гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|
Весной у Папы Климента VI он получил одобрение своего предложения, чтобы пражский архиепископ имел право помазания выбранного кандидата на чешского правителя и одновременно начал строительство готического собора на Пражском Граде, в котором позже происходила коронация. Королевич тогда дал указание изготовить новую чешскую королевскую корону, о которой имеются первые исторические упоминания с 1346 года. Булла Папы 6 мая Папа Климент в Авиньоне выдал буллу, в которой угрожал строгим наказанием (отлучением от церкви) каждому, кто эту драгоценность когда-либо похитит, заложит или продаст. Если кто-то это сделает, то, написано в документе, «будет подвергнут гневу Всемогущего Бога и блаженных апостолов Петра и Павла». Карл IV был и соавтором чешского коронационного регламента. Обряд всегда начинался вечером на Вышеграде. Утром его часть происходила в опочивальне будущего правителя, кульминацией была сама коронация в хоре собора св. Вита. Корона св. Вацлава впервые была использована в воскресенье 2 сентября 1347 года при коронации Карла IV. Т.к. строительство готического храма было в начальном состоянии, церемониал происходил в старом романском кафедральном соборе, называемом базиликой Спитигнева. Корону возложил на голову Карла IV архиепископ Арношт из Пардубиц. Освящена в честь св. Вацлава Корона с самого начала была освящена в честь патрона Чешской земли, пршемысловского князя св. Вацлава. Карл не был доволен ее первоначальным видом, потому что существует запись 1378 года, что она была дополнительно преобразована. Вероятно, речь идет о дополнении золотой диадемы, четырех лилий и драгоценных камней, которые правителю удалось дополнительно достать.
Карл IV приказал построить непосредственно в святовитском соборе и комнату для постоянного хранения коронационных регалий. К этой комнате, помещенной над так называемыми Золотыми воротами со средневековой мозаикой на сюжет Последнего Суда, ведет специальная лестница из часовни св. Вацлава. В этой комнате корона находится и в наши дни. Магический кусочек из тернового венца
В крестик на короне была вложена частичка из тернового венца, в котором Иисус Христос был подвержен мучениям и казни. Этим чешский правитель отождествлялся в представлении средневекового человека с самим Богом. Речь не только о метафоре. Когда воины Пилата надели на голову Христа венец, сплетенный из терна, то выступили первые капли крови, и эти капли считаются чудотворными. На картине Распятия Христа кровь стекает по кресту на череп праотца всех народов Адама, очищая его от всех грехов. Некоторые шипы, «выкупанные» в крови Христа, Карл IV раздобыл в Париже, потому что король Людовик IX выкупил в Византии драгоценный уникальный венец. Французской государственной пропагандой стала традиция, при которой правитель иногда дарил шип с тернового венца своему другу или родственнику. В замке Карлштейн сохранилась настенная роспись, изображающая передачу терна Карлу IV. ![]() Шипы от тернового венца тогда считались более ценными, чем драгоценные камни. Тем, что Карл один из них вложил в королевскую корону, король стал наместником Бога на земле, избранным на небесах, или как тогда говорили - королем милостью Божьей. Карл не сам это придумал. Шип из тернового венца Христа уже более столетия содержала и корона французского короля. Не исключено, что Карл IV привез откровение прямо из Парижа, где в молодости получил воспитание. 39 драгоценных камней
Спереди также лучше всего виден крестик, помещенный на пересечении двух поперечных дуг, в который когда-то был вставлен терн из венца Христа. Крестик украшает сапфировый камень с гравюрой Христа на кресте, что технически выдающаяся работа, выполненная на твердом камне. Больше всего камней на задней стороне. Здесь 14 красных шпинелей и один большой сапфир. С правой стороны в корону вставлено семь синих сапфиров, которые дополнены лиловатой шпинелью и аквамарином. Левая сторона содержит семь синих сапфиров и одну шпинель. Таким образом, на боковых сторонах преобладают камни синего цвета, на передней и задней - красные. Вероятно, в этом Карл IV нашел какую-то символику, которая нам пока неизвестна. Петер Ковач (Peter Kovac) |
гл.страница | легенды | мистика | старая Прага | дома, улицы | выставки | контакты |
---|