гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты



Воздушный шар «Кисибелка»
полет и крушение

16 июня 1891 года в Праге произошла катастрофа воздушного шара «Кисибелка». Он входил в состав Юбилейной выставки 1891 года и вошел в историю как первая авиационная катастрофа в Чешской Республике. Всем трем членам экипажа удалось пережить падение с высоты почти 800 метров.

Воздушный шар «Кисибелка» впервые взлетел 25 мая 1891 года. У истоков его появления стоял бизнесмен и предприниматель Сэмюэль Хоффман, который за свой счет построил так называемую арену для воздушных шаров, где он организовал платные полеты на воздушном шаре. Эта арена также включала в себя трибуны для зрителей и технические сооружения. Затем Хоффман пригласил в Прагу Максмилиана Вольфа, аэронавта, вместе с которым они основали Пражскую авиационную школу, начавшую свою деятельность 25 сентября 1891 года. В этот день также впервые поднялся в небо над Юбилейной выставкой воздушный шар «Кисибелка».

Воздушный шар Кисибелка на Юбилейной выставке в Праге в 1891 годуВоздушный шар Кисибелка на Юбилейной выставке в Праге в 1891 году

Ранее этот воздушный шар носил оригинальное немецкое обозначение Giesshübler. Предприниматель Генрих Каспар Маттони переименовал воздушный шар в честь своей минеральной воды, которую в чехоязычных районах называли «Кисибелка». Воздушный шар был наполнен светильным газом и поднимался в воздух, привязанный на веревке. А 16 июня 1891 года на Юбилейной выставке капитан Максимилиан Вольф под давлением публики, неоднократно призывавшей к свободному полету, наконец, решился на этот шаг.

На глазах у двух тысяч зрителей воздушный шар «Кисибелка», имевший форму груши, взлетел и поднялся на высоту почти в две тысячи метров. Затем он поплыл в сторону Летны. Но хлипкая оболочка «Кисибелки» не выдержала возрастающего давления газа и лопнула. После крушения воздушный шар резко снизился до высоты около 790 метров и направился к Бубнам. Затем корзина вместе с экипажем из трех человек упала на крышу литейного завода в Голешовице, который расположен недалеко от Выставочного центра Праги. Все три человека пережили крушение воздушного шара. Спустя долгое время после этого события падение «Кисибелки» заполняло страницы газет. Это также стало темой кантастории (театрализованной песни) под названием «Жалобная песня о воздушном шаре Кисибелке».

Всеми полетами «Кисибелки» управлял капитан Максимилиан Вольф с подиума на краю аэростатной арены. Команды к определенным действиям он подавал звуком трубы.

«Кисибелка» была так называемым привязным воздушным шаром, который не предназначался для свободного полета. Он был привязан тросом к земле и всегда поднимался на короткое время на высоту в несколько сотен метров. Форма воздушного шара была неправильной, поэтому пражане называли его, например, грушей или огромным табачным мешком.

Žalostná píseň o balónu „Kysibelce“ (1891)

Poslechněte, lidé zlatí,
jak s balónem se to hatí
a jak, velmi smutná věc,
bídně praskne nakonec.

„Kysibelkou“ nazván jesti,
kdo v něm nejel, ten měl štěstí,
a kdo jel, ten dostal řád,
připnul si jej na kabát.

Poskakuje balón v chvatu,
prvně puštěn bez špagátu,
povznáší se do výše,
nikdo ani nedýše.

A v příznivém dosti větru,
dva tisíce nových metrů,
balón vyletěl jak nic -
najednou však bouch a ryc!

Ach, kdopak se toho nadá,
že už balón z výšky padá,
a v něm, běda, lidé tři,
zbožná duše, popatři!

Holý cár se k zemi blížil,
nikdo sobě neublížil,
chvalme Boha za ten div,
neleť nikdo jaktěživ!

Každý tomu sotva věří,
přiběhli hned amatéři,
každý chtěl ten výjev rád
chytit ve svůj aparát.


© При использовании информации просьба указывать ссылку на сайт www.prahafx.ru

гл.страница легенды мистика старая прага дома, улицы выставки контакты