гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты

Таинственные персонажи Адвента

Адвент (от лат. Adventus - приход) - начало литургического года, предшествующее Рождеству. Адвент начинается в воскресенье между 27 ноября и 3 декабря, а заканчивается в Сочельник с заходом солнца. Он длится четыре недели. В наше время эти четыре воскресенья называют железным, бронзовым, серебряным и золотым, что никак не связано с христианством и носит, скорее, коммерческий характер. К счастью, период Адвента - не только время лихорадочных покупок. В первую очередь у него свое духовное содержание - подготовка к Рождеству - приходу Спасителя Иисуса Христа.

Венок Венок  Венок

Выразительным символом Адвента является венок с четырьмя свечами по количеству адвентных воскресений. Четыре свечи часто называют: свеча пророков, Вифлеемская, свеча пастыря, ангельская свеча. Их зажигают по одной в каждое воскресенье Адвента, против часовой стрелки. Пламя свечей и зелень венка означают жизнь в противоположность к холодной зиме. Адвентный венец - это почести тому, кого ждем, кто приходит как победитель, как царь, как освободитель - Иисусу Христу. Свет горящих свечей символизирует приходящего Христа, который рассеет тьму и страх, потому что Он - Свет миру.

Во время, предшествующее Рождеству, раньше наводили порядок не только в домашнем хозяйстве, но в себе. Во время Адвента не проводились шумные забавы, свадьбы, а люди чаще ходили в храм. В течение четырех недель перед Рождеством придерживались поста, давали милостыню и со смирением готовились к Рождеству Христа. К этому предрождественскому периоду также относится пение роратов - старых чешских песен, выражающих содержание Адвента и составленных преимущественно по библейским текстам пророков.





Тем не менее, именно во время Адвента появлялись таинственные персонажи, происходящие еще с дохристианских времен, которые могли изрядно всколыхнуть тихую и задумчивую атмосферу Адвента. Это и сейчас известная тройка - Микулаш, ангел и черт, а также и Барборки, Амброж, Люцки или ужасная Перухта.

На время Адвента приходятся праздники св. Ондржея, св. Барборы, св. Микулаша, св. Амброжа (Амброзия), св. Люции. На этих святых были перенесены языческие традиции и персонажи.

Сейчас трудно установить происхождение этих обходов, но можно предполагать, что они сохранились с языческих времен. Сейчас эти обходы домов практически исчезли. Еще в середине 19 века эти драматические шествия были в каждой деревне. Народные актеры не оставляли без внимания и отдаленные хутора, дом лесника, мельницы, хаты. Часто по глубокому снегу направлялись они от деревни к деревне, и везде, куда заходили, им были рады.

Сейчас все иначе. Современность коснулась и старинных обычаев. Народные игры превратились в ремесло, попрошайничество и приставание к людям, что привело к их прекращению. Примером угасания традиций могут служить обходы со св. Барборой.

Барборки
Св. Барбора - первая из персонажей Адвента, барборки ходили в канун 4 декабря. Мелкими подарками, обычно конфетами, они подготавливали детей к Микулашу, создавали атмосферу спокойствия в начале Адвента, чтобы дети настроились на красоту Рождества. Они выступали как добрые персонажи, не с целью запугать детей.

Барборки ходили по домам, носили в корзинке яблоки, орешки, сушеные фрукты и угощали детей. Одеты были в белые платья, подпоясаны красной и синей лентой. О своем приходе предупреждали колокольчиком. Детям велели вести себя хорошо, потому что спрячутся за печкой и будут наблюдать за их поведением.

Легенда повествует, что Барборки спускаются на землю по лестнице, которую для них ставит св. Петр.

На следующий день, в день св. Барборы, срезают веточки черешни или вишни и ставят их дома в вазу с водой. У какой девушки веточка расцветет к Рождеству, та в следующем году выйдет замуж.

После праздника св. Барборы появлялись св. Микулаш с чертом и ангелом. Св. Микулаш, покровитель моряков, рыбаков и паромщиков, а главное - детей, жил в конце 3 - начале 4 вв. В старые времена он кроме этого заботился о мостах и защищал от наводнений. Позже его роль патрона мостов и воды перешла к Яну Непомуцкому.

св. Микулаш
св. Микулаш с чертом и ангелом
св. Микулаш
Св. Микулаш

В старые времена накануне дня св. Микулаша, 5 декабря, ходила микулашская процессия. Участники надевали маски гусаров, наездников, егерей, турок, а иногда с Микулашом шли селянин с селянкой и глупым Кубой. Эта процессия ходила от дома к дому. В наше время из всех участников остались только черт и ангел, сопровождающие св. Микулаша.

Приход Микулаша
Приход Микулаша
Раздался звонок в дверь, и черт гремел цепью. Но вот уже входит любезный св. Микулаш в длинной белой одежде с блестящим золотом епископском головном уборе, с посохом в левой руке. У него белая борода до пояса. За ним в комнату вбегает черт, громыхая цепью.

В старые времена в день Микулаша также ходили с матушкой. Это женская аналогия Микулаша. Одета она была в белый наряд, в руке серп, которым она «обезглавливала» жителей дома, в первую очередь детей. Ее называли Смертью, детей пугали злой Микулашкой, которая отбирает подарки, которые положил св. Микулаш.

7 декабря появлялся св. Амброж. Он жил в 4 веке, его главными атрибутами являются метла и улей. В детстве на него напал рой пчел, который, однако, ему не принес вреда.

Как его появление связано с Адвентом?

Дети представляли себе Амброжа с метелкой, конфетами и колокольчиком. Амброж ходил вокруг костела, одетый в белое, с черной остроконечной шапкой на голове и закрытым вуалью лицом.

Он бросал конфеты, ребенок наклонялся их поднять, получал «воспитание» метлой и наказ на дальнейшую жизнь. Происхождение этой традиции неизвестно.

Амброж и кловцовы бабы
Амброж и кловцовы бабы
св. Амброж
Св. Амброж

Обходы барборок, Микулаша и Амброжа обычно проходили в течение одной недели - с 3 до 7 декабря.

Следующим большим праздником была св. Люция. Св. Люция, дочь богатых знатных родителей, избрала жизнь девственницы, от всех предложений брака отказывалась, свое имущество раздала бедным и даже выколола себе глаза, чтобы оттолкнуть поклонников, но чудом зрение ей вернулось. Отвергнутый языческий ухажер выдал ее как христианку, и Люция была осуждена к проституции. Стража, которая должна была ее отвести в публичный дом, не смогла с ней сдвинуться с места. Тогда ей перерезали горло мечом.

Св. Люция - покровительница белошвеек, кучеров, стекольщиков и точильщиков. К ней часто обращаются при болезни горла. Обычно изображается с мечом, фонарем и блюдцем, на котором лежат два глаза.

св. Люция
св. Люция
Люцки
Люцки

Накануне дня св. Люции, по домам ходили «Люцки». Люцки ходили по двое, четверо, шестеро, а то и целые процессии - пять белых люцек и одна черная. В народной традиции Люцки входили в дом тихо, что-то бубнили или шипели. Высокая, одетая в белое Люцка ходила с ножом, чтобы детям, которые не соблюдали пост во время Адвента, распороть живот. Иногда ходило несколько Люцек. Детям, которые прилежно молились, давали вознаграждение, а остальным грозили метлой.

Люцка
Люцка
День св. Люции 13 декабря давал возможность женщинам и девушкам немного отдохнуть - в ее праздник нельзя было стирать и прясть. Верили, что если св. Люция застигнет прядильщицу за работой, то все выполненная работа опять превратилась в пустое веретено, и пришлось бы прясть заново. Некоторые прядильщицы даже уносили в этот день свои прялки из комнаты на чердак. Нередко Люцками наряжались соседки и проверяли, не работают ли их ближние, а кто прял, тем разматывали напряденные нити.

Кто не знает поговорку «Люция от ночи отхлебнет, но дня не добавит»? Это высказывание уже долгое время недействительно. До перехода с юлианского на грегорианский календарь в 16 веке день зимнего солнцестояния действительно приходился на 13 декабря. Тем не менее с поговоркой не все так категорично. Замечено, что до дня св. Люции солнце с каждым днем выходит позже и заходит раньше, но в дни около ее праздника солнце останавливается, а после него начинает заходить позже - от ночи она отхлебывает. Однако восход солнца продолжается все позже - т.е. и дня она не прибавляет.

Но с приближением Сочельника персонажи становятся добрее. Вероятно, в начале поста они хотели слегка напугать детей, чтобы они стали лучше.

Обходы святых начинались вечером накануне их праздника. Дело в том, что в старину в Европе день начинался не так, как сейчас. День начинался с вечера накануне и заканчивался вечером следующего дня. Поэтому эти обходы проходились именно на день святого.

жбер
Жбер
Еще страшнее Люцек был жбер. Рассказывают, что через неделю после св. Микулаша, 13 декабря, ходил жбер - огромное существо, покрытое паклей. На телеге, которую тащили два коня, жбер возил несколько мешков пакли. Останавливался у дома, где дети плохо себя вели, входил в дом, разрезал живот непослушным детям, вынимал внутренности и вкладывал туда паклю. Через неделю возвращался и увозил мертвого ребенка в свое жилье. Дети очень боялись жбера. Если они шумели, матери угрожали позвать жбера, и затихали, как агнцы.

Кульминация запугивания приходилась на Сочельник с появлением Перухты.

Перухта - мифическое существо женского пола. Она совершает обход домашнего хозяйства, смотрит, все ли в порядке. Особое внимание обращает на прачек - трудолюбивых награждает, а ленивых наказывает. Бывает милостивой, а бывает жестокой, и в зависимости от этого предстает либо Белой пани, либо безобразной старухой с длинным носом, железными зубами и растрепанными волосами. Она присматривает не только за прачками, но также и за детьми - чтобы были умыты, причесаны и послушны. У людей, которые не соблюдают пост, вынимает внутренности. У Перухты было несколько видов. Обычно ее представляют с маской на голове. Маска похожа на коробку.

Перухты
Перухты
Люцка и Перухта
Люцка и Перухта

Не каждому понравилось бы посещение в Сочельник Перухты. У Перухты еще дохристианское происхождение. Это души чешских предков, которые обитают в Мексике или других странах, а в эти дни Адвента возвращаются. Они приходят на землю, чтобы напомнить, что жизнь не вечна, что есть и другой свет, или даже несколько миров. Один только ее вид говорит о языческих корнях.

В сущности Люция, Барбора и другие рождественские персонажи были перенесены на христианских святых, но все они языческого происхождения. Однако Перухту церковь не могла принять. Все эти маски и традиции церковь старалась подавить и искоренить, и к 20 веку это частично удалось. Раньше этих персонажей было гораздо больше.

На св. Штепана, 26 декабря, у молодой прислуги заканчивался срок службы, она получала от хозяина оплату и до Нового года наслаждались свободой и ходили колядовать. День св. Штепана и для остальных людей был днем гостей и детской коляды, при которой дети копировали взрослых и получали «задаток за службу»

Были разные духи, смерть, козлик, который безусловно, представлял не козла, а духа плодородия. Еще конь, козел, змея.

Адвент и Рождество
Адвент и Рождество
Адвент и Рождество
Адвент и Рождество

В Южной Чехии ходила Кловцова баба, еще ее называли Кловава - клюющая. Она совершала обход домов от Сочельника до Нового года. Свое лицо она скрывала под маской аиста, угрожала метлой, но и тайно делала подарки, поэтому ее еще называли щедрой бабой.

Через день после Сильвестровской ночи дома посещали одетые в черное Ометачки (заметальщицы) с головой, закрытой белым платком. Прежде чем войти, они трижды постучат в дверь. Молча подходят к кухонной плите и трижды ее обметают со словами: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа». После этого печь в новом году будет хорошо работать, а на плите ничего не подгорит.

Хотя народные традиции угасли, их можно увидеть в музеях, на театральных сценах, во время выступлений фольклорных ансамблей. Уже в городах и селах снова начинают ходить Барборки и Люцки, не говоря уже о тройке Микулаша с ангелом и чертом.



гл.страница легенды мистика старая Прага дома, улицы выставки контакты