На улицах старой Праги
Гостиная. Двери, стены, окна, полы
Три-четыре века назад из «верхнего зала», или из дворца, который в мещанских домах находился прямо над лестницей, входили в комнаты, каморки и подвалы. В каморках спали, а в сводчатых каморках или подвалах у мещанина хранилось его богатства, закрытое в сундуках. В каждом доме одна из комнат была самой большой, она служила гостиной.

Ее описание начнем с дверей. На старых миниатюрах двери в гостиную простые, одностворчатые. В рукописи Штитного (конец 14 века) двери выкрашены в темно-желтый цвет. Во времена короля Владислава строили много, красиво. Умение каменщиков проявлялось не только снаружи дома, но и внутри. Двери были декорированы резьбой, косяки - колоннами. Иногда под красивым замком находилась огромная грубая задвижка.

Войдем в гостиную старочешского мещанина. По сравнению с низкой темной сельской комнатой она была выше, светлее и чище. По нашим меркам светлой она не была - в старинных узких домах всегда был недостаток света и солнца из-за соседних построек. Или в самом доме окна были маленькими, или хозяин приделал себе какой-нибудь навес на консоли. Журнал писал, что в 16 веке мещане использовали каморки и комнаты для сна и хранения вещей, а день проводили на мазхаузе (большой зал на первом или втором этаже средневекового и ренессансного дома).

Но так плохо не жили. В пражских домах и сельских были комнаты милые и уютные. Одна комната была полупустой, другая заполнена разными вещами. Тут были венецианские зеленые баночки, там чешское стекло, сундуки готические, полуготические, ренессансные. А какие бывали цвета! Гармонии одинакового тона придерживались только паны, у мещан не было одинакового цвета. Новые вещи были рядом со старинными, доставшимися от дедов, у каждой свой цвет. Не было строгого понятия о симметрии, мебель не расставляли тщательно. Это была живописная дисгармония, в которой важно удобство проживания. Случай решал, что куда поставить, а все лишнее относили в каморки. В старочешской гостиной вдоль стены стояла лавка.

Осмотрим стены мещанских комнат. Популярны были простые стены, выкрашенные в серый цвет. Нижняя часть стены была прикрыта досками или выкрашена какой-нибудь краской. В 17 веке любимым был ярко-синий цвет. Досками облицовывали достаточно высоко, иногда была видна только небольшая часть стены. Конец деревянной стены завершал карниз.

Чешским панам была знакома «облицовка стен» уже со времен Карла IV. Вскоре начали вешать на стены гобелены и ковры. В мещанском пражском доме самый старый гобелен удалось найти в 1453 году. Марта, дочь Бушконис, урожденная де Подскало, унаследовала от отца перины, подушки, и «tapetum alias czalin». Если в 1453 году у порядочного подскальца пражского Бушека был «чалоун» (гобелен, декоративный текстиль) в комнате, то тем более он был у богатых пражских мещан. Появляется и другой декоративный текстиль. Им накрывают стол, лавки, постели. Он бывал расписной, шелковый, вышитый.

Чалоуны раньше хранились в сундуках в каморках, их вешали на стену только во время семейных торжеств, после которых снова сворачивали и убирали в сундук. Позже, во время Рудольфа, когда развился вкус к роскоши, мещанин держал этот текстиль на стене круглый год.

Чехи обивали стены сукном. На смену гобеленам пришли бумажные обои, которые возникли во Франции в 1760 году. Расписная стена в гостиной была обнаружена в 1599 году после смерти пана Сикста Оттендорфского. В 17 веке чем дальше, тем чаще расписывали стены в домах. У благородных панов были расписаны целые залы, а в мещанских комнатах обширные росписи не встречаются, равно как и слишком большие чалоуны.

Где была возможность, часто к дому приделывали эркер - небольшой выступ на улицу. Дома с башнями, в которых был эркер, упоминаются уже во времена Вацлава IV. Эркер сам по себе был окном, через которое любопытные паны могли видеть улицу со всех сторон. Иначе пришлось бы открывать окна, а этого в старину не любили.

Окна мещанских домов были совсем маленькие. Большие окна были в ратушах, в замках, в храмах. Над двумя створками была третья, которую для свежего воздуха поднимали, а потом снова опускали на место - «опустил окно и пошел спать».

Стекла в окнах впервые упоминаются в 1262 году - в храме св. Вита. В мещанских окнах еще в начале 15 века наряду со стеклом были кожицы и пленки, а также промасленная бумага. До этого времени стекла не было. Потом оно до конца 16 века оставалось дорогой роскошью для мещанских домов.

Листового стекла в старые времена в окнах не найдешь. Везде пишут о стеклянных кружочках, соединенных свинцом. У стекольщиков на складе были кружочки и бухты свинцовые. И этих кружочков в окна требовалось много. О большом стекле ни слова. Если же кружочек выпадал, отверстие забивалось тряпкой.

Занавесок и штор на окнах долгое время не было. У королевы Жофии первые 4 шторы появились только в 1631 году. Шторы называли «ковром для окна». Но на окнах были «решетки проволочные». С середины 16 века говорят о железных ставнях, вероятно, только на первом этаже.

Чтобы окно не занимало всю толщину кладки, каменщик выкладывал так, что в одной половине было окно, а в другой - два сиденья напротив друг другу.

Или оставлял кусочек стены, на который ставили цветы. У Людвика Коралека в доме «У Гребня» стояло семь горшков для цветов, и вероятно, очень красивых и дорогих, иначе бы они не попали в описание. Гончары продавали керамические горшки для цветов, и даже стекольщики продавали стеклянные. Также на эту стенку ставили клетки с птицами - певчими или с дорогим оперением. А также содержали попугаев.

Потолки были с балками. Балки были консолями, красиво вырезанными, иногда расписанными растительными мотивами и аллегорическими фигурами. В 16 веке не все потолки были балочными, были и сводчатыми с лепным декором. Иногда потолки были с обшивкой. Во второй половине 16 века на потолки вешали позолоченные розы, сделанные, например, из бумаги.

Полы в комнатах еще в 16 веке были мощеные, как на улицах. Полы выкладывали не обычным кирпичом, а красивыми плитками. Плитки бывали большими и малыми, красными и более бледных цветов, со стеклянным блеском, с орнаментом, фигурками, птицами, гербами.

Милой традицией было в честь гостей, а также для приятного аромата самим себе, разбрасывать на полу цветы. Часто окуривали комнаты кадилом. Для такого запаха в старых домах были крючья, железки, сковороды.
Zikmund Winter


главная страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты