гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки Контакты



Император Карл IV

Карл IV, Кола ди Риенцо, Франческо Петрарка и Азиатские братья

На первый взгляд что общего у европейского правителя с Азией? Однако нашелся человек, который эту связь проследил и назвал Карла IV членом тайной секты Азиатских братьев. Это был писатель Густав Майринк (1868-1932), по мнению которого Азиатские братья основали Прагу.

Итальянские интриги
В своей новелле «Невидимая Прага» (1930) Майринк пишет, что в старые времена до княжны Либуше - по Майринку, примерно в 700 году - на место, где сейчас расположены Градчаны, пришли семь монахов из Азии. С какой-то тайной целью они посеяли там рис, что могло также быть и «можжевельником гномов», растущим вертикально и приобретающим странные формы. Эти монахи были из секты Азиатских братьев, которую называли дьявольской. Также она называлась «Братство Сат Бхаи», или «Сат Бхаи и Сикха». Эта секта, вероятно, находилась в городе Аллахабад в Индии, причем название этого города означает «порог». Секта отправила своих людей, чтобы они основали семь городов, и каждый из них содержал в названии «порог». Согласно Майринку, эта секта существовала еще в 1760 году, а ее последним магистром был, якобы, граф Шпорк. Здание ложи секты стояло в Индржижской улице на месте нынешнего главпочтамта. Членами ложи были Карл IV, Кола ди Риенцо, Петрарка.

Более подробный анализ этой новеллы покажет, что эта версия основания Праги не более чем фантазии Майринка. Однако настораживает факт, что Карл IV (1316-1378) и Кола ди Риенцо (1313/4-1354) были знакомы лично, что ди Риенцо знал Франческо Петрарку (1304-1374), а Петрарка переписывался с Карлом IV и позже встречался с ним.

Многообещающее пророчество
Кола ди Риенцо
Кола ди Риенцо
Кола ди Риенцо, полным именем Николло ди Лоренцо Габрини, потерпев неудачу в политике, прибыл в Прагу в конце июня 1350 года. Итальянский гуманист и нотариус попытался реализовать свои идеалы и оживить в Италии политическое устройство по образцу древней Римской империи, которой очень восхищался. Хотя на короткое время ему как трибуну удалось захватить Рим, но власть он не удержал, Частично и потому, что поддерживал ремесленников в ущерб торговцам и дворянству. После свержения его через несколько месяцев власти, он скрывался сначала в окрестностях, а в 1348 году уединился в монастыре. Обвинение в ереси и угроза инквизиции вынудили его отправиться в Чехию, где он в дорожной одежде позволил себе предстать перед Карлом IV, потому что знал о его интересе к Италии.

Образованный и харизматичный Кола изложил КарлуIV свое видение нового устройства Европы в духе ныне уже практически неизвестного Ангельского пророчества. Согласно нему в Европе должен править ангельский Папа Римский и набожный император, а также должно начаться возрождение развращенной церкви и всего общества. Император выслушал планы Колы, которые предлагали начать с завоевания и объединения Италии. А с этим как раз была проблема. У Карла не было интересов в Италии. Он хорошо помнил, как со своим отцом Яном Люксембургом безуспешно пытался расширить границы владений Люксембургов за счет северной Италии. Теперь у него возникли сложности с Папой Римским Климентом VI (Пьер Роже, 1291-1352), бывшим другом и учителем, который был против его коронации римским императором в Риме. Карла не радовало, что Папа Римский неоднократно настаивал на выдаче ди Риенцо как «дьявольского еретика».

Победа реализма
Франческо Петрарка
Франческо Петрарка
Карл IV не только осознавал политическую реальность и в первую очередь руководствовался своими интересами. Поскольку и сам был мистического склада, отдельное пророчество, тем более целенаправленно акцентированное, не могло оказать на него воздействие. Поэтому он решил интернировать Колу при своем дворе и в удобный момент за определенные уступки выдать Папе Римскому.

У Колы ди Риенцо как еретика не было выбора. И когда в сентябре 1350 года его перевезли в архиепископскую тюрьму в Роуднице-над-Лабем. Осенью 1350 года Карл был тяжело ранен на турнире и в результате травмы шейных позвонков оказался парализованным. Его активность на международной арене остановилась, а упорный Папа Римский продолжал сопротивляться его коронации. Когда 25 февраля 1352 года Папа Римский проклял Колу ди Риенцо, Карл IV решил подождать более подходящего момента для коронации. Невзирая на письма Петрарки, содержавшие такие же идеи и предложения, как и ди Риенцо, Карл IV решил выдать своего итальянского заключенного Папе Римскому.

В Авиньон к Папе Римскому ди Риенцо прибыл под вооруженным конвоем в августе 1352 года. Там с ним как с заключенным и еретиком, которого проклял Папой, обходились на удивление неплохо, благодаря ходатайству Петрарки. Неожиданный и важный поворот в его судьбе произошел в декабре того же года, когда скончался Папа Римский Климент VI. Его преемник Иннокентий VI не только освободил Кола ди Риенцо, но и отправил его в Рим в качестве своего посланца. Кола ди Риенцо не справился с заданием, его власть была свержена в дни, полные ужаса и казней, он заслужил прозвище «тиран», и 8 октября 1254 года был убит разъяренной толпой.

Приблизительно в то же время Карл IV при поддержке нового Папы Римского отправился в римскую коронационную поездку. Папский легат короновал Карла и его супругу Анну Свидницкую 5 апреля 1355. Даже если он на какой-то миг и поддался идеям Кола ди Риенцо и Петрарки, то они не оказали влияния на его деятельность, и после личного знакомства с Петраркой, сначала в Италии в 1356 году, а позже в Прагу, куда он пригласил поэта.

Неизвестно, о чем они говорили, вспоминали ли уже умершего Колу ди Риенцо, сердился ли Петрарка на Карла за то, что выдал его Папе Римскому. Осталось в памяти, что этих трех выдающихся человек 14 века объединяло что-то общее. Однако вряд ли членство в секте Азиатских братьев. Состояли ли они в каком-то другом тайном обществе, осталось тайной.
Jitka Lenková

гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты