гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты

Черная хроника средневековой Праги

Древние чешские хроники и иностранные гости видели не только блеск и красоту Праги. В известной Збраславской хронике мы читаем об особенностях, которые, вероятно, не очень нравились составителям записей.

Если у тебя длинные волосы, не ходи среди нас
Збраславская хроника
Збраславская хроника
«Есть среди этих странных выдумщиков такие, что по примеру варваров, отращивают длинные бороды и не бреются. Есть и такие, которые позорят мужское достоинство и укладывают волосы женским образом; иные расчесывают волосы и спускают их до ушей; другие накручивают волосы на железку, чтобы украсить свои плечи завитыми и разлетающимися волосами», - говорится в Збраславской летописи. Это было в начале 14 века.

И что из этого следует? Представление о длинноволосых и бородатых чехах, запечатленных на романтических рисунках, берет верх в этом изображении модных новинок. До того времени жители Праги и ее окрестностей в основном сохраняли гладко выбритые щеки и короткие волосы.

Много веков назад даже городские советники понимали, что не стоит раздражать простой народ роскошью и показным богатством. «Магистраты и консистории приказали всем ректорам школ и их приходским священникам, чтобы в день святого Николая ученики не надевали великолепных шалей, позолоченных или серебряных поясов с пуговицами, не ходили в жемчужных венках, а просто, по желанию, в своей одежде или в не дорогих платьях горожан», - говорится в Старочешской хронике о предписании советников от 1447 года.

По цене петуха можно купить лошадь
Иностранцы, приезжавшие в тогдашнюю средневековую Прагу, сетовали на дороговизну. В столице, которая на рубеже 14 и 15 веков насчитывала около тридцати тысяч человек, чтобы прожить, нужно было иметь большой кошелек.

Петушиные бои, например, были очень дорогой деятельностью. «Я видел сотню петухов, которые превосходят по цене огненного коня; за тридцать золотых, а часто и больше, здесь продается петух», - писал итальянский гуманист Уберто Дечембрио в 1399 году.

Мужчины - ленивые пьяницы и подкаблучники
Муж подкаблучник
Муж подкаблучник
Но не все было красиво и приятно, по мнению итальянского гуманиста. Дечембрио посетил Прагу в то время, когда властители собирались на «саммит», и город был полон вельмож, правителей разных рангов и их придворных. Но в этой суете каждому приходилось быть начеку. «Здесь есть воры, очень искусные, которые, если вы не будете внимательны, снимут вам башмаки прямо с ног...», - заметил Дечембрио, и у него не нашлось доброго слова для здешних женщин и мужчин.

«Женщины, отбросив прялку и веретено, потому что не познали этого искусства, выполняют мужскую работу, и, кажется, они властвуют над своими мужчинами... Люди здесь по большей части праздны и предаются лишь трактирным и банным развлечениям, за исключением разве что художников, которых в таком городе немного», - сетовал гуманист.

С другой стороны, один из соотечественников Дечембрио, дипломат из Мантуи, спустя почти полтора столетия был гораздо более снисходителен к женщинам и мужчинам Праги. Однако в целом он негативно отзывался о пражанах.

«Жители крайне злобны по нраву и, помимо всего прочего, любят подстерегать на дорогах, и не только лишать жизни чужаков, но и убивать друг друга в самом городе. Мужчины очень красивые и высокие, а женщины - внешностью и телом, и склонны к удовольствиям больше, чем в любом другом народе. Продажные женщины там весьма популярны», - записал Аббадино, посланник из Мантуи, в 1531 году.

Богуслав Хашиштейнский из Лобковиц
Богуслав Хашиштейнский из Лобковиц
В 1502 году Богуслав Хашиштейнский из Лобковиц дал интересное описание жителей Праги.

- Но население служит животу и, не зная в мире ничего более желанного, чем еда и питье, считает бережливость грехом. Они почти не стыдятся пьянства.

- Фредерик, легат Базельского собора, говорит, что удивляется природе этих людей, которые, если захотел выпить один, то тут же хотят выпить все.

- Они дружелюбны к чужакам, но ненавидят немцев.

- Их женщины вычурны, застенчивы, более упитаны и полногруды, чем если бы они родились в Мерое.

Они бесстрашны и гордо посмеиваются над собой, как будто ни один соседний народ не может сравниться с ними в доблести. А когда они начинают бунтовать, их уже не так легко угомонить.
Pavel Hrabica

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты