Превознесение чешского языка
Исходя из привилегии от мая 1346 года, которой Папа Римский Клемент VI утвердил намерение Карла служить в Праге мессы и проповедовать на славянском языке, в 1347 году был основан монастырь бенедиктинцев На Слованах. Карл приказал возвести выдающуюся постройку Нового Места пражского на скалистом пригорке над Влтавой. Было видно, что монастырский костел Девы Марии, св. Иеронима и славянских покровителей (Кирила, Мефодия, Войтеха и Прокопа) предназначался для большого количества людей. По некоторым оценкам он должен был вмещать до двух тысяч верующих.
О важности этого места свидетельствует и монументальный декор монастырского клуатра (крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад). Размер, содержание и качество этой постройки не имеют себе равных в Праге. Выдающиеся росписи возникали одновременно с отделкой крепости Карлштейн и кафедрального собора на Пражском граде. Над ними работали те же мастера - Микулаш Вурмстер из Страсбурга, мастер Освальд и другие, имена которых нам неизвестны.
Строительство монастыря и костела продолжалось более 20 лет и было завершено в начале 1372 года. В пасхальный понедельник, 29 марта 1372 года, архиепископ Ян Очко из Влашима освятил костел, а сравянский аббат Павел I Медведь отслужил мессу под короной, т.е. аббатской митрой. На торжестве присутствовали Карл, его сын и король Вацлав, остальные члены семьи, весь двор, аквилейский патриарх в должности легата Папы Римского, архиепископы, епископы, курфюрсты, князья и посланники со всех уголков Европы. Во время церемонии читали из Евангелия о встрече воскресшего Христа с учениками в Эмаусе, поэтому монастырь с костелом получил название Эмаузы.
Монастырский костел был освящен в честь Бога и его Матери, наисветлейшей Девы Марии, во славу и честь свв. Иеронима, Кирила, Мефодия, Войтеха и Прокопа - покровителей Чешского королевства, мучеников и приверженцев веры. Монастырь должен был стать центром, откуда учение на славянском языке распространялось бы по всему королевству. Не удивительно, что костел был освящен в честь чешских святых.
Славянские вероучители Кирил и Мефодий стали покровителями Моравии. Св. Войтех погиб на скалистом мысе у Балтийского моря, будучи миссионером среди прусских славянских язычников. Прокоп был основателем и первым аббатом Сазавского монастыря, где служили мессу на славянском языке. Иероним, которого родители отправили в Рим для получения образования, считается славянином и талантливым знатоком христианских языков. Карл IV в документе 1347 года пишет, что новый пражский монастырь основан в честь св. Иеронима, «знаменитого доктора, превосходного комментатора и переводчика Святого Писания с еврейского на латинский и славянский языки, от которого происходит славянская речь нашего Чешского королевства».
Карл и многие другие верили, что прародина Чехов находится на берегу Адриатического моря, поэтому старый славянский язык считался первоначальных языком чехов. Карл приписывал заслугу превознесения славянского языка хорватским (глагольским) монахам: «Наш чешский язык вами украшен лоском чести». Спустя три года, по пути в Рим в феврале 1355 года он с почтением отзывался о славянских языках, когда царю сербов и греков Штепану Душану пишет, что оба разговаривали на благородном славянском языке.
Поднятию чешского языка в Праге способствовало ее расширение Новым Местом. Новые жители, занявшие 2/3 территории, в отличие от обывателей Старого Места, говорили преимущественно на чешском языке.
Bohumil Vurm, Zuzana Foffová
|