не имеют единодушного мнения о породе попугаев, вероятно, это птицы из породы «александр». То, что это имя принадлежит и одному из величайших средневековых королей, наверно, уже совпадение.
Jitka Lenková

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты