гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты



Император Карл IV

Коронационный регламент Карла IV

Коронационный регламент
Регламент коронации чешских королей и королев, авторство которого присуждается чешскому королю и римскому императору Карлу IV, стал важной частью идейной концепции Карла по укреплению политического положения Чешского королевства и его автономии в средневековой Европе.

Спитигневова базилика свв. Вита, Вацлава и Войтеха до 1356 года
Спитигневова базилика свв. Вита, Вацлава и Войтеха до 1356 года
Церемония коронации Карла Люксембурга чешским королем и французской принцессы Бланки Валуа чешской королевой происходила 2 сентября 1347 года, а церковное богослужение проводил первый пражский архиепископ Арношт из Пардубиц. Основная часть обряда проводилась на Пражском граде в тогда еще романской базилике св. Вита, построенной Спитигневом, т.к. строительство готического кафедрального собора началось всего лишь на три года раньше. Весьма вероятно, что Карл приказал составить Регламент коронации чешских королей (Ordo ad coronandum Regem Boemorum). Это была не совершенно новая церемония, а первоначальный обряд коронации Пршемысловичей, написанный на основе коронационных правил римских королей и дополненный частями из французской коронации.

Карл еще заранее приказал изготовить Святовацлавскую корону, которая навсегда стала символом Чешского государства и статуса правителя. На литургию коронационной церемонии была спроецирована продуманная Карлом идеологическая программа с глубоким духовным смыслом - князь воскрешен к новой высшей жизни, освящением и помазанием возвышен до короля, представителя Иисуса Христа на Земле. И как король должен следовать за Христом, королем королей, и своим добрым правлением прийти к спасению.

  Канун коронации
Регламент коронации чешского короля - это, вероятно, тщательно подготовленный и осуществленный церемониал Карла IV к его собственной коронации 2 сентября 1347 года (должность занимал с 26 августа 1346 года). Положение Карла позволяло ему вносить изменения в его порядок. Это последовательность отдельных литургических действий со специфическим значением.

Первая часть кануна коронации - Бдение, вечернее богослужение перед днем коронации. Сначала пражский архиепископ с наивысшими прелатами, князьями и дворянами Чешского королевства сопровождают князя, который должен быть коронован на короля, на Вышеград, чтобы здесь помолиться. Хроника Пршибика Пулкавы из Раденина 1364-1374 гг., придворного летописца Карла, описывает на основании предания о приглашении Пршемысла Орача от плуга, что будущий правитель должен почтить пршемысловские реликвии на Вышеграде. Когда Пршемысла вели к княжне Либуше, он взял с собой лыковые лапти и мошну (мешочек с деньгами), пожелав, чтобы они навеки хранились на Вышеграде.

Пршемысл Орач
Пршемысл Орач
Это предание записано в хронике Космаса и изображено на настенных росписях в романской ротонде св. Катержины в Зноймо. Мошна и лапти веками хранились на Вышеграде в княжеской комнате, вероятно, на месте несохранившейся романской базилики св. Вавржинца - до начала гуситских войн 1420 года.

 Мошна играет евхаристическую роль - в ней лежала простая пища, хлеб и сыр, которые Пршемысл подал своим дружинникам. Лыковые лапти должны напоминать о происхождении правящего рода из бедноты, в смысле равенства всех перед Богом. Поэтому вечером накануне коронации каноники и прелаты, едущие в процессии, укажут будущему королю лапти и повесят ему на плечо мошну, чтобы помнил, что произошел из бедных и не зазнавался.

Следовательно, можно предполагать, что Карл, в то время с 26 ноября 1346 года римско-немецкий король, на Вышеграде участвовал в церковном обряде, при котором поклонился лыковым лаптям и получил мошну Пршемысла Орача из рук каноников Вышеградского капитула. Молодой Люксембург этим подчеркнул факт, что является легитимным наследником на чешского троне как потомок Пршемысловичей со стороны своей матери, Элишки Пршемысловны.

Процессию на Вышеграде в канун коронации нужно понимать как часть систематически продуманного и пропагандируемого отношения молодого Люксембурга к отечественному пршемысловскому роду и традициям. С политической точки зрения это еще более важно, потому что Карл сам долго время был за пределами Чешского королевства, ему пришлось исправлять многое из правления своего отца Яна Люксембурга, а также Люксембурги были новой династией на чешском троне.

Далее коронационный регламент предписывает будущему чешскому королю вернуться из Вышеграда в столичный пражский костел и выслушать вечерню (вечернюю молитву). Возвращение Карла на Пражский град мог носить характер торжественной процессии, потому что его почетное сопровождение состояло из дворянства. Учитывая колонну прелатов, шествие могло напоминать церковную процессию, которая весьма вероятно шла с лучинами.

  Кроме того, дорога с Вышеграда лежала extra muros (за стенами), по территории только что основанного Нового Места пражского, а далее intra muros (в стенах) Старого Места. Она вела по так наз. Королевскому пути, по Юдитиному мосту, Малому Месту пражскому в еще одну романскую святовитскую базилику, которая в последующие годы уступила место строительству нового кафедрального собора.

При новой редакции первоначального пршемысловского обряда Карл IV хотел возвысить сакральный характер коронационного регламента. Вечерня означает переход от сферы, или от уровня профанного к духовному уровню. Она начинает часть церемониала, главными героями которого являются князь, архиепископ и постоянно присутствующий Христос. Ее характерной чертой является приближение и все более заметное уподобливание князя Христу. Этот процесс завершается помазанием и посвящением, что является сутью обряда коронации, который навсегда завершает светский ход жизни князя и начинает его измененную жизнь, священной особы короля Божьей милостью. Поэтому вечерня напоминает искупительную смерть Христа на кресте, а также и жертву Девы Марии, и князь участвует в ней с перспективой перемен. Несмотря на то, что вечерня не входит в другие коронационные обряды, в первую очередь, немецкие и французские, в редакции Карла она указывает на следование за Христом.

Согласно календарю Йозефа Эмлера на 800-2000 годы день коронации 2 сентября 1347 года приходится на воскресенье, а вечерня - на субботу. По окончании вечерни Карла торжественно отвели в празднично украшенную спальню и уложили спать. Утреннее шествие застигло его в постели, т.е. в положении, представляющем сон, но уже одетого для коронационного обряда. Так что сон понимался символически.

  Утреннее шествие из спальни к храму и алтарю Святого Креста
На следующий день рано утром, при первом звоне колоколов, собираются архиепископ, его епископы и иные прелаты в Пражском костеле, чтобы надеть облачение понтифика и взять регалии, соответствующие их положению. Потом они строятся в колонну, в которой понесут реликварий (plenarius), меч св. Вацлава, крест, кадильницу и освященную воду, чтобы проводить князя из его комнаты в костел.

  Они приходят к месту, где возлежит князь, облаченный наивысшим камергером Королевства чешского в королевские туфли, тунику (юбку) и открытую мантию (palliolum) в присутствии князей и дворян. Пражский архиепископ окуривает князя из кадильницы, кропит его освященной водой и поднимает его за руку, чтобы он встал. В этот момент один из епископов читает просительную молитву за князя. При этом князя почтительно берут с обеих сторон два епископа, у которых на груди висят священные реликвии (кресты), и остаются около него до конца обряда. Нет сомнений, что Карла таким способом торжественно отвели в литургической процессии до столичного костела к алтарю Святого Креста.

Пражский град в 1347 году
Пражский град в 1347 году

Во главе процессии пойдет архиепископ. Между епископом и князем, выходящим из спальни, постепенно построятся князья и дворяне, несущие королевские регалии - корону, жезл, державу, меч и другие предметы, которым камергер Королевства чешского тростью будет подготавливать путь. Все эти регалии с почтением возложат на алтарь св. Вита, когда войдут в костел.

Шествие двинется от спальни через королевский зал старого дворца и под звон огромного колокола выйдет через ворота напротив монастыря св. Иржи. Когда выйдут из комнаты, один из епископов начнет петь респонсорий (responsorium -  ответ хора на пение священника перед алтарем). Когда закончится респонсорий и князя почтительно поставят в центре костела перед алтарем Святого Креста, клир исполнит антифон и псалом.

После молитвы одного из епископов князь помолится святым мощам, положенным на алтаре Святого Креста. На этом алтаре, вероятно, стоял коронационный крест. Потом князь с процессией приступит к алтарю св. Вита, где сядет на подготовленный королевский трон, а остальные князья, епископы займут свои украшенные сиденья. Этим восседанием князя, клира и вельможей на престолы после входа в костел заканчивалась утренняя церемония.

Коронация чешского короля
Один из епископов начинал петь псалом Exaudiat te, потом читал: Domine, salvum, fac regem. Хор отвечал: Deus meus. Далее следовала молитва. Потом молитву читал следующий епископ. После этого звучала краткая проповедь - одна обращенная к духовенству, другая - к простому народу, а после нее - skrutinium (согласие правителя) и одобрение народа. После молитвы архиепископа и всех епископов князь и архиепископ со всем епископами ложились перед алтарем наземь в форме креста, и над ними исполнялась литания (молебные воззвания) ко всем святым. Последующие молитвы просят правителю милость и благословение, потом начинается месса, в которую вставлен сам обряд коронации, хотя и перед чтением Евангелия.

Коронация Карла IV чешским королем
Коронация Карла IV чешским королем (кадр из фильма)
Коронация Карла IV чешским королем
Коронация Карла IV чешским королем (кадр из фильма)

Литургии на мессе предшествует интроит, за псалмом следует вступительная молитва, чтение из апостолов от св. Петра. После апостолов, когда хор запоет градуал (песнопения грегорианского хорала), двое аббатов в инфулах (головной убор римских священников) возьмут в часовне св. Вацлава освященный елей, хранящееся в большом кубке, закрытом шелковой салфеткой, и с почтением понесут его под балдахином к алтарю св. Вита. Архиепископ с почтением и поцелуем примет у них этот кубок из рук и поставит его на алтарь.

После окончания Аллилуйи архиепископ приступает к помазанию правителя освященным елеем - в форме креста сначала на голове, потом на груди, между лопатками и на плечах. Хор тем временем поет антифон, повторяя его до окончания помазания. Помазание должно демонстрировать, что король был избран «милостью Божьей» и что ему передан дар Святого духа, чтобы он повел народ к спасению. Потом архиепископ читает молитвы. После их окончания следует облачение короля. Архиепископ благословляет subtile и далматику, далее с помощью остальных духовных лиц надевает на короля торжественное облачение и, наконец, помажет его руки на ладонях.

  Эта часть церемонии отчетливо инспирирована обрядом посвящения духовенства, т.к. символизировала, что король получил власть от самого Господа. За помазанием короля следуют евхаристические молитвы, правитель постепенно получает регалии своей власти. Архиепископ покрывает князя королевской мантией, благословляет меч, который король принимает из рук епископов, чтобы этим мечом вершил правосудие, защищал костелы, вдов, сирот и всех, кто служит Богу, потому что этот меч предназначен для охраны святой Божьей церкви. Опоясанный мечом король принимает от епископов браслеты как знак искренности, мудрости и Божьего окружения. После этого следует благословение королевского перстня и надевание его на руку. Король, назначенный главой и правителем королевства и народа, принимает перстень своего статуса, чтобы распознал в себе печать христианской веры, распространял и укреплял христианство, чтобы был счастлив в делах и богат в вере с королем королей.

Коронация Карла IV чешским королем
Коронация Карла IV чешским королем (кадр из фильма)
Коронация Карла IV чешским королем
Коронация Карла IV чешским королем (кадр из фильма)

Потом король берет меч, чтобы принести его в жертву на алтаре Богу. Присутствующий граф, самого благородного происхождения или наивысший среди остальных, выкупит меч, и выкупленный меч понесет перед королем.

Архиепископ передает королю жезл, стержень власти и правосудия, вместе с державой и произносит: «Пусть тебе отворит двери Иисус Христос, Господь наш, который о себе сказал: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется". Следуй за тем, кто ненавидит всякую несправедливость». Молитва после передачи жезла завершается словами: «Пусть за время его правления всегда входит справедливость, пусть с прелестной радостью он будет весел в вечном королевстве. Через Господа Христа. Аминь».

Король должен любить справедливость и ненавидеть зло, должен справедливо править доверенной ему страной и своим поведением быть подобным Иисусу Христу. Обязательство справедливого правления символизировано королевским жезлом согласно Святому Писанию:  «Престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих».

Коронация Карла IV чешским королем
Коронация Карла IV чешским королем (кадр из фильма)
Коронация Карла IV чешским королем
Коронация Карла IV чешским королем (кадр из фильма)

И, наконец, приходит очередь благословения королевской короны. Эта часть коронационного текста Карлова регламента посвящается Святовацлавской короне из драгоценных камней: «Как сама украшена различными драгоценными камнями, так пусть и твой служитель, носящий ее, будет наполнен, по твоей щедрой милости, дарами многих дражайших добродетелей». После благословения архиепископ кропит корону освященной водой и сам, или епископ, окуривает ее кадилом. Затем архиепископ перед всеми епископами возлагает корону на голову короля. Король осознает, что корона является прямым выражением священной славы, достоинства и отважного деяния. Он не должен забывать, что через нее участвует в служении священников как настоящий Божий последователь и решительный защитник Христовой церкви и королевства, данного ему от Бога, против всех врагов, и будет среди славных победителей украшен драгоценностями добродетелей и коронован вечным счастьем.

   Над уже коронованным королем произносится новая торжественная молитва, потом хор поет антифон, за которым следует синодальное благословение. Потом коронованного правителя епископы почтительно поведут от алтаря через хор к его трону, а хор при этом будет петь респонсорий.

Архиепископ посадит короля на трон и провозгласит: «Пусть Иисус Христос, наш Господь, король королей, что в вечном королевстве будешь царить вместе с ним». Весь собравшийся клир выражает радость и поет Te Deum laudamus, а народ будет петь «Господи, помилуй нас». Затем король торжественно произносит клятву и признание перед троном, перед лицом Бога, клира и народа, в котором обязуется править справедливо. На этом коронация заканчивается.
Miroslav Smaha
Реконструкция коронации Карла IV (видео 1 час 47 мин.)



гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты